Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 5 (568) от 29 января 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Будущее Приморья сидит на игле

Г. Маслов, В. Чернышова.

«По самым пессимистичным подсчетам, сегодня в крае 10% населения - наркоманы, из них каждый третий проживает во Владивостоке. Отсюда и те «передовые» позиции, которые занимает Приморье: в последние годы край стабильно входит в десятку самых неблагополучных в отношении наркомании регионов России.

Владивосток по употреблению наркотиков занимает третье место после Москвы и Санкт- Петербурга. Интересно, что при этом цены на наркотики в столице края стабильно высокие, они не только превышают средние мировые, но и на 15-30% выше, чем на Западе России. Всего же, по оценкам экспертов, оборот приморского наркорынка составляет примерно $20-40 млн. в год.

Если за последние годы потребление наркотиков в Приморье в среднем возросло в семь раз, то уровень подростковой наркомании увеличился в 20 (!) раз. Если в 1991 г. средний возраст впервые попробовавшего наркотики был 17,6 лет, то в 2001 г. он снизился до 11,3 лет. Подростковая наркомания в крае превысила общероссийский порог на 46%. На 12,7% возросла наркомания среди женщин. По мнению директора Института человековедения ДВГУ Ларисы Романовой, в ближайшем будущем половину наркоманов края будут составлять подростки и женщины.

Показательно, что значительная доля наркоманов представлена молодыми, образованными людьми, детьми состоятельных родителей. Александр Арефьев, заместитель директора центра социологических исследований Министерства образования РФ, высказал мысль о том, что нынешняя молодежь - это поколение, которое Россия теряет и продолжает терять.

Анализ количества преступлений, связанных с наркотиками и совершенных в 2001 г. на территории Дальнего Востока, свидетельствует, что впереди всех краев и областей стоит Приморье. По официальным данным, в крае тогда было зарегистрировано 6573 преступления, в том числе 5619, связанных с наркотиками в крупных и особо крупных размерах. Для сравнения: в 2000 г. таких преступлений было 5530 (из них 4591 в крупных и особо крупных размерах).

Число фактов изъятия героина в крае увеличилось по сравнению с 1997 г. почти в 400 раз. В 1997 - три случая, пять лет спустя - 512. Объемы также иллюстрируют прогрессирующий рост: в 1997 г. было изъято 0, 004 кг героина и 5,4 кг опия. А в 2002 г. - 15,897 кг героина и 2473 кг опия. Насколько эти цифры объективны? По словам Олега Шарапова, бывшего сотрудника УБНОН, а ныне зам. начальника краевого управления Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, «статистика отражает лишь десятую часть реального объема».

ВЛАДИВОСТОК - РОССИЙСКИЙ ИНКУБАТОР БЕЛОЙ ЧУМЫ

Некоторые эксперты утверждают, что предполагаемые объемы героина и опия настолько превышают потребности местного рынка, что явно свидетельствуют о наличии транзита наркотиков в Азиатские страны. Так, по заключению экспертов местного управления Госнаркоконтроля, наркотические средства поступают в регион из Афганистана, Ирана и Китая, а также из КНДР.

Поставка героина и опия из Афганистана осуществляется через Казахстан, Москву, Самару, Новосибирск и Хабаровск. По данным ООН, в Афганистане производится до 75% наркотиков, доставляемых через центральную Азию в страны Европы и США. В прошлом году в этой стране было произведено 3,4 тыс. тонн опиума. В 2003-м - более 4 тыс. На доставке наркотиков специализируются преступные этнические группировки - таджики, армяне, дагестанцы, узбеки, чеченцы, киргизы, азербайджанцы. Они сбывают привезенный героин розничным распространителям из Приморья. Далее часть наркотиков, при содействии членов экипажей транспортных средств загранследования, переправляется за пределы РФ, в основном в Японию. Имеется оперативная информация о функционировании канала поставки героина из Таджикистана через Новосибирск-Иркутск в Уссурийск, затем небольшими партиями во Владивосток и Находку железнодорожным транспортом и курьерским способом. Часть поступивших наркотиков переправляется в порты Японии в тайниках отечественных судов.

Также, по имеющейся информации, представители диаспор из стран ближнего зарубежья во Владивостоке и Находке продолжают изыскивать возможности поставки наркотиков в Японию, используя для этого связи в составе экипажей транспортных средств загранследования или же нелегальных мигрантов из числа граждан Ирана. Контрабанда наркотиков через границу осуществляется и с территории Китая. В основном это эфедрин в виде таблеток. В результате соглашений между правоохранительными органами Приморского края и Управлением общественной безопасности провинции Цзилинь КНР активность данного канала значительно снизилась.

Эксперты Госнаркоконтроля утверждают, что незаконное перемещение наркотиков через границу может осуществляться и гражданами КНДР. Так, по неофициальным данным, одним из источников пополнения бюджета Северной Кореи продолжает оставаться промышленное производство наркотиков и их контрабанда в сопредельные страны. В северных провинциях КНДР имеются посевные площади под опийный мак, являющийся основным сырьем для производства опиума и героина. При этом, согласно секретному распоряжению руководства страны, для работы на маковых плантациях от каждого населенного пункта выделяется до 15 человек, преимущественно пожилого возраста.

Также установлено, что один из основных действующих химических заводов по производству героина находится в г. Ксенон (провинция Хамген Пукто). На сухопутном участке северокорейской границы главными направлениями транспортировки являются китайские города Хуньчжунь и Чанчунь провинции Цзилинь. Переправа наркотиков осуществляется с привлечением личного состава северокорейской пограничной охраны. Таким образом, увеличение потока наркотиков в Приморье из КНДР отнюдь не исключено, а учитывая ухудшение социально-экономической ситуации в стране, а также наличие наработанных каналов, можно предположить, что поток будет расти.

НАШИМ СОСЕДЯМ НЕНАДОЛГО ПОЛЕГЧАЛО

Убийство молодого парня из одного цыганского клана членами другого повлекло намерения кровной мести, поджоги домов «провинившейся» семьи и ее массовое бегство с насиженных мест. Следом за убитым отправился на тот свет и его брат, тяжело заболевший во время поисков тела и похорон, что еще более обострило обстановку. В результате наркомания Хабаровского края получила вынужденную передышку, и страждущие зелья граждане, подгоняемые ломкой, потянулись в спецлечебницы вереницей. «Цыганская война», как рентген, высветила «опухоль» наркоторговли и ее метастазы. Еще более интересным фактом явилось то, что в результате «войны» наркотическое зелье исчезло не только на большинстве «злачных» территорий Хабаровска - в Южном микрорайоне, пос. им. Горького, но и в Комсомольске-на-Амуре, Ванино, Бикине, Вяземске.

Следует предположить, что пока страсти не улягутся, наркоторговля будет испытывать проблемы и впредь, что повлечет необходимость изменений в иерархии наркоторговцев. Наркобизнес не будет ожидать того момента, когда клан Оглы оправится от людских потерь, поскольку есть и иные «семьи», готовые включиться в работу временно разлаженного механизма поставок и транспортировки наркотиков (в т.ч. героина) из Азии в страны АТР и далее».

Г. Маслов, В. Чернышова. Владивостокский центр по изучению организованной преступности при ДВГУ.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100