фото

Произвольные задержания, обвинения в сепаратизме и терроризме

Антон Наумлюк, «Радио Свобода», 2017 (Берлин) –

Российские власти в Крыму усиливают преследования крымских татар под теми или иными предлогами с целью, как представляется, полностью искоренить инакомыслие на территории полуострова, заявила сегодня Хьюман Райтс Вотч. Крымские татары, коренное этническое меньшинство полуострова, открыто выступают против российской оккупации Крыма, начавшейся в 2014 г.

В течение всего периода после присоединения Крыма представители крымско-татарской общины, а также журналисты, блогеры, активисты и др., становятся объектом притеснений, запугиваний и угроз, незаконных обысков по месту жительства, физических нападений и насильственных исчезновений. Это практикуется российскими властями как непосредственно, так и через третьих акторов.

Эффективного расследования по жалобам на такие факты не проводится. Крымско-татарские СМИ и организации, критиковавшие политику России в отношении Крыма, запрещаются, в том числе ликвидирован и запрещен формально не входивший в систему государственной власти высший исполнительный орган – Меджлис крымско-татарского народа.

Были также задокументированы случаи задержания и привлечения к административной ответственности в виде ареста и/или штрафа тех крымских татар, которые мирно выходили на одиночные пикеты, протестуя против арестов и уголовного преследования представителей их народа. По российскому законодательству одиночные пикеты не требуют официального согласования.

С 2015 г. российскими властями в Крыму по обвинению в участии в «Хизб-ут-Тахрир» было арестовано по меньшей мере 26 человек. Эта организация запрещена в России с 2003 г., однако как в Украине, так и в большинстве европейских государств она не входит в число запрещенных.

Отмечен ряд случаев недозволенного обращения и необеспечения процессуальных прав в отношении подозреваемых или обвиняемых в сепаратизме, экстремизме или терроризме со стороны сотрудников полиции или органов безопасности. В одном случае бывший задержанный утверждал, что сотрудники органов безопасности избивали его и пытали током с целью принуждения к работе на них в качестве осведомителя.

В октябре обвинение в сепаратизме было предъявлено крымско-татарскому активисту Сулейману Кадырову, разместившему в социальной сети комментарий с критикой оккупации Крыма. За несколько недель до этого российский суд приговорил к двум годам колонии-поселения зампреда Меджлиса Ильми Умерова. Дело о призывах к сепаратизму было связано с его медиаинтервью, в котором Умеров критиковал действия России в Крыму.

В сентябре еще один крымско-татарский лидер – Ахтем Чийгоз был осужден российским судом в Крыму на восемь лет по надуманному делу об «организации массовых беспорядков».

25 октября, после переговоров президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и президента России Владимира Путина российские власти разрешили Чийгозу и Умерову выехать из Крыма в Турцию. 27 октября оба прибыли в Киев.

25 сентября Мониторинговая миссия ООН по правам человека в Украине обнародовала свой первый доклад о ситуации в Крыму, в котором отмечалось, что ситуация в области прав человека на полуострове «после его оккупации Российской Федерацией значительно ухудшилась».

Власти России и Украины должны обеспечить беспрепятственный доступ на полуостров независимым правозащитным группам и гуманитарным и межправительственным организациям.

Уголовные дела о якобы участии в «Хизб-ут-Тахрир»

С 2015 г. по меньшей мере 26 человек в Крыму (преимущественно крымские татары) стали фигурантами уголовных дел об организации или участии в деятельности террористической организации в связи с якобы участием в «Хизб-ут-Тахрир».

«Хизб-ут-Тахрир» возникла в 1953 г. как международное исламское движение, выступающее за установление во всем мире халифата, основанного на нормах шариата. Организация публично декларирует отказ от насилия как средства достижения этой цели. В 2003 г. «Хизб-ут-Тахрир» была запрещена в России как террористическая организация. Европейский суд по правам человека установил, что запрет «Хизб-ут-Тахрир» в Германии и в России не нарушает Европейскую конвенцию о правах человека.

