Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 44 (1024) от 30 октября 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Новости

В музее «Дом Высоцкого на Таганке»

Наталья ФОНИНА

ВИСОКОСНЫЙ ГОД ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО
В музее Восоцкого, который находится в театре на Таганке, началась выставка под названием «Високосное лето Владимира Высоцкого». 1972 год для поэта и актера отмечен особым творческим взлетом. Его голос к тому времени уже звучал с магнитофонных лент чуть ли не из каждого раскрытого окна.

И именно 1972 год оказался наиболее плодотворным в жизни Владимира Высоцкого. Он сочинил большее количество песен, которые поют и слушают до сих пор.

В музее Высоцкого не бывает пусто. Песни Высоцкого, часто исполняемые от первого лица, близки и моряку, и заключенному, и министру. Он как будто обратился к каждому по имени.

Он никогда не относился к блатной среде, наоборот, хорошо владел литературным русским языком. Но даже его песни о тюремной и блатной жизни, которые присутствуют в его творчестве, отличались особым, обнаженным смыслом, вскрывающим порочность системы и власти. И потому они остаются понятными настоящему поколению.

В музее Высоцкого много фотографий, афиш, которые будто погружают в недавнее прошлое, когда Владимир Высоцкий был жив. Хранятся предметы быта, одежда, пленки, пластинки и первая гитара, на которой играл Высоцкий.


ОН ПЕЛ, ПРОЖИВАЯ КАЖДУЮ ЖИЗНЬ

Только актер, который понял своего героя изнутри, сможет превоплотиться в образ и почувствовать то, что переживал его герой. Володя был именно таким. Его песни – это будто роли, которые он играл сейчас, остро, вживаясь в каждый образ, впрочем как он и жил, в полную мощь своей широкой и человеколюбивой натуры. Первую песню Высоцкий написал в 1961 году и называлась она «Татуировка».

Песня родилась нежданно-негаданно, когда он ехал по Ленинграду в трамвае. Он наблюдал из окна трамвая красоту этого города.

В трамвай зашел молодой человек. Видимо, изнывая от жары, молодой человек растегнул рубашку, обнажив огромную таутировку, выколотую на груди. Володю как будто пронзило током. Слова сплетались в стройные четверостишия.

Молодой человек с татуировкой на груди вышел из трамвая, а Володя, как ошарашенный, едва доехав до остановки, выбежал на улицу и помчался домой, чтобы не забыть внезапно возникшие в его голове стихотворные строки.

В то время он жил в коммунальной квартире. Прибежав домой, принялся искать клочок бумаги и карандаш. Карандаш нашел сразу, а вот вместо бумаги под руки попался клочок картонной коробки из-под конфет. Не найдя ничего другого, Высоцкий написал первое стихотворение на этом кусочке картона.

Он был очень эрудированным человеком и в своей речи не мог неправильно поставить ударение или спутать сравнительную степень прилагательного. Но как-то получилось, что сложились именно строки: «Но моя, верней, твоя татуировка, лучше и красивше, чем его...». Клочок картона из-под коробки конфет и карандаш, которым было написано первое стихотворение, хранятся в музее Высоцкого.

В течение последующих дней складывались и другие стихотворения. Высоцкий был необычайно счастлив от этого. Он не думает, что это поэзия. Он так и считает, что это его роли, а он перевоплощается из одного образа в другой. Он исполняет эти стихи под гитару. Это не творчество музыканта, это авторская песня – своеобразная, необычная по своему исполнению, отличающаяся от предыдущих бардовских песен.


С ГИТАРОЙ В ОДЕССУ, А ПОТОМ – В МОСКВУ

Володя прекрасно знал, что такое поэзия и музыка. Он любил стихи разных авторов, очень любил Пастернака. Родители Володи еще в детстве пытались обучить сына игре на рояле. Но этот эксперимент не очень удался. Отец купил дорогой белый концертный рояль и нанял немку, которая, как предполагали родители, обучит Володю игре на рояле. Рядом стоял аккордеон, на случай, если Володя откажется играть на рояле. Хотя что-то из Шопена он играл и знал это наизусть, научить Володю игре на рояле оказалось праздным занятием. И повлиять на него было невозможно, потому что он решал и выбирал всегда сам. Поэтому говорить о музыкальной значимости Владимира Высоцкого не приходится.

Но стихи его просто гениальны. Они полюбились многим. Володя играл на гитаре в узком кругу знакомых и друзей, что называется – на кухне.

Из Ленинграда Володя поехал сначала в Одессу. И некоторое время находился на корабле, где драили палубу, охраняли акваторию, а в промежутках между всем этим Володя сочинял песни и мечтал поехать в Москву и показать их Андрею Синявскому, которому доверял, как творческому человеку и считал своим наставником. Пожалуй, это был единственный человек, к мнению которого так прислушивался Владимир Высоцкий.

И вот долгожданный час пробил. Владимир Высоцкий наконец приехал в Москву и пришел с замиранием сердца к А. Синявскому. «Я вам принес послушать песни. Фольклор», – произнес Володя. Послушал Володю, Андрей Синявский сказал, что это что-то новое и интересное и нужно срочно записывать на магнитофонную ленту. «Смотри, не заикайся и перед каждой песней говори, где и когда это услышал».

Спустя несколько минут Володя признался, что сочинил эти песни сам. Тогда А. Синявский сказал: «Только не старайся напечататься, слышишь. Ты – народный поэт. Не теряй этой планки, не сходи с этого рубежа». Володя подумал, что Синявский его утешает.

Когда Володя пришел устраиваться в Московский театр драмы и комедии, который ныне именуется Театром на Таганке, было написано уже около ста шестидесяти песен. Этот «гейзер» уже было невозможно остановить, потому что Володя писал песню за песней.


