фотоРаспоряжением губернатора Санкт-Петербурга «гайд-парк» на Марсовом поле исключен из списка питерских гайд-парков. Но возник другой – Медиа гайд-парк в помещении АБН (Агентство Бизнес Новостей).

По задумке организаторов Медиа гайд-парк «С правой ноги» это публичная площадка, «где все, кто пожелает – дольщики, застройщики, коммунисты, колумнисты, кто угодно – могут высказаться по каким угодно проблемам: религиозным, духовным, профессиональным» (из выступления журналиста Марины Шишкиной, модератора дискуссии).

Предусмотрена онлайн трансляция на канале abnews.ru, зрителей и слушателей призывают задавать вопросы по ходу дебатов по Интернету.

12 сентября на первой дискуссии обсуждались не «какие угодно проблемы», а заранее объявленные с приглашенными дискутантами.

Темы: Можно ли вовлекать детей в политику, может ли политик прийти в школу и сказать: «Голосуйте за меня!». Почему в школе можно обсуждать религию и православие, а политика под запретом? Почему можно выйти на Невский с крестным ходом, но нельзя выйти на Невский в защиту Петербурга? Кого мы ищем в школе – избирателей или паству, кто преподает дисциплины, связанные с религией? Как соблюсти декларированное право родителей на соблюдение идеологического нейтралитета в школах?

Информационными поводами дискуссии стали два события

С этого года в Краснодарском крае рекомендовано в школах еженедельно проводить пятиминутки политинформации, где школьники должны будут пересказывать передачи 1-го канала телевидения. По мнению краснодарских чиновников, эта мера должна повысить эффективность гражданско-патриотического воспитания. По словам директоров кубанских школ, это коснется учеников всех классов и работа не помешает образовательному процессу.

По Невскому проспекту в Санкт-Петербурге прошел крестный ход, перекрывший на несколько часов в рабочий день главную улицу города. В объявлении о первом собрании Медиа гайд-парка «С правой ноги» так и было указано «В 15:00, после крестного хода».

Почти все отведенное на медиа гайд-парк время дискутировали приглашенные политики. Публика слушала, ни реплик, ни вопросов, да это и хорошо, с голоса идеи воспринимаются тяжело. Расшифровать диктофонную запись, распечатать, и по тексту все обдумать и комментировать! Так мы и сделаем в этом рассказе.

О политических пятиминутках в школах

Председатель ТИК № 7 Кировского района Санкт-Петербурга, православный активист Михаил Львович Левин (участник дискуссии) вспомнил, что когда он учился в советской школе эти мероприятия проходили, как тогда говорили, на высокоидейном и художественном уровне, поэтому он не ощущает «какой-то проблематики в восприятии такого советского опыта».

Заместитель директора по учебной работе, учитель обществознания ГБОУ гимназия № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга, помощник руководителя добровольческой службы Санкт-Петербургской епархии Денис Михайлович Трещев:

«Возможно и интересно, в каком-то контексте. Мы изучаем политическую систему, в том числе, России. И здесь важно рассмотреть, какие политические события происходят. Мы не обсуждаем конкретные действия политиков. Мы их рассматриваем с точки зрения теории. Это тоже важно с точки зрения мировоззрения учащихся: Но здесь не надо делать акцент на первый, второй или третий канал телевидения».

Наш комментарий

Как это – изучать теорию политических событий и не обсуждать конкретных действий политиков? Все школьные программы истории – это рассказы о деяниях политиков (королей, императоров, генсеков и пр.) в разные эпохи.

А вот задание для учащихся в учебнике по обществознанию:

«Вспомните спор героев знаменитого советского телесериала «Место встречи изменить нельзя». На чьей вы стороне в этом споре и почему?

Г. Жеглов: «Вор должен сидеть в тюрьме, и народ не интересует, каким способом я туда его упрячу. Вор должен сидеть в тюрьме! Вот что людей интересует!»

