Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 5 (568) от 29 января 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Жуль Верн из серого дома

Валерий КУЦЫЙ

В детстве нас обуревает жажда знаний, мы донимаем взрослых вопросами, стараясь выведать у них, что, как и почему. С годами мир становится понятней, и в пору молодости мы уже знаем все на свете, остается только жить в свое удовольствие.

Потом начинается обратный процесс - чем старше ты становишься, тем больше тобою овладевает тяга к познаниям.

Тут нужны некоторые пояснения. Бывает, конечно, что, выслушав высказывание президента или главы правительства насчет неуклонного роста ВВП и повышения жизненного уровня народа, хочется попросить, чтобы они одновременно пояснили, как соотносятся с этими замечательными достижениями пенсии в 1200-1500 рублей и каким образом человек должен выжить на такие пенсии.

Или другая загадка. Если нам объявляют, что инфляция за год составила всего-навсего 12 процентов, то почему неизмеримо больше рост цен на продовольственные и промышленные товары, рост тарифов на бытовые и коммунальные услуги? Могу задавать и задавать подобные вопросы, но, боюсь, их будет гораздо больше, чем ответов. Поэтому лучше поговорить на какие-нибудь другие темы, которые не наводят на мысль, что тебя держат за дурака.

К примеру, скажите, вы любите музыку? Лично я люблю, хотя не всегда понимаю. В частности, мне недоступна поп-музыка, начиная уже с названия. Что означает приставка «поп»? Что данное произведение предназначено для прослушивания священнослужителями? Вряд ли, не та эстетическая направленность. Тогда, может быть, данное сочетание звуков имеет отношение к той части тела, посредством которой родители сына-двоечника в доступной своему чаду форме делятся с ним впечатлениями от просмотра его школьного дневника?

Так это или не так, но обратите внимание: и в «Жизни за царя» Глинки, и в «Волшебной флейте» Моцарта, и в «Рондо-каприччиозо» Сен-Санса, и в той же таинственной «попе» - везде вы сможете услышать только семь нот, как в радуге увидеть семь цветов. Есть, конечно, диезы и бемоли, но это лишь варианты тех же семи нот, не более.

Обратимся к поэзии. Не знаю, удастся ли когда-нибудь раскрыть великую тайну: как получается, что самые обычные слова, если сформировать из них строки, имеющие определенный ритмический порядок и чаще всего рифмованные, то есть стихи, многократно увеличивают воздействие на наши чувства. Однако ж тут не без исключений. Кое-какое значение имеет, мне кажется, талант поэта. У одного получается:

И каждый вечер в час назначенный,
Иль это только снится мне,
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

Из-под пера другого выходит нечто иное:

Мой отец торгует яйцами.
А я гоняюся за зайцами.

Согласитесь, разница имеет место. Еще одно любопытное наблюдение, уже касательно прозы. Создавать великие произведения чрезвычайно просто. В русском языке огромное количество слов. Выберите из них нужные, расставьте в определенном порядке, и у вас получатся «Братья Карамазовы» или «Мастер и Маргарита».

Так нет же, почему-то гораздо чаще появляются на свет шедевры иного рода, находящие читателей и почитателей среди судей - исковые заявления сановных лиц о защите чести и достоинства, а по сути - о защите чиновников от гласности, когда они самодурствуют, творят произвол, приобретают за счет «безгрешных» доходов шикарные иномарки, дорогие яхты, строят загородные особняки.

И знаете, нередко в судах относятся к этим искателям защиты с пониманием. Потому что судьи тоже люди, у них тоже могут быть проблемы вроде желания получить земельный участок в удобном месте, улучшить свои жилищные условия, устроить близкого родственника на хорошую работу, заручиться протекцией для продвижения по службе и так далее.

Смешно рассчитывать на получение этих благ от СМИ и журналиста, бросивших тень на доброе имя обидчивого дурака и казнокрада, который обладает достаточной властью, чтобы отблагодарить Фемиду за проявленную заботу. Теперь попробуйте с трех попыток дать правильный ответ, в чью пользу будет решено дело. Ни за что не догадаетесь!

