Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 10 (521) от 6 марта 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Судьба ваяет радость из печали

Надежда АЛИСИМЧИК

Когда-то Платон, послушав Сократа, бросил все свои занятия, сжег рукописи и пошел к нему в ученики, чтобы заново создавать душу.

И наш современник, ныне покойный поэт Валентин Сидоров, повторил эту мысль, сказав: "Земля больна, но нужен ей не врач, а нужен ей Учитель". И воистину так - сначала нужно образовать сердце, т.е. душу ученика, а потом - ум. Бездушного искусства у нас много - ведь ум без сердца преступен.


В 2004 году Владивостокскому художественному училищу исполнится 60 лет.

Это старейшее учебное заведение сумело не только выстоять в наше смутное время, но даже открыть новые отделения. В 2001 году здесь начали готовить скульпторов, единственный выпуск которых в стенах училища был в сороковые годы. Профессионалов в этой области во Владивостоке очень мало, не более пяти, институт искусств такого факультета не имеет.

ЕСТЬ ДЕВОЧКИ В НАШИХ СЕЛЕНЬЯХ

Мы побывали в училище и, поскольку готовили женский номер газеты, беседовали исключительно с девушками - будущими скульпторами, которых в группе оказалось пятеро.

Раньше девушки, а скорее девочки (им по 15 лет) жили в разных городах и селах Приморья: Находке, Дальнереченске, Новосысоевке, Ольге, ничего не ведая друг о друге. Но их мечты уже ткали общую нить судьбы. После 9 класса они приехали поступать в художественное училище во Владивосток. Кто на модное отделение дизайна, кто на живопись. Но не попали на эти специальности и плакали горькими слезами. Когда им предложили пойти на отделение скульптуры, они согласились, имея тайную надежду потом перевестись. Девочки учатся второй год, и когда я в шутку попросила их поклясться под золотыми куполами (рядом церковь) и сказать чистую правду, хотят ли они покинуть скульптуру ради дизайна, они хором ответили: «Мы так плакали, а теперь так рады, что оказались здесь!»

И за это мне от всей души хочется сказать доброе слово и в адрес всего коллектива училища - нашли способ помочь способным девушкам не похоронить мечту - нашли преподавателя, открыли отделение скульптуры и предложили «неудачницам» там заниматься. Живут девочки в бесплатном общежитии, и хотя стипендия всего 80 рублей, но лица у них такие счастливые!

Спору нет, им повезло, преподает специальность единственная в Приморье из профессиональных скульпторов женщина - Надежда Михайловна Шайморданова (в тексте Ш.), с ней и побеседовал корреспондент (К) «АВ».

ЛЕНИНА И СТАЛИНА НЕ БЫЛО, А ГЛИНА БЫЛА

К.: - Надежда Михайловна, откуда Вы родом?

Ш.:- Я родилась и выросла в маленькой деревеньке, в 18 км от бывшего совхоза Сунь Ят Сен, это за Уссурийском.

К.: - У вас в деревне были скульптуры?

Ш:- Нет.

К.: - Что же, у вас даже бюстов Ленина и Сталина не было?

Ш.: - Ленина и Сталина не было, а вот глины в карьере было очень много, и я там с 9-го класса начала лепить и там же, в карьере, решила стать скульптором. В 10-м классе начала писать во все концы СССР, узнавать, где готовят скульпторов. Из Ташкента пришел ответ, и я туда поехала, но отделения там не оказалось.

К.: - Услышь я такое в свои 17 лет, от моих воплей там передохли бы все ишаки, это ужасно! Вы громко рыдали?

Ш.: - Нет, это было прекрасно, я посмотрела Ташкент, поработала год на текстильном комбинате. На следующий год мне ответила Пенза, и я туда поехала. Обрадовалась, что отделение скульптуры там есть, пошла в общежитие абитуриентов, вошла и круто так спрашиваю: «Кто тут скульпторы?» А маленькая пигалица, заплетая тонюсенькую косицу так же важно в ответ: «Я!». Как это сейчас смешно!

Поступила, проучилась 5 лет, а по окончании училища решила повидать свет. Поехала в Мурманск, устроилась дневальной на пароход и 4 месяца наслаждалась красотой и простором Севера, времени было достаточно - нас затерло льдами, выручали два ледокола. Потом мы пришли в Тикси. Север незабываем - это суровость пространства, отлитого в свет и цвет, какая-то огромная пустота, наполненная чистой силой.

Вернувшись в Пензу, поняла, как многому еще надо учиться, и решила продолжить образование в Москве. Поступила в бывшую Строгановку на отделение монументальной скульптуры. Окончив училище, возвратилась в Приморье. Здесь участвовала в выставках, стала членом Союза художников, мне выделили мастерскую, в которой я работаю.

К.: - Мастерскую не отобрали?

Ш.: - Нет, она закреплена пожизненно.

К.: - Плата за отопление по силам?

Ш.: - Нет, отопление пришлось обрезать, зарплаты не хватит за него платить. Но я все равно зимой там работаю.

К.: - Случалось повидать великих мастеров за границей?

Ш.: - Да, раньше я могла купить заграничную турпутевку, мне это было по карману, и я побывала в европейских странах.

К.: - Вы были членом партии? Беспартийных, кажется, не очень-то охотно пускали за границу.

Ш.: - Нет, членом партии я не была, но в Риме и Париже была, с сокровищами Лувра и Ватикана познакомилась. Еще побывала в Алжире и Португалии.

К.: - Это интересно, я недавно писала о Португалии, Вы там слышали что-то о Фатиме или русским туристам в ту пору об этом не рассказывали?

