Беспредел терризбиркома может стать причиной массовых протестов

Такой грязной избирательной кампании в Находке не помнят с начала нулевых годов. Поджоги домов, угрозы и избиения кандидатов и даже членов избирательных комиссий, уничтожение агитматериалов, слив компромата, откровенная скупка «пьяных» голосов, манипуляции с бюллетенями в УИКах и многое другое. Такими были выборы депутатов думы Находкинского городского округа 2017 года.

Сожженное летнее кафе экс-спикера гордумы Михаила Пилипенко и здание лидера местного отделения ЛДПР Виктора Конкулевского. Взрыв забора частного дома Василия Сомова, депутата от «Партии пенсионеров». Нападение на Юрия Кайдановича – заместителя главы, руководителя аппарата администрации НГО и, по совместительству, секретаря Находкинской ТИК. Угрозы жизни и здоровью в адрес кандидата от ЛДПР Евгения Норенко. Это лишь наиболее громкие и откровенно криминальные эпизоды избирательной кампании 2017-го. На фоне этого сожжение и срыв агитматериалов воспринимается как безобидная шалость.

Но наивысший пик нарушений пришелся на период досрочного голосования – последнюю декаду перед выборами. Речь, главным образом, о подкупе избирателей. Хотя точнее будет назвать то, что творилось, оптовой скупкой голосов.

С 30 августа по 7 сентября помещения ТИКа и УИКов наполнились сотнями пропитанных алкоголем жителей, у которых «внезапно» обнаружились срочные дела за пределами города именно в день голосования. Правда, жаждущие досрочно изъявить свою волю, казалось, впервые в жизни принимали участие в голосовании и не вполне понимали, что и как нужно делать. Большинство из них интересовало лишь одно: когда им заплатят за досрочное исполнение ими гражданского долга?

Проголосовав, они слонялись неприкаянно по участкам, спрашивая про «законный гонорар» у всех подряд, включая членов комиссий и даже милиционеров. Последних, к слову, столь явные симптомы преступления никак не интересовали. Они лишь «бдили» за порядком и только.

Впрочем, продать свой голос были готовы не только маргинальные жители Находки, но и вполне приличные, хотя и небогатые горожане – малоимущие и пенсионеры. Вопрос был лишь в цене. Автор этих строк стал свидетелем разговора трех женщин, одна из которых хвасталась, что «волеизъявилась» за полторы тысячи рублей, в то время как ее товарки – лишь за 200 и 350 «деревянных» соответственно. Неудачницы, право слово!

Всего за девять дней досрочно проголосовало беспрецедентное количество избирателей Находки – 6679 человек. То есть более 5% из 122 627 имеющих право голоса. Это почти 24% от 28 371 проголосовавших на момент закрытия участков 10 сентября. Почти каждый четвертый из числа принявших участие! Это не просто много, а очень много!

Но что больше всего поразило и возмутило большинство участников кампании – это абсолютное нежелание Находкинской территориальной избирательной комиссии хоть как-то реагировать на этот беспредел. ТИК во главе с председателем Татьяной Мельник попросту игнорировала любые жалобы и протесты, раз за разом отказываясь принимать их к рассмотрению. А на нет, как говорится, и суда нет. Более того, терризбиркому было откровенно наплевать и на неоднократные требования прекратить фальсификации и подтасовки, звучавшие из краевого и федерального центров.

Апогеем произвола и нарушений стали последние сутки, 10 сентября, когда и в ночь перед открытием участков, и в ходе голосования, и после их закрытия – в ходе подсчета голосов УИКи внаглую откровенно совершали противозаконные действия.

Так, депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Андрейченко и координатор городского отделения партии Виктор Конкулевский зафиксировали, что на одном из участков члены УИК несколько раз открывали сейф, в котором хранились конверты с «досрочными» бюллетенями, и работали с документами, что запрещено по действующему законодательству. При этом присутствовавшие представители правоохранительных органов никак на это не реагировали.

Уже днем, в ходе голосования, представители ЛДПР фиксировали подвозы одних и тех же людей на разные участки, а также случаи вброса, когда избиратель в урну опускал более двух бюллетеней (за партию и одномандатника). Причем, об одном из таких эпизодов (правда, уже постфактум) сообщил сотрудник полиции.

