фотоУголовное дело по обвинению члена Территориальной избирательной комиссии Спасского района Ульяны Артеменко направлено в суд.

Заместитель начальника муниципального казенного учреждения «Обеспечение деятельности образовательных учреждений Спасского муниципального района» обвиняется в фальсификации избирательных документов по ч. 1 ст. 142 УК РФ.

Следственному отделу Спасска понадобился год, чтобы установить все обстоятельства совершенного ею деяния против конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Ульяну Эдуардовну трудно заподозрить в незнании избирательного законодательства или неопытности. Членом ТИК она является с 2012 года.

Выборы 2015 года в Спасском районе оказались настолько скандальными, что избранная районная Дума через полгода после получения мандатов вынуждена была их сдать. Подвозы избирателей, массовое досрочное голосование в ТИКе (каждый четвертый избиратель!), фабрикации и, в довершение ко всему, – кража из закрытого и опечатанного помещения в охраняемом здании администрации района выборной документации, виновники которой так и не установлены. 13 томов уголовного дела, и такой маленький «выхлоп»…

Темы выборов Спасские силовики стараются не касаться – без особой в том необходимости. Их можно понять: «государевы люди» жестко встроены во властную вертикаль и вынуждены считаться с этим?

Как и следовало ожидать, в сети правоохранительных органов попалась мелкая рыбешка…

По версии обвинения, в период со 2 по 8 сентября 2015 года Ульяна Артеменко, находясь в помещении ТИКа для досрочного голосования, действуя умышленно, из ложно понятых интересов службы, используя свое положение члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, внесла недостоверные сведения в список досрочно проголосовавших избирателей по участку № 3604, включив туда «мертвые души». Как установило следствие, В.Г.Н., Н.А.Н., А.А.Н., Е.А.С. фактически в помещении ТИКа для досрочного голосования не были, избирательные бюллетени не получали и не голосовали.

Впоследствии фабрикованный список досрочно проголосовавших избирателей был передан из ТИКа в участковую избирательную комиссию, и голоса этих фальшивых «избирателей» учли при подведении итогов выборов.

Признав свою вину, Артеменко отказалась что-либо прояснить по обстоятельствам совершения деяния, воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 51 Конституции РФ, не свидетельствовать против себя.

А она, вероятно, могла пролить свет на многие темные стороны этой неприглядной истории. Как сделала это, например, председатель участковой избирательной комиссии участка № 3604 (село Буссевка Спасского района) Елена Ивановна Шубина:

«В начале сентября 2015 года, в период подготовки к голосованию, председатель ТИКа Галина Горошанская объявила председателям ИУКов о необходимости предоставления до начала досрочного голосования в помещении ТИК списков избирателей – зарегистрированных, но не проживающих на территории избирательных участков и фактически не голосующих на выборах.

Свою просьбу Горошанская объяснила тем, что, якобы, необходимо сократить расходы на изготовление бюллетеней из-за недостаточного финансирования (!).

Это показалось мне странным, ведь в законодательстве о выборах четко указано, какое количество бюллетеней должно выдаваться в процентном соотношении к числу зарегистрированных на территории граждан. И я предположила, что составление таких списков – подготовка к возможным фальсификациям. Поскольку конкретного факта фальсификации на тот момент не было, я попросила своего супруга написать анонимное заявление в прокуратуру г. Спасска о сборе председателем ТИКа таких списков.

В присутствии сотрудника прокуратуры я высказала свои предположения о том, что сведения о гражданах, которые от нас требовали, могут быть незаконно использованы при досрочном голосовании членами ТИКа в пользу определенного круга кандидатов».

Политическая «ориентация» Галины Горошанской всегда была «правильной»: во времена всевластия КПСС она заведовала в горкоме партии организационным отделом, а теперь служит другой «правящей» партии – «Единой России».

Но отдадим должное: Горошанскую при всём желании не обвинишь в непрофессионализме и незнании законодательства о выборах. В избирательной «кухне» она варится уже более 20 лет, в ТИКе района председательствует с 2013 года. Так что, думаем, собирала она списки «мертвых душ», как гоголевский Чичиков, вполне осознанно, как говорят юристы, с умыслом, что и вменяется обвинением.

Вот как разворачивались события дальше.

9 сентября на территории всех участковых избирательных комиссий Спасского района начиналось досрочное голосование, но утром на собрании в помещении ТИК, при выдаче бюллетеней и остальной документации, заявления и списки досрочно проголосовавших в помещении ТИКа никому из председателей УИКов выданы не были, им вручили только конверты с бюллетенями проголосовавших. Горошанская сослалась на занятость и пообещала, что недостающие документы до конца дня доставят в УИК. Но этого не произошло и на следующий день.

Только 11 сентября председателей и секретарей ИУКов вызвали в ТИК для получения списков досрочно проголосовавших и их заявлений.

И тут Е.И. Шубина была просто шокирована: все 37 человек из ее списка постоянно не голосующих, выходило, «перекочевали» в реестр досрочно «проголосовавших» в ТИКе! Более того, в