ВЫСОЦКИЙ И ТАГАНКА – НА ДОЛГИЕ ГОДЫ

Володя не был из обеспеченной семьи. Он бедно одевался, особенно в условиях того времени, роскошь была непозволительна. Потертый пиджак. Ботинки сорок третьего размера явно были ему велики, потому что он носил сорок второй. Надев отцовскую рубашку и поношенный пиджак, Володя пришел устраиваться в театр. Рубашка была велика, потому что у отца фигура была более грузной. Чтобы уменьшить размер ворота рубашки, пришлось пристегнуть его скрепкой со стороны спины, а сверху, чтобы скрыть все эти приспособления, Володя надел галстук. Получилось удачно скрасить нищету наряда. И со своей гитарой, видимо, тоже много повидавшей на своем веку, он отправился к режиссеру Юрию Любимову. Пришел на прослушивание прочитать стихотворения и спеть собственные песни. Пиджак такой расцветки, как у Володи, считался чуть приблатненным нарядом. Наряд располагал к тому, чтобы спеть что-то в духе блатных мотивов. Но Володя спел «Штрафные батальоны». Юрий Петрович спросил, чья песня. Володя ответил, что собственного сочинения. Юрий Петрович поинтересовался, есть ли в активе у Володи еще сочиненные им песни, на что поэт ответил утвердительно. После того, как Владимир Высоцкий исполнил около пятнадцати песен, Юрий Петрович прервал его и сказал: «Вы приняты на работу. Давайте трудовую книжку». Володя протянул трудовую книжку, хотя сам понимал, что это его «волчий билет». В трудовой книжке было множество записей о нарушении трудовой дисципилины. Юрий Петрович, посмотрев внимательно трудовую книжку, бросил ее в огромную пепельницу, которая стояла в его кабинете, и поджег. Трудовая книжка сгорела, и тогда Юрий Петрович велел директору театра откорыть новую. Но директор театра ответил, что без прежней трудовой книжки новую открыть нельзя, но можно принять с испытательным сроком на три месяца. И Володю приняли с испытательным сроком на три месяца. И и началась его работа в Московском театре драмы и комедии. Вообще, Володя работал на износ. Он окунался в работу с головой, так же, как старался взять всё от жизни. По натуре он был жизнелюбом. И буквально через год работы в театре Володю полюбили. Его слава исполнителя собственных песен росла, как снежный ком. Ему не преподавали литературу двадцатого века иностранные учителя. Его преподавателями были кто-то вроде Киси Моисеевны – героини одной из его песен.


ГАМЛЕТ ВЫСОЦКОГО

Актерская профессия определила характер его песен. И уже через полтора или два года работы в тетре он был узнаваем. Зрители подходили к кассе театра и спрашивали, будет ли в этом спектакле задействлван Высоцкий, будут ли исполняться в спектакле песни, написанные им. Хотя он в то время не играл главных ролей и эпизодические роли занимали не более двух минут. Но настолько сильна и неординарна была его личность, что он не оставался незамеченным. Потом будут еще его коронные и замечательные роли в театре, которые он играл блестяще: в спектакле «Преступление и наказание» он играл Свидригайлова. Его первая главная роль – Галилео Галилей.

Потом в музее Высоцкого включили фрагменты из спектакля «Гамлет», в котором Высоцкий играл главную роль. В то время был тяжелый период в его жизни, когда его запрещали, устраивали травлю за столь откровенные антисоветсике песни. В тот момент он, похоже, особо обостренно ощущал на себе то, что чувствовал его герой Гамлет.

В это время Высоцкий напишет в своем стихотворении:

Я Гамлет, я насилье презирал,

Я ненавидел датскую корону,

... ... ... ... ...

Я прозревал, глупея с каждым днем,

Я прозревал домашние интриги,

Не нравились мне век и люди в нём,

Не нравились и я зарылся в книги...

Спектакль в Московскаом театре драмы и комедии был поставлен по четвертому варианту перевода пьесы Шекспира, который сделал Пастернак. Пьеса начиналась не просто со сцены с призраком, а со слов из романа Пастернака «Доктор Живаго». Посетителям музея Высоцкого показали фрагмент из спектакля «Гамлет», в котором главную роль играл Высоцкий. Засняли этот фрагмент спектакля на технической репетиции. Дело в том, что в спектакле использовалась декорация в виде живописного занавеса. Он весил шесть центнеров, поэтому необходимо было проверить, как он двигался, не грохотал ли при этом, нужно было установить микрофоны, чтобы грохот не перебивал голоса актеров. И вот фрагменты этой технической репетиции по сей день сохранились на киноленте, что хранится в музее Высоцкого. Понятно, что во время этой репетиции не нужно былдо играть в полную мощь. Но, тем не менее, Высоцкий играл с полной отдачей. Судя по мимике и интонированию, актер играл так, как будто перед ним зритель.

Этот декоративных занавес, который использовали в спектакле «Гамлет», ныне тоже находится в музее Высоцкого. Среди фотографий и других музейных реликвий – листы бумаги, исписанные рукой Высоцкого. На них стихотворения «Енгибарову от зрителей», «Конец охоты на волков», «Кони привередливые» и другие. Листы пожелтели. Нынешнее поколение помнит Высоцкого, исполняет его песни под гитару. Его песни звучат сегодня с эстрады в исполнении Григория Лепса и других певцов. Песни Высоцкого по-прежнему актуальны и будоражат мысли и мироощущение. Это и есть показатель гениальности поэта.

Наталья ФОНИНА,
фото: theplace.ru


Другие статьи номера в рубрике Новости:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100