Ш.: - Нет, почему же, когда мы были в португальском городе Фатима, нам очень многое рассказывали и показывали. Это было начало 80-х, тогда там целый километр святой дороги был выложен из мрамора. Грешники на нем отмаливали грехи, проделывая этот путь на коленях. На земле, где детям было видение, построен удивительный храм, причем к нему постоянно делались достройки - число паломников очень велико.

К.: - Да, 13 мая 2002 года на том месте молилось 60 тысяч детей со всей Европы. А ваши студенты, где они могут познакомиться с образцами искусства и вообще развивать воображение, ведь во Владивостоке в музеях скульптур нет,

Ш. : - Мы изучаем не только скульптуру, но и живопись. Ходим вместе на выставки и в музеи. Недавно посмотрели картины Макеева, выставка понравилась - он сильный профессионал композиции, цветового построения.

К.: - Но очень уж грустный, прямо безысходный.

Ш.:- У каждого свое мироощущение. А для знакомства с моими любимыми Майолем, Микеланджело, Генри Муром, Манцу и другими я приношу книги из своей библиотеки.

К.: - Не жалко отрывать время на преподавательскую деятельность?

Ш.: - О, нет! Когда мы вместе смотрим книги, посещаем выставки, а потом мои ученики сами начинают проявлять себя в дереве, глине, на бумаге, я не трачу время - я расту с ними. И, кроме того, я передаю им не то, что где-то вычитала, я передаю им свой опыт. Учу мыслить. Когда лепили Сократа, читала им Платона.

К.: - Это для меня загадка, как сделать руки умными, чтобы они работали синхронно с воображением? Для меня все музыканты, художники, скульпторы - волшебники, у них это получается, почему?

Ш.: - Это просто продолжение их мыслей.

К.: - А одного земного воображения достаточно для искусства?

Ш.: - Конечно нет, но и старая религия для этого не пригодна. Связь с небом существует всегда помимо всяких догм.

К.: - У Вас намечается выставка? Это сложно, дорого?

Ш.: - Нет, не очень сложно и не дорого, но это будет возможно, когда я смогу закончить цикл работ, которые объединены одной идеей. А выставлять все подряд, что у меня есть, мне не хочется, да и смысла в этом не вижу.

К.: - А ради денег работаете, ведь зарплата преподавателей везде невелика?

Ш.: - Конечно, приходится, вот совсем недавно закончила для Николаевской арки венок с вензелем «Н».

ИСКУССТВО ЖИТЬ ПРИДЕТ САМО СОБОЙ, ЛИШЬ ВЕРЬ В СЕБЯ...

А деньги Надежде Михайловне нужны не меньше, чем всем прочим, особенно после того, как ограбили, отняв все накопленные на старость сбережения - 50 тысяч рублей. Случилось это на рынке Вторая Речка. Подошла к ней молодая приятная и приветливая дама и предложила недорого купить аудио кассету.

Слово за слово, и она убедила пройти за ней, тут подошли еще две дамы лет по 50 и молодая девушка. Надежда Михайловна и глазом не успела моргнуть, как она уже с двумя старшими дамами выиграла телевизор, а молодая девушка, «студентка из деревни», которой мама дала «денег на покупки», «проигралась» и плачет. Дамы ругаются - одной нужен телевизор, другой - деньги, «студентка» рыдает. Надежде Михайловне стало жалко студентку, и она ей стала помогать «отыграться».

Как это происходило, она не помнит, видимо, была под сильным гипнозом. Когда очнулась, она уже была должна «плачущей студентке» 700 долларов, которые та в свою очередь должна была вернуть «лотерейщицам». Кроме того, и сама надежда Михайловна была им должна немало - в общей сложности все, что у нее было.

Вместе с «рыдающей студенткой» она отправилась за деньгами сначала в мастерскую, а потом в сберкассу. Когда она вручила всю скопленную ею за несколько лет сумму, мгновенно все дамы и «студентка» исчезли, а через несколько минут она пришла в себя и медленно осознала, что случилось. После чего пошла в мастерскую и начала работать, а потом написала стихи, где есть вот такие строчки:

Легко воздаст планета долгу,
Когда пространство обозначит суть.
Звезды посланник позовет в дорогу
И правильный укажет путь.

Я спросила Надежду Михайловну, не перестала ли она после этого любить «студентов»? «Мне смешно, как человечество помешалось на деньгах», - услышала в ответ. «Что же может вернуть нам человекообразие?» - спросила я. «Когда мы перестанем копировать Запад и начнем строить свое», - был ответ.

Когда я посмотрела, что делают ее питомцы по собственному воображению, попутно с усвоением классических норм я порадовалась, что здесь их индивидуальность не подавляют и не ориентируют на клонирование компьютерных подражалок. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

И последний вопрос, который я задала перед уходом Надежде Михайловне: «С чем связано в ее жизни состояние счастья?»

- В жизни бывают разные моменты счастья: это и природа, и любовь, и творчество, и общение с близкими, но все это как-то уходило и приходило. А всю полноту счастья я ощутила, когда узнала, что принята в Строгановку. Ведь тогда это место невозможно было купить за деньги, а соперники были сильные. Возникшее тогда ощущение счастья - главное в моей жизни. Это счастье - не этап, не воспоминание, не прошлое, а навсегда открывшаяся и никогда не запахивавшаяся дверь в будущее.

Надежда Алисимчик.

На фото Галины СМАКОТА:
Верхний снимок - Н.М. Шайморданова;
Нижний снимок - слева направо: Юрлова Света, Ширина Женя, Шайморданова М.Н., Колпакова Света, Ребик Саша, Стасюк Света.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100