Мы вообще недогадливы. Я вот никак не могу уразуметь, почему владивостокская городская администрация впервые оказала денежную помощь мне и всем моим знакомым пенсионерам в преддверии прошлых выборов мэра, а теперь снова стала оказывать на последнем году правления нынешнего градоначальника, то есть тогда, когда новые выборы приблизились почти вплотную.

Полагаю, это просто совпадение из числа тех, которые встречаются на каждом шагу. Об одном из них, помню, рассказывал Аркадий Райкин. Шел по городу человек, и ему на голову случайно упал кирпич. По странному стечению обстоятельств, пострадавший оказался ревизором, который направлялся в некую организацию для проведения аудиторской проверки. Такие совпадения случаются, это знают все, кто знаком с теорией вероятностей.

Мне искренне жаль пострадавшего ревизора. Доживи он до наших дней, работы у него прибавилось бы, поскольку президент Путин создал комиссию по борьбе с коррупцией. Она, как выяснилось, не будет подменять правоохранительные органы, а будет, опираясь на специалистов и широкую общественность, разрабатывать меры для устранения причин, эту самую коррупцию порождающих, и устранением условий, при которых она расцветает махровым цветом.

Вот тут-то и пригодятся ревизоры, они ведь единственные люди, способные выдавать на-гора хоть какую-то информацию. Сама же комиссия, создав свои представительства на местах, будет эту информацию получать, изучать, анализировать, рассматривать, обсуждать, с чем-то соглашаться и что-то отвергать, словом, трудиться до седьмого пота.

Коррумпированные же чиновники, на страже чести и достоинства которых стоят судьи, а на страже приобретенных путем взяток и хищений собственности - милиционеры и прокуроры, будут все так же благоденствовать, разворовывая всё, что не успели украсть до сих пор. Чего им стесняться!

Например, в лесопарковой зоне Владивостока еще есть место для строительства новых роскошных коттеджей, происхождением которых интересуются разве что журналисты, полномочиями следователей не наделенные и вниманием правоохранителей не удостоенные. Лет этак через сто, возможно, наметятся подвижки в ту или иную сторону. Скорее, думаю, в иную.

Не могу не упомянуть еще об одном забавном совпадении. В середине января местные электронные и печатные СМИ обнародовали сообщение о том, что владивостокская администрация решила возместить потери обманутых вкладчиков пресловутого Приморского продовольственного фонда. Впрочем, решила она это не совсем самостоятельно, а с помощью Арбитражного суда. О начале выплат сообщат дополнительно, но производиться они будут в течение двух лет.

Не знаю, взбодрились бы по этому случаю обжуленные вкладчики, но хочу высказать свое мнение на сей счет. Подчеркиваю специально для судей - только мнение и ничего больше. До выборов мэра остается каких-нибудь полгода, выплаты же вкладчикам, напомню, якобы будут производиться в течение двух лет.

На мой взгляд, здесь присутствует непроизнесенное предупреждение: изберете вторично ныне действующего мэра - получите свои денежки, придет к власти в городе другая команда - нет никаких гарантий, что и она будет рассчитываться с вами. Так это или не так, покажет время.

Есть, однако, другая, не менее занимательная история, и мало кто из ныне живущих на Земле знает, чем она завершится. Речь идет о плане развития Владивостока на ближайшие сто лет. Думаю, я обязан был бы сложить с себя звание фельетониста, если бы не выразил свое (внимание, господа судьи!) мнение по этому поводу.

В одной из своих публикаций я цитировал высказывание градоначальника на эту тему и потому не стану снова прибегать к цитатам. Замечу лишь, что тогда я не воспринял как нечто серьезное обещание Юрия Михайловича сотворить такой план. Ну мало ли, думалось, чего не наговорит человек, когда никто не может его вовремя остановить.

