Наличие у человека объективных знаний, касающихся мировой истории, значительно облегчает поиск ответов на насущные общественно-политические вопросы. Историческая наука учит нас тому, что то, что происходит сейчас, не является чем-то невероятным. Где-то что-то подобное с кем-то уже происходило. На протяжении двух тысяч лет знало человечество и всесильных правителей, и незыблемые диктатуры, и империи, и то, как все это рассыпалось в прах, когда наступал исторический момент.
Старшее поколение россиян, наверное, помнит, как в 1989 году в Румынии пал режим диктатора Николае Чаушеску.
На начальной стадии этот человек проводил относительно мягкую как внутреннюю, так и внешнюю политику. Политическое инакомыслие строго не наказывалось, отношения со странами Европы и даже с США развивались ровно и дружески.
Однако с 70-ых годов его политический курс резко развернулся в сторону диктатуры. Одна только демографическая политика, принуждавшая женщин иметь несколько детей, нанесла большой урон социальному климату Румынии – увеличилось количество подпольных абортов и, как следствие, рост смертности и увечий среди женского населения, а также рост числа детей-отказников.
Развитие экономики, ставшее возможным благодаря займам от зарубежных стран, обернулось катастрофой, когда Чаушеску решил вернуть долг, и промышленность стала работать в убыток.
Отсутствовали социальные лифты для прогрессивных граждан, так как все руководящие посты занимали родственники Чаушеску.
Его жена Елена, не окончившая даже курса общеобразовательной школы, имела академические степени, была главой химической лаборатории и первым заместителем премьер-министра, а сын являлся главой Союза ассоциации студентов-коммунистов и первым секретарем ЦК Союза коммунистической молодежи Румынии.
Стагнация в политическом пространстве государства и падение уровня жизни граждан жирно сдабривалось пропагандой и навязыванием культа личности диктатора.
Румыны стояли в очередях за жизненно необходимыми продуктами и товарами, глядя на огромные плакаты с изображением моложавого Чаушеску, а потом шли в полупромерзшие квартиры (отопление в жилых домах из-за кризиса в системе ЖКХ почти отсутствовало), чтобы смотреть по телевизору «великие» деяния Отца Румынии.
Терпение народа лопнуло в декабре 1989 года. Народные массы и присоединившиеся к ним оппозиционно настроенные политики, в течение нескольких дней свергли двадцатилетний режим надоевшего всем диктатора. Самого Чаушеску, а также его жену, наспех созданный трибунал судил в течение часа и приговорил к расстрелу. Чтобы максимально унизить узурпаторов, расстрел провели у стены солдатской уборной в казармах.
Сейчас Румыния может похвастаться относительно стабильной экономикой и социальной средой. Эту страну, конечно, нельзя отнести к экономическим лидерам, таким как Германия, Япония или США, но жизнь там после свержения диктатора Чаушеску стала намного лучше и спокойнее.
Другая диктатура, о которой, наверное, русским людям известно меньше, родилась ближе к Дальнему Востоку, в Южной Корее.
После разделения полуострова на коммунистический Север и капиталистический Юг, последнему достался безрадостное существование в реалиях нескончаемого экономического кризиса, вызванного отголосками японской оккупации и последовавшей за этим войной 1950-1953 годов.
Ситуация стала меняться, когда к власти пришел Пак Чонхи. Выходец из бедной многодетной семьи, сделавший военную карьеру, он занялся развитием и укреплением корейской экономики путем экспорта недорогих товаров зарубеж. Это стало возможным благодаря дешевой рабочей силе и трудолюбию южных корейцев. Доходы населения стали расти.
Увеличилось жилищное строительство, многие молодые люди приобрели возможность получать качественное образование. Уровень жизни значительно вырос. Но за экономическим чудом крылось жесткое подавление народа, репрессии и прочие «прелести» тоталитарного режима.
Переизбравшись на третий срок, Пак Чонхи ввел в стране чрезвычайное положение, как он выражался, «в связи с опасной международной ситуацией».
В октябре 1972 года он распустил парламент и приостановил действие Конституции, а в ноябре, на референдуме, была принята новая Конституция страны, в которой значительно увеличилась власть диктатора.
Выборы президента теперь осуществлялись коллегией выборщиков, а президентский срок был увеличен до шести лет без дальнейших ограничений нахождения у власти.
Несмотря на несомненные заслуги по выведению Южной Кореи из экономического кризиса, жесткая внутренняя политика Пак Чонхи стала вызывать все больше недовольства, а подавляемые и вновь вспыхивавшие народные волнения только набирали силу. После двух неудачных покушений, корейский диктатор был застрелен 26 октября 1979 года.
В настоящее время в Южной Корее, согласно Конституции, президентский срок составляет 4 года без возможности повторного переизбрания.
Свободы граждан также никто не ограничивает. В случае недовольства отдельные группы людей организуют митинги, как было недавно в Сеуле с забастовкой врачей.
В большинстве таких случаев, власть вынуждена идти на уступки и удовлетворять требования народа. Также в стране есть независимые телеканалы, а политическая оппозиция, по некоторым подсчетам, приближается к отметке 50% от общего числа людей, задействованных в сфере управления государством.
Можно привести еще ряд примеров падения диктатур, но ясно одно – как бы ни был могущественен тиран, все равно найдется сила для победы над ним. Как говорил Махатма Ганди:
«Обычно, когда я в отчаянии, я вспоминаю многие эпизоды истории. На протяжении веков правда и любовь всегда побеждали. Много в истории было всесильных тиранов, но, в конце концов, они терпели крах. Помни об этом в трудные минуты жизни».