Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 6 (569) от 5 февраля 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Земля-кормилица

Больше, чем подвиг

(без автора)

Как ученые-картофеле-воды спас-ли в самый трудный период блокады Ленинграда бесценную коллекцию картофеля.

Весной 1942 года, когда миновала первая, самая ужасная блокадная зима Ленинграда, унесшая сотни тысяч жизней, к директору бывшего цветочного комбината города пришел научный сотрудник картофеля ВИРа (Всесоюзного института растениеводства) В.С. Лехнович и попросил найти землю для посадки коллекционного картофеля института. Директор долго не мог взять в толк, что речь шла о двух тоннах (!) настоящего картофеля, когда люди ели кожу, клей, когда самым ценным подарком был бы даже самый крошечный кусочек черного хлеба. А когда понял, о чем речь, был потрясен. Но землю выделил, а ученые нашли возможность обеспечить город посадочным материалом, учили сажать глазками, верхушками, стеблями. И спасли от смерти тысячи голодающих ленинградцев.

Знали бы люди, чего стоило ученым сохранить коллекцию?! Ведь немецкое наступление было стремительным. Уже в августе фашистские полчища подошли к городу. А семенные делянки располагались в пригороде, в Павловске. В августе большинство образцов еще не вызрело настолько, чтобы можно было их убирать. И ученые тянули время до последнего. А когда и того времени не оставалось, приняли решение собирать по 3 самых вызревших клубня от каждого куста. Убирали день и ночь под бомбежками и артиллерийским обстрелом. Были раненые и контуженные. Их убеждали уехать. Но ученые упрямо отказывались и успели практически на линии огня выхватить урожай и вывезти его в город.

Но и это оказалось не самым трудным делом. Зима 1941-1942 гг. выдалась на редкость морозной. В городе, чтобы чуть-чуть согреться, сжигали все подряд – ценные книги, музыкальные инструменты, мебель. Ценность дров сравнивалась по цене с хлебом. Где и как находили дрова ученые, сейчас не припомнят. Но находили и на фанерке доставляли к хранилищу (не было санок) и прогревали вместительное помещение. А чтобы не тратить силы, Ольга Александровна Воскресенская жила в том же подвале, где хранились в мешочках клубни, согревая их буквально своим телом. Но и она не выдержала – сдали силы от голода. И тогда О.А. Воскресенскую сменил ее коллега В.С. Лихнович.

Ученые умирали от голода, сохраняя от гибели уникальную, самую полную в мире коллекционного картофеля, основание которой заложил Н.И. Вавилов. И спали. Не получив за это ни наград, ни аплодисментов, ни обнародования подвига. Что дало повод на Западе объявить о гибели самой ценной в мире коллекции картофеля, что будто эту коллекцию съели обезумевшие от голода ленинградцы. Нет, никто ее не съел. Сохранили. Не только в первую зиму, но в последующие, не менее суровые. И тем самым заложили фундамент будущих достижений отечественных, но прежде всего ленинградских селекционеров. Но об этом отдельный рассказ.


Другие статьи номера в рубрике Земля-кормилица:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100