В. Шарапов: «Если закон один раз подмять, потом другой раз, потом мы этим законом начнём дырки в следствии затыкать, как нам будет удобно, то это уже не закон будет, а кистень!»

Много подобных вопросов можно сейчас назадавать в связи с Навальным, оппозицией, провокациями полиции, о которых знает всякий интересующийся политикой.

Участник дебатов директор гимназии №. 369, член Президиума Санкт-Петербургского регионального координационного совета сторонников Партии «ЕР» Константин Эдуардович Тхостов:

«Возможно, в Краснодарском крае есть потребность в разъяснении действующей политической ситуации на таких узконаправленных еженедельных событиях, как политинформация. В Петербурге давно уже не только дети, но и взрослые проходят мимо телевидения, используют другие источники информации и достаточно качественно формируют тот собственный взгляд, который позволяет Петербургу находиться на своей волне, в своей нише, в том числе и с точки зрения воспитания подрастающего поколения».

Председатель Комиссии Законодательного Собрания СПб по образованию, культуре и науке, член фракции «Партия Роста», учитель истории Максим Львович Резник напомнил советское время, когда анекдоты про Брежнева были значительно интереснее ирано-иракского конфликта и политинформаций об этом.

фотоРезник объяснил, почему политинформация в школе – плохо. Потому что в российских школах невозможно обеспечить детишкам равный доступ к разномыслию, к разным интерпретациям фактов: «Чтобы мы с Денисом Михайловичем, он как учитель обществознания, я как учитель истории приходили бы в один и тот же класс и политинформировали, например, о принадлежности Исаакиевского собора. Я думаю, у каждого из нас будет свой угол зрения на иссакиеский вопрос. Но тогда получается, если даже у нас с Денисом Михайловичем нет равного доступа к школьникам с нашими разными политическими взглядами, детей надо оставить в покое».

Наш комментарий

А сами дети хотят «оставаться в покое»? Усвоив уроки Обществознания (есть такой предмет в школе), где обязательно, как требует программа, обсуждаются и Конституция РФ и права человека, школьники самостоятельно отбиваются от тех «преподов», которые Конституцию считают только теорией, не имеющей отношения к жизни.

Герой наших дней Семен Голубовский, ученик лицея № 41, Владивосток:

«Недавно я принес в школу значки «Навальный 20!8». Я их не надевал во время занятий. Лишь на большой перемене я достал значки и рассматривал. Классный руководитель попросила показать, что у меня в руках. Затем она, несмотря на мое возмущение, забрала значки. Через полчаса на урок пришла директор лицея и пригласила на разговор.

В кабинете меня уже ждал психолог, который работает в лицее, и инспектор по делам несовершеннолетних. Классная руководитель сказала, что только предатель мог принести в школу такой значок и она должна была донести директору об этом предательстве. Мне долго промывали мозги. Говорили, что я не смогу устроиться в жизни, потому что я на слежке у ФСБ.

С точки зрения этих людей, дети, как я, не нужны в университетах, моя карьера закончилась, не успев начаться. Директор заявила, что ношение значка Навального равносильно ношению холодного оружия».

http://echo.msk.ru/blog/corruption/2059592-echo/


И наш вопрос:

Почему школьнику можно носить на шее православный крестик, а значок «Навальный 20!8» в руке держать нельзя?

Политика и православие

Вернемся к дискуссии в Медиа гайд-парке «С правой ноги».

Ведущий:

– Есть ли принципиальное отличие между изучением в школе религиозных идей и изучением в той же школе идей политических? Методы, организационные структуры продвижения религиозных и политических идей в чем-то похожи, недаром ведь есть выражение «секта свидетелей Явлинского» и «секта свидетелей Навального». Что имеет смысл изучать: и религию и политику на равных, или ни то ни другое? И есть ли грань между преподаванием и проповедью?