За последние несколько лет российский правозащитный центр «Мемориал» признал политзаключенными 40 человек, осужденных в России за участие в «Хизб-ут-Тахрир».

Ни в одном из случаев подозреваемому не вменялась причастность к планированию, осуществлению или иному участию в каких-либо актах насилия.

Некоторые задержанные не отрицали той или иной степени связи с «Хизб-ут-Тахрир», однако все отрицали любую причастность к какой-либо террористической организации. По российскому законодательству участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством РФ признана террористической, наказывается лишением свободы сроком от 5 до 10 лет (часть 2 статьи 205.5 УК РФ). Организация деятельности организации, которая в соответствии с законодательством РФ признана террористической, влечет наказание от 15 лет до пожизненного заключения (часть 1 статьи 205.5 УК РФ).

Во всех задокументированных случаях сотрудники правоохранительных органов проводили обыски по месту жительства подозреваемых с изъятием компьютерной техники, телефонов, USB-накопителей и других устройств хранения данных, а также исламской литературы, после чего фигуранта задерживали, как заявлялось, по подозрению в причастности к «Хизб-ут-Тахрир».

Федеральная служба безопасности России (ФСБ) отчиталась о выявлении и ликвидации ячеек «Хизб-ут-Тахрир» в Ялте, Бахчисарае, Симферополе и Севастополе. В каждом из этих городов было задержано, в среднем, 4 – 6 человек, причем одному предъявлялось обвинение в руководстве ячейкой, другим – в участии.

Бахчисарай, 11 октября 2017 г.

Около 06:00 11 октября 2017 г. сотрудники ФСБ, не предъявив постановление, провели обыски в домах шести крымских татар в Бахчисарае.

После обысков были задержаны Тимур Ибрагимов, Мемет Белялов, Сервер Зекерьяев, Сейран Салиев, Эрнест Аметов и Марлен (Сулейман) Асанов, всем была избрана мера пресечения в виде заключения под стражей на два месяца. Как сообщала группа «КрымSOS», в итоге Асанову было предъявлено обвинение в организации «террористической» ячейки «Хизб-ут-Тахрир», а остальным – в участии в ней. Все фигуранты виновными себя не признают.

25 октября Асанову было официально предъявлено обвинение в организации «террористической ячейки» в Бахчисарае.

По словам двух адвокатов, им не удалось присутствовать при обыске из-за того, что их не пропускали через оцепление сотрудники ФСБ и омоновцы – несмотря на то, что они ссылались на необходимость выполнения адвокатских функций. Курбединов утверждает, что власти своевременно не предъявляли необходимые процессуальные документы на арест и другие действия.

Адвокат одного из задержанных Алексей Ладин заявил СМИ, что на допросах сотрудники ФСБ говорили, что обвинение строится на двух аудиозаписях разговоров между арестованными. По его словам, эти разговоры касались различного толкования Корана и других религиозных тем, но там ни разу не фигурировало ни насилие, ни какая-либо другая противоправная деятельность.

По словам Курбединова, его подзащитный Асанов является успешным предпринимателем и активно поддерживает группу «Крымская солидарность». Ее деятельность направлена на поддержку крымских татар, которые подвергаются преследованиям. Курбединов рассказал, что Асанов несколько раз предоставлял группе место для встреч.

Нижнегорский

Крымский татарин Ренат Параламов торговал на местном рынке в райцентре Нижнегорский. В сентябре он был задержан сотрудниками органов безопасности по подозрению в участии в «Хизб-ут-Тахрир» и, как он утверждает, подвергнут пыткам с целью принуждения к работе в качестве осведомителя. 13 сентября 2017 г. группа людей в масках провела обыск в доме, где Параламов жил с семьей. Закончив с обыском, люди в масках увезли Параламова на микроавтобусе.

В течение более суток после этого ни у семьи, ни у адвоката не было никакой связи с ним и никаких сведений о его местонахождении. Примерно в 12:30 14 сентября Параламов сам позвонил семье с автовокзала Симферополя и сказал, что его жестоко избили, его трясет и он не может сам ходить. Родственники отвезли его в одну из симферопольских больниц, чтобы зафиксировать побои, после которых остались множественные синяки и ссадины.

