Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 11 (522) от 13 марта 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Педагогическая поэзия и проза жизни

Марина ЗАВАДСКАЯ

Когда потеряют значенье
Слова и предметы,
На землю для их обновленья
Приходят поэты...
Новелла Матвеева.

Макаренко Антон Семенович (1888-1939) - педагог и деятель образования. Работал на Украине и в России. В связи с разработкой педагогической проблематики затрагивал в своих трудах ряд вопросов психологии. М. - автор концепции формирования личности в коллективе, взаимосвязь членов которого рассматривалась им как отношения «ответственной зависимости». М. исследовал мотивационную сферу личности, механизмы формирования ее общественно ценных качеств, основную роль отводя воспитанию нравственно оправданных потребностей, то есть потребностей коллективиста.

Энциклопедия.


Сейчас много говорят о современных беспризорниках, спорят, что с ними делать - и, главное, кому! Предлагают различные варианты типа реабилитационных центров, бесплатной кормежки, говорят, что если сейчас этих детей не пристроить, то через несколько лет они пополнят ряды преступников...

Казалось бы - о чем спорить? Есть же в нашей не столь далекой истории пример конструктивного решения проблемы беспризорников, и этот опыт описан и в специальной педагогической литературе, и в художественной. Я имею в виду Антона Семеновича Макаренко, чей 115-й день рожденья приходится на 13 марта. В энциклопедии говорится, что этот человек «осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького (1920-28 г.г., под Полтавой, с 1926 г. в Куряже близ Харькова) и детской коммуне им. Ф. Э. Дзержинского (1927-35 г.г., в пригороде Харькова)».

Но почему опыт Макаренко обозначен как «беспримерный», то есть единственный и неповторенный? Конечно, «Педагогическая поэма» - художественное произведение, но ведь Макаренко написал и множество специальных статей, где не личности своих воспитанников изобразил, а свои теоретические положения, определил цели педагога и описал приемы, с помощью которых эти цели могут быть достигнуты. Казалось бы: бери и применяй.

Брали. Применяли. Даже его воспитанник - тот, кто в «Педагогической поэме» назван Карабановым. Попытка оказалась не просто неудачной, но привела к трагедии: один из неперевоспитавшихся подопечных Карабанова убил его маленькую дочь. Ну а дальнейшие разговоры о «воспитании в коллективе по Макаренко» не стоят даже упоминания.

Не стало Макаренко - не стало и его «беспримерного» опыта.

И это - общая тенденция. Зачем далеко ходить, давайте к местному материалу обратимся. Был у нас единственный в крае педагог со званием «Народный учитель» Н.Н. Дубинин, и руководил он интернатом. «Дубининский интернат» - о, это была фирма! Там много чего передового в области педагогики применялось. Ушел Дубинин, и что? Некоторое время интернат держался на былой славе, а теперь... Теперь его просто нет. Он доживает последние годы без нового набора учеников, ибо передан ВГУЭСу в качестве будущей школы для одаренных детей. Родители пытались спасти «Дубининский интернат», но ничего у них не получилось. Да, откровенно говоря, то, что там сейчас, и спасать незачем.

А вот и гуманитарная гимназия при Владивостокском педколледже №1. Созданная И.Н. Немировской, она очень быстро завоевала признание у родителей. И теперь это фирма!

Пока что фирма. Немировская уехала в Санкт-Петербург - навсегда. Неповторимая атмосфера гимназии стала менее неповторимой, хотя нынешний директор старается ее удержать. Но если уйдет и он в связи с поглощением педколледжа и гимназии университетом? Будет просто учебное заведение.

Так, может, педагогика - не наука? То есть нет, я неправильно ставлю вопрос. Конечно, педагогика еще не наука, ей очень долгий путь надо пройти, чтобы наукой стать. Но, может быть, педагогика - это искусство? И любой педагогический опыт неповторим, как всякое произведение искусства?

Ведь не только у нас в крае, не только у нас в стране «особые» школы погибали после ухода педагога-основателя. То же и в остальном окружающем нас мире.

Остаются только удачные приемы, технологии, доступные всем. Когда-то непрерывный учебный процесс был разделен на уроки. Удачная, легко повторимая находка! Когда-то ученики были разделены на классы по возрасту и уровню подготовки. Чтобы приметить это, не нужно никакого таланта, только здравый смысл, ибо выгоды от такого деления учеников понятны всем.

Но чтобы создать из беспризорников-правонарушителей коллектив, ориентированный на общественно ценные качества, нравственно оправданные потребности, - для этого надо быть поэтом. Нет, не для красного словца назвал Антон Семенович свое произведение «Педагогической поэмой»!

Другой педагог, даже талантливый, даже гениальный, не в состоянии повторить эту поэму. Но он в состоянии сочинить свою.

Кстати, это после смерти Макаренко его «коллективистское воспитание» признали и мумифицировали. При жизни педагога ему мешали работать и созданное отбирали и разрушали. А так называемые «педагоги-новаторы» излета Застоя? Непрестанным гонениям подвергались они! А ведь не времена «средневекового мракобесия» на дворе, к эпохе Застоя даже генетика и кибернетика перестали считаться продажными девками империализма.

Но поэзия... Даже поэзия не вписывается в прозу жизни, а тем более в прозу департаментов, управлений, комитетов и тому подобных органов образования. То, что поэзия эта - педагогическая, роли уже не играет.

Но без поэзии жизнь сера, как кошки ночью.

Марина ЗАВАДСКАЯ.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100