М.Л. Резник полагает, что достаточно добросовестно преподавать историю, чтобы осветить все аспекты религиозных культур, тем более, что сейчас добавлен час на историю. Но он опасается, что этот час будет потрачен не на культурологические аспекты, а как раз на пропагандистские: «Но роль личности никто не отменял и, к сожалению, мы не сможем установить абсолютно объективный подход, потому преподает учитель, субъект, человек, со своими взглядами».

Д.М. Трещев не согласен с культурологическим подходом:

«Думаю, что должен быть не исторический аспект, но аспект нравственный, что есть добро и зло, что есть нравственность, чувства сострадания, помощи другому ближнему. У нас педагоги, которые изучали все модули, это трехгодичная подготовка, они готовы работать по разным направлениям. У нас больше половины родителей выбирают основы православной культуры».

Марина Шишкина:

– Правильно ли я поняла, что у вас педагоги могут преподавать сразу три модуля, три основные религии?

– Они прошли трехгодичный курс.

Шишкина:

– А они внутри-то являются верующими, носителями той или иной веры, если они такие многостаночники?

– Мы говорим о нравственных принципах, о каких-то идеалах в каждой из религий, и это лежит в основе.

Шишкина:

– То есть, педагог, который преподает основы, предположим, православной культуры или культуры ислама, не обязан быть верующим человеком?

– Мы не берем его личностные характеристики. Он сам, вне школы может быть верующим, православным активистом или просто нейтральным человеком. Мы говорим о другом. В преподавании, то, что мы говорили, наши политические и религиозные взгляды, это менее должно волновать людей, чем те знания, которые мы можем привнести.

У нас же не все преподаватели научного коммунизма свято верили в коммунизм.

К.Э. Тхостов: «Курс сам называется «Основы религиозных культур и светской этики». Школа – светское учреждение, где получают знания дети разных направлений религий, вероисповеданий. Территория детства должна быть свободна от предрассудков взрослых, конфликтов, замешанных на разных политических взглядах или на особенностях во взлядах на свою же собственную религию.

Работая с детьми, мы являемся для них образцом для выстраивания логики своей будущей взрослой траектории. Не нужно замусоривать сознание подрастающего поколения политикой, религией, или удобными для себя трактовками этих определений».

Наш комментарий

А между тем «логика взрослой траектории», к которой готовятся школьники по словам Тхостова, предлагает интересные сюжеты.

Депеша в школу начальника одного из РОНО в Санкт-Петербурге:

«12.09.2017 г. состоится Крестный ход, сбор 10-15 по адресу: ул. Казанская, д. 17/19. Присутствие руководителя образовательного учреждения и двух сотрудников обязательно».

Этот текст прислали депутату Максиму Резнику люди, которые не хотят себя называть, боятся.

Со сцены на площади Александра Невского, как сообщает интернет-газета «Фонтанка», спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров поздравил православных верующих, собравшихся на крестный ход: «Россия – последняя надежда Бога на планете Земля, а Господь незримо ограждает Россию от недругов и хранит ее для небесного волеизъявления», – цитирует газета политика.

По логике Макарова, некий Бог никому на Земле не нужен, кроме России (последняя надежда Бога). Напомним, что население России составляет 1/70 часть населения Земли. Какое небесное волеизъявление через Россию может состояться, нетрудно догадаться, вспомнив про ядерные арсеналы. Заметим также, что «последняя надежда Бога на планете Земля» – сочувственно относиться к Северной Корее, которая и без Бога готова проявить «небесное волеизъявление» над Тихим океаном в виде взрыва водородной бомбы.

Посмеют ли организаторы дискуссий в Медиа гайд-парке «С правой ноги» обсуждать эти, равно как и другие острые проблемы, например, «Присоединение Крыма» или «Избирательная кампания Навального»? Если нет, то какой же это гайд-парк?

Будем наблюдать (фирменная концовка текстов редактора «Эхо Москвы» А.Венедиктова).

Татьяна Романенко, г. Санкт-Петербург, фото автора. Кадр из видео Александра Овченкова.