В конце сентября Параламову удалось выехать с семьей из Крыма в Киев, где он был госпитализирован на 15 дней.

На пресс-конференции в Киеве в начале ноября Параламов рассказал о пытках, которым он подвергся после того, как его увезли из дома. По его словам, его привезли в РОВД, там надели на голову пакет, заклеили рот скотчем и стали пытать током, а также били кулаками в грудь и в затылок. На его вопрос об адвокате сотрудник ФСБ ударил его кулаком в грудь: «Я твой адвокат».

Ялта

11 февраля 2016 г. сотрудники ФСБ провели обыски в 11 домах крымских татар в Ялте и близлежащих поселках. Как рассказал адвокат одного из подозреваемых Эдем Семедляев, в нескольких домах при этом выбивали двери и окна.

После обысков было задержано 14 человек. 10 из них на следующий день отпустили, четверых заключили под стражу: Эмир-Усеина Куку, Энвера Бекирова и Вадима Сирука – по подозрению в участии в «Хизб-ут-Тахрир», Муслима Алиева – по подозрению в организации ее местной ячейки. Всем также было предъявлено обвинение по статье 278 УК РФ («действия, направленные на насильственный захват власти»). Через два месяца полиция в Ялте задержала еще двух предполагаемых членов ячейки: Рефата Алимова и Арсена Джеппарова. Все шестеро с момента ареста находятся под стражей.

Родственники Алиева рассказали Хьюман Райтс Вотч, как около 07:00 11 февраля к ним с обыском пришли десять вооруженных людей в масках. Они не предъявили постановление и не показывали свои документы, а на вопрос Алиева об адвокате ответили отказом. Вооруженные люди вели себя грубо по отношению к жене и детям Алиева. Один спросил его 12-летнего сына: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Хочешь быть как мы, мочить людей вроде твоего отца?» Другой взял Коран со стола и бросил его на пол. Когда Алиева попыталась поднять книгу, тот же сотрудник пнул Коран ногой.

В ходе обыска были изъяты три сумки книг, включая детские, а также компьютер и мобильный телефон Алиева. Книги и компьютер позднее вернули.

Эмир-Усеин Куку – известный в Ялте правозащитник, который входит в Контактную группу по правам человека, созданную в 2014 г. с целью добиваться от российских властей расследования фактов нарушений. В апреле 2015 г. его неоднократно пытались склонить к сотрудничеству в качестве осведомителя, о чем он публично рассказал в соцсетях.

В сентябре 2016 г. прокуратура Крыма начала проверку исполнения Эмир-Усеином Куку обязанностей по воспитанию детей. В октябре того же года инспектор местной полиции несколько раз пыталась пообщаться в школе с его детьми 5 и 9 лет в отсутствие взрослых. В одном случае, когда это удалось, она намекала 9-летнему сыну Куку на то, что его отец, находясь под стражей, не исполняет должным образом свои родительские обязанности.

Бахчисарай, май 2016 г.

12 мая 2016 г. в Бахчисарае были арестованы четверо местных жителей: Рустем Абильтаров, Зеври Абсеитов, Ревзи Меметов, Энвер Мамутов. Им было предъявлено обвинение в участии в «Хизб-ут-Тахрир». Все четверо остаются под стражей.

Использование Россией запрета «Хизб-ут-Тахрир» для преследования и лишения свободы крымских татар, не причастных к криминальным проявлениям, но, возможно, недовольных российской оккупацией или обсуждающих свои религиозные и политические взгляды, - это не только нарушение права на свободу ассоциации, но и манипулирование правосудием и приципами уголовного судопроизводства в политических целях. Ситуация еще более усугубляется, когда российские власти отказывают людям в возможности мирно протестовать – коллективно или индивидуально – против нарушений прав человека и привлекают их к ответственности за реализацию права на мирный протест.

Антон Наумлюк.

«Радио Свобода».

(в сокращении)