Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 43 (1023) от 23 октября 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Призрачные силы

Олег ШАМОНАЕВ, Вадим ЖЕРНОВ, РИА «Новости»

Самая дефицитная профессия не нужна российскому спорту

Новый менеджмент заставил хоккейный клуб СКА подумать о собственных болельщиках.

Гримасы российского спорта модно объяснять отсутствием в нем квалифицированных менеджеров. Дескать, практически нет в нашей стране представителей этой замечательной профессии со спортивной специализацией.

Нет, несмотря на то, что минимум в шести-семи федеральных вузах давно работают отделения спортивного менеджмента. В этих учебных заведениях исправно читаются лекции, сдаются экзамены и вручаются дипломы, после чего выясняется, что найти работу по специальности их обладателям почти нереально. А после окончания Олимпиады-2014 и Чемпионата мира 2018 будет нереально без «почти».

В российском спорте почти нет квалифицированных профессионалов-управленцев, но они и не нужны нашим спортивным организациям. Во всяком случае, в том виде, в каком они сходят с «вузовского конвейера».

Проблема, как обычно, лежит в нескольких плоскостях. И качество образования – одна из них.

Но основной затык – в нравах нашего спортивного бизнеса. Они являются квинтэссенцией бизнеса по-русски в других сферах, но приобретают наиболее уродские очертания.

Так получилось, что многие CEO в российском спорте – родом из «лихих 90-х», и обстановка в отрасли не способствует переменам в их менталитете. Менеджер в их понимании, в первую очередь, должен быть человеком, лояльным к боссам, и в последнюю – обладать навыками своей непосредственной профессии.

«Сейчас российский спорт – это рынок государственной поддержки, где доля доходов, полученных за счет продажи билетов, телевизионных прав, спонсорства, мерчендайзинга очень мала, причем это справедливо как для спортивных клубов и федераций, так и для спортивных событий, – говорит Ирина Колесникова, управляющий партнер

СпортМенеджмент.Ру. – Поэтому логично, что усилия и внимание менеджмента сосредоточены на работе с источником их существования – на взаимоотношениях с руководителями регионов, чиновниками, владельцами команд.

Востребовано, скорее, умение удовлетворять интересы сторон, навыки взаимодействия с инвесторами, нежели навыки работы со зрителями, телевидением или спонсорами – то, что подразумевает классический спортивный менеджмент и существующие программы обучения специалистов».

Научить «лояльности к боссам», наверное, тоже возможно, однако не совсем понятно, какое отношение это имеет к высшему образованию и к спортивному менеджменту.

Конечно, несправедливо утверждать, что инвесторы нашего спорта только бессмысленно вкачивают деньги в клубы и федерации, иногда у них случаются и моменты просветления. Одним из них стало приглашение в хоккейный клуб СКА (Санкт-Петербург) Ольги Романенко – менеджера из рекламного бизнеса, которая за несколько лет сумела поменять приоритеты в маркетинговой стратегии армейцев.

Сейчас нечто похожее начинает происходить в московском ХК «Спартак». Однако это единичные примеры. Большинство руководителей отечественных спортивных структур по-прежнему не воспринимает спорт как бизнес и не собирается жить по его законам.

«Когда мы приглашали топ-менеджеров российского спорта на нашу ежегодную профессиональную конференцию PROспорт, мы слышали от некоторых людей, что их не интересует чужой опыт, что у нас западные технологии не работают, – рассказывает главный редактор ИД «Индепендент Спорт» Станислав Гридасов. – Спикерами на конференцию мы намеренно позвали практиков – директора стадиона лондонского «Арсенала», одного из руководителей баскетбольной администрации «Вашингтон Уизардс», шефа коммуникационного отдела леверкузенского «Байера». Однако у нас эти люди являются авторитетами далеко не для всех».

Западные технологии у нас действительно работают далеко не всегда. Если в старенькие «Жигули» поставить мотор из современной машины «Формулы-1», то изделие отечественного автопрома, скорее всего, не поедет быстрее, а просто развалится. Однако невозможно всерьез утверждать, что наш спорт настолько велик и своеобразен, что может вечно существовать в астрале – без болельщиков, без журналистов и без нормальных управленцев. Нынешняя ситуация продлится не далее, как до очередного финансового кризиса, после которого существующая на государственные деньги и не умеющая зарабатывать самостоятельно отечественная спортивная пирамида просто развалится.

Рассказы про хроническую нехватку в стране спортивных менеджеров как минимум удивительны. Если спортивные организации не устраивает уровень выпускников профильных отделений наших вузов, они легко могут приглашать специалистов, зарекомендовавших себя в других отраслях, или даже иностранцев. Последнее гораздо дальновиднее, чем заниматься натурализацией зарубежных спортсменов ради достижения немедленного результата или увеличивать лимит на легионеров.

В спорте, как и везде, конечно, есть своя специфика, но чем больший акцент в словосочетании «спортивный бизнес» будет делаться на слове «бизнес», тем больше надежда, что отделения менеджмента в спорте перестанут работать вхолостую и что в их работе вообще появится какой-то смысл.

Олег ШАМОНАЕВ, Вадим ЖЕРНОВ, РИА «Новости»


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100