Ан нет, дело оказалось нешутейным. Недавно пресса довела до сведения народных масс, что столетний план уже находится в стадии разработки, им занимаются два десятка всяческих НИИ.

Давно известно, что принципы всех этих научных и проектных организаций не отличаются большим разнообразием. Ты им только заплати, и они представят любые разработки, вплоть до сооружения в центре Владивостока египетской пирамиды.

У меня нет сведений, в какую сумму обойдется городу план такого прорыва в будущее, до которого нигде, кроме Владивостока, не додумались не то что в России - ни в одном государстве мира. Ничего удивительного, сейчас, когда развитие науки и техники по сравнению с прошлыми веками многократно ускорилось, только отчаянный фантазер рискнет предсказать, как изменится мир за 20-30 лет. А тут - столетие! Приведу некоторые факты.

Только за год до наступления 20-го века в Москве был пущен первый трамвай. Первый троллейбус проехал по улицам столицы в 1934 году. Во Владивостоке, естественно, оба эти вида транспорта появились гораздо позже.

Еще недавно, в начале 50-х, хозяином улиц нашего краевого центра был пешеход. Сегодня город забит автомобилями, они заполонили не только проезжую часть, но и тротуары, а скоро, наверное, будут стоять на крышах.

А что произошло с авиацией? Свои первые полеты братья Райт совершили в 1903-м году, но уже в Первую мировую войну авиация всерьез заявила о себе. Нужно ли говорить, что она представляет собой сейчас?

А реактивные двигатели, атомные подводные лодки и надводные суда, атомные электростанции? А космические полеты, высадка человека на Луне, нынешние исследования Марса, да разве все перечислишь?

Кто же может предугадать, не придут ли через два-три десятилетия на смену нефти и газу новые энергоносители? Нет никакого сомнения, что сравнительно скоро будет отдано предпочтение энергии приливов, солнца и ветра.

О транспортных средствах и говорить нечего - уже начали появляться выгодные в эксплуатации электромобили и работающие на солнечных батареях двигатели. И почему бы со временем городскому транспорту вообще не убраться под землю или не подняться на эстакады, освободив улицы для пешеходов и зеленых насаждений?

Да и кто знает, не уйдет ли в прошлое колесный транспорт, не заменят ли его авиетки и аэропоезда, в этом случае город приобретет совершенно другой вид, и самое богатое воображение не способно представить, какой именно. Все зависит от научно-технического прогресса, от уровня жизни в стране и в мире, от общественного сознания. Судить о реалиях конца 21-го - начала 22-го веков с позиций сегодняшнего дня, с позиций позорной нищеты и дискомфортных условий жизни - все равно, что плевать в вечность.

Какой же смысл в этом более чем экстравагантном проекте? Пожалуй, смысл есть. По моему мнению (подчеркиваю это, господа судьи!), замысел состоит в том, чтобы отвлечь людей от неурядиц, вызванных некомпетентностью властей, задурить головы байками о всеобщем благоденствии, о счастливых временах, до которых мы не доживем и не сможем проверить, насколько были правы новоявленные нострадамусы.

По этому случаю вспоминается анекдот из категории черного юмора. Умирающий Рабинович вдруг начинает смеяться. «Тебе лучше?» - с надеждой спрашивает жена. «Нет, - слабым голосом отвечает несчастный, - отдаю концы. Но все имеет свои хорошие стороны: я вдруг подумал, что этот дурак Гасперович, наверное, надеется получить с меня долг».

В таком вот жизнеутверждающем ключе я заканчиваю свои сомнительные рассуждения или, говоря иначе, размышлизмы.

Валерий КУЦЫЙ.

Рисунок Михаила ЕРОФЕЕВА.

P.S.: Кроме того, я думаю, что Копылов как крупный ученый должен быть переведен на преподавательскую работу в Дальневосточный государственный университет или направлен на укрепление Российской академии наук.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100