Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 41 (1021) от 9 октября 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Посиделки

«Без песен мир пресен»

Наталья ФОНИНА

Виктор Третьяков известен как исполнитель собственных песен не только в России, но и за границей. Он лауреат национальной премии «Шансон года» и почетный гость Грушинского фестиваля.

Первые телевизионные выступления

Что-то необычное, бьющее через край жизнелюбием и каким-то лирическим настроем было в этом парне, когда он в 1989 году пришел со своими пленками на Центральное телевидение.

Тогда Виктору Третьякову исполнилось двадцать семь лет. Он достал через знакомых пропуск, чтобы попасть на телевидение. Как говорит Виктор Третьяков: «С диктофоном под мышкой и прямо на двенадцатый этаж Центрального телевидения, где тогда располагалась редакция программы «Взгляд».

Он пришел почти с улицы, наудачу. И она улыбнулась ему. Музыкальный редактор «Взгляда» прослушал парня, который только что приехал из Риги, и сказал: «Послезавтра пишем!» Так началось восхождение на телевидении.

Виктор Третьяков был узнаваем, его приглашали принять участие во «Взгляде», «…до 16 и старше», «Служу Советскому Союзу». Он приходил и исполнял песни «Разговор с афганцем», «Сон» и «Депутат». Никто никаких денег не просил.

То время было золотым временем телевидения, по его мнению. «Я пел социальные песни. Страна, как все помнят, тогда бурлила своими политическим настроениями, народ раскрепощался. Передачи на телевидении делались в режиме цейтнота, когда работали больше в жанре репортажа и тут же пускали потрясающие сюжеты в эфир буквально «с коленки».

Никто никаких денег за выступление на телевидении не просил. Если меня не брали выступать в какую-либо передачу, то, выпуская какие-либо сюжеты, в их основу брали мои песни.

А потом – в 1993 году – наступил махровый капитализм. По моему мнению, телевидение постепенно деградирует, причем с каждым днем всё больше. Всё, что происходит на телевидении, мне катастрофически не нравится. Раньше оно было живое, настоящее с его захватывающими и увлекательными сюжетами и программами, а сейчас – будто пластмассовое и неинтересное. Наверное, поэтому и не вписываюсь».


Ни капли лжи и неискренности

В 90-е годы Виктор Третьяков перестал петь социальные песни. Сейчас многие певцы и артисты всё чаще занимают какую-то активную общественную или политическую позицию. Но Виктор Третьяков считает, что его творчество не должно использоваться каким-либо политическим движением. Его стиль жизни – перо, бумага и гитара.

Песни Виктора Третьякова – маленькая жизнь с ее чувствами, привкусом иронии, а порою и сентиментальности. Он поет и живет на сцене прямо сейчас. В каждом слове, жесте гармония и правдивость – ни капли лжи и неискренности у микрофона и перед собравшейся аудиторией.


Мое знакомство с гитарой началось с Высоцкого

«Первая песня, которую я сыграл на трех аккордах, Владимира Высоцкого «Если друг оказался вдруг». В мою молодость гитара была необычайно популярна – молодежь бросалась с головой в музыку, увлекалась депеплом, бардовской музыкой.

Я попробовал всё – играл рок в студенческом ансамбле, мы пели песни на всех языках мира – итальянском, английском, французском. Потом после школы – Рижский электромеханический техникум.

Но всё время был одержим одной идеей: чтобы доход приносила любимая работа. И сделал вызов судьбе, уехав из Риги с инструментом и диктофоном на поиски своей новой судьбы в Москву».

За популярностью последовали трудные годы, когда казалось он ушел с телевидения. Но он не исчез в многолюдной толпе – слишком талантлив и упорен. Виктор Третьяков пишет песни и выступает с концертами.

В конце прошлого столетия началось позитивное движение в авторской песне. Многие зрители всё больше потянулись к песням со смыслом. Именно такими оставались песни Виктора Третьякова.


Диалог со зрителем

Концерт начался непринужденно и легко. Это непрерывный диалог с залом в песнях, шутках и воспоминаниях. Зрители задавали вопросы, артист отвечал и переходил от ироничных игривых мелодий и слов до ностальгических, и порою обнаженно-острых сюжетов.

После одной из песен – «Письмо из детского дома» – зал на несколько секунд погрузился в молчание. Сюжет песни с его жесткой жизненной прозой. Детдомовец пишет письмо матери, которое никогда не отправит, потому что не знает ее адреса, и быть может, не знает, кто она. Он пишет, как ему больно и тоскливо в мире разбитых детских иллюзий. Высокий забор, за которым остался он, оградил его от беспечного и счастливого детства. Но он не будет беспокоить маму, которая о нем, возможно, никогда не вспомнит – даже сегодня, накануне дня рождения, который он опять проведет в одиночестве.

Зал просил исполнить «Звонаря» и «Тюбик». Концерт продолжался почти три часа и завершился на оптимистичной нотке – песней «Карамелька». Это добрая песня дошколенка-карапуза, непосредственного и живого мальчугана, который счастлив оттого, что рядом папа и мама, радуясь каждому мгновению, он шлепает босиком по лужам.

В предисловии к песне Виктор Третьяков вспомнил, как родилась на свет эта шуточная песня. Однажды он смотрел на своего четырехлетнего сына, который воспринимает окружающий его мир – яркий и живой – как подарок судьбы, в котором много любопытного и прекрасного.

«Я подумал, – вспоминает Виктор Третьяков, – что часто мы теряем этот вкус жизни, страдая под тяжестью проблем от хандры и стрессов. И так хочется порою с каждым днем всё больше возвратиться в детство, в котором всё было нипочём. В такие минуты я будто рождаюсь заново, настраиваясь на положительную волну эмоций».

Наталья ФОНИНА


Другие статьи номера в рубрике Посиделки:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100