Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 33 (492) от 15 августа 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Три тысячи евро шахтеру Бурдову

(без автора)

“Недавно истек срок представления российским правительством в Европейский суд по правам человека объяснений по 30 жалобам граждан РФ, поступившим в этот суд.

Один из этих 30 - житель поселка Аюта Ростовской области, чернобылец Анатолий Бурдов теперь ожидает, что со дня на день ему придет конверт из Страсбурга с официальным решением Европейского суда. Как уже сообщали “Известия”, Бурдов стал первым россиянином, чья жалоба была рассмотрена в Страсбурге по существу и удовлетворена”.

ЕЛЕНА СТРОИТЕЛЕВА,
“Известия”, 26.06.02


В Шахтах Анатолий Бурдов - человек популярный. Здесь идет самая длительная в стране акция протеста. Шахтинские ликвидаторы начали ее почти два года назад, требуя выполнения решений судов: выплатить чернобыльцам в полном объеме суммы возмещения вреда, причиненного их здоровью. В палатке, в которой дежурят и зимой, и летом, одно время жил и Анатолий Бурдов.

- Тогда я дважды переболел бронхитом, потом понял, что дальше участвовать в акции не смогу, - невесело усмехается Анатолий Тихонович. - Решил: буду требовать своих денег по суду. Вообще-то я часто добивался того, чего хотел. Помню, как “пробивал” квартиру. По закону мне как ликвидатору была положена не двухкомнатная, а трехкомнатная. Пошел в прокуратуру, написал заявление. Дали.

Точно неизвестно, сколько рентген набрал Анатолий, работая на крыше аварийного чернобыльского реактора, и потом, когда дезактивировал села и строил лагерь в знаменитом “рыжем” лесу. Когда Анатолий вернулся в шахту, то падал в обморок прямо в забое. В 1991 году он стал инвалидом второй группы.

В конце 90-х, когда ему, как и многим другим ликвидаторам, перестали в полном объеме выплачивать суммы компенсации вреда здоровью, Бурдов начал судиться с государством.

- В 1997-м, после того, как у меня отобрали коэффициент компенсации за ущерб здоровью, обратился в Кировский районный суд. Решение приняли в мою пользу, но деньги не выплатили. После этого обращался во все вышестоящие судебные инстанции.

Последним был Конституционный суд. Я просил разобраться в моей ситуации, написал: если не сможете помочь, то хотя бы пришлите адрес Европейского суда по правам человека. И что вы думаете? Прислали!

Недолго думая, Анатолий Тихонович сам написал жалобу и отправил ее в Страсбург. Оттуда стали приходить письма с уточняющими вопросами. Бурдов отвечал. А 1 августа 2000 года Европейский суд уведомил шахтинца о том, что его дело принято к рассмотрению.

- Суд предложил российскому государству высказаться о приемлемости жалобы, а затем (после ее принятия судом) о требованиях Бурдова по существу, - говорит адвокат Николай Кравцов, официальный представитель Анатолия Бурдова. - Честно сказать, ознакомившись с ответами правительства, я был удивлен. К примеру, там говорилось, что Бурдов не прошел всю цепочку отечественных судебных инстанций. Но в распоряжении суда были документы, которые подтверждали обратное. Или сообщалось о том, что Бурдоу все компенсации проиндексированы. Мы же посылали банальную справку из собеса, из которой становилось ясно, что это не так.

- Весной прошлого года ко мне приезжали люди из администрации президента, фамилий не помню, - рассказывает Бурдов, Просили меня забрать жалобу из Страсбурга. Говорили, что в обмен погасят все долги. Я сказал, что никому не верю и жалобу не заберу. И правильно сделал - деньги Государство только в марте 2001-го начало выплачивать, и то не все: вместо 130 тысяч рублей пришло 113.

Для Бурдова недополученная сумма весьма существенна: ежемесячный доход его семьи 4 тыс. рублей (это пенсии Анатолия и его жены).

Страсбургский суд решил, что в качестве компенсации морального ущерба правительство РФ должно выплатить Бурдову 3 тысячи евро. По мнению Николая Кравцова, дело не в размере компенсации:

- Важно, что создан прецедент - в Страсбурге по аналогичным жалобам от российских граждан решения могут теперь приниматься автоматически. Решение Европейского суда гласит: недопустимо для госвласти ссылаться на недостаток денежных средств в качестве оправдания за невыплату в срок долга, признанного судом. Если государство и дальше будет нарушать это правило, то не исключено, что придется давать по этому поводу серьезные объяснения Совету Европы.

Ростов-на-Дону


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100