Множество нарушений было отмечено в ходе голосования на дому. То переносные урны были опечатаны таким образом, что была возможность для манипуляций с бюллетенями, то члены УИК отправлялись на выезд не по заявкам избирателей, а по спискам служб соцобеспечения.

А кандидат от «Единой России» Александр Ганин заявил о многочисленных нарушениях в ходе подсчета бюллетеней. Так, на многих участках члены УИКов проводили его с нарушениями, которые позволяли как угодно подтасовать результаты. При этом на части участков наблюдателям удалось призвать комиссии соблюдать требования законодательства, но были УИКи, откровенно игнорировавшие такие требования и продолжавшие – даже под видеосъемку – нарушать закон.

Финальной точкой в этой вакханалии избирательного беспредела и произвола стала позиция ТИК в ходе подведения итогов выборов в ночь на 11 сентября. Председатель и ее заместители всячески отказывались принимать к рассмотрению жалобы и заявления о нарушениях. А те немногие принятые к рассмотрению заявления были отклонены как неподлежащие удовлетворению.

Например, несколько заявлений о многочисленных нарушениях, допущенных в ходе подсчета голосов на одном из участков, с требованием произвести повторный подсчет были поданы представителями кандидатов от ЛДПР и «Единой России». При этом ТИКу были представлены видеозаписи, зафиксировавшие эти нарушения. Казалось бы, повторный подсчет бюллетеней – единственно возможный способ доказать, что результат справедлив, а нарушений не было – ведь именно это утверждала председатель данного УИК, которую поддержала и глава ТИК. Более того, именно такая прозрачность позволила бы терризбиркому подтвердить и свою беспристрастность и неангажированность.

Однако председатель терризбиркома Татьяна Мельник сделала всё, чтобы убедить членов ТИКа отказать в удовлетворении требования повторного пересчета. В качестве одного из аргументов для отказа было «опасение», что якобы сам факт проведения повторного подсчета по одному из УИК поставит под сомнение итоги выборов в целом. Причем, ТИК собирался для рассмотрения данных заявлений дважды – и дважды Мельник и ее заместители отказались пересчитывать голоса. Чего так боялась председатель ТИКа? Не того ли, что результаты на этом участке были сфальсифицированы по согласованию с Мельник?

Безусловно, ответственность за все эти многочисленные нарушения в полной мере несет территориальная избирательная комиссия как организатор выборов в городском округе. И то, что ТИК никак не отреагировал на замечания из краевого и центрального избиркомов, равно как и на заявления депутатов гордумы, ЗакСобрания и Госдумы, городской и краевой администраций о необходимости остановить этот беспредел, лишь усугубляет вину Татьяны Мельник и ее коллег. Единственный вопрос, на который пока нет точного ответа: вся эта вакханалия – результат непрофессионализма и правовой безграмотности членов ТИКа, а также нежелания признаться в ошибках или же это сознательная работа в интересах отдельных кандидатов?

Как бы там ни было, в городе растет социальное напряжение, спровоцированное итогами выборов и действиями ТИК. Так, намерены добиваться отмены результатов выборов и полного пересчета голосов находкинские активисты ЛДПР, которых поддержал депутат Госдумы Андрей Андрейченко. С этой целью они объявили бессрочную голодовку. К этой акции готовы присоединиться не только их сторонники, но и местные представители Партии Пенсионеров. Аналогичное требование выдвинул и единоросс Александр Ганин, подавший иск в суд. К акциям протеста с требованием пересчитать бюллетени готовы присоединиться многие жители города.

В конечном итоге, фарс, устроенный Находкинским ТИКом 10 сентября может стать причиной выступлений горожан куда более массовым, чем были минувшей зимой по поводу угольной пыли. А если учесть, что угольная проблема сегодня так до конца и не была решена, то свою лепту в обострение ситуации определенно попытаются внести и «зеленые», к слову, и вовсе проигравшие выборы по всем статьям. И тогда осень 2017 года в Находке будет не по сезону жаркой.

http://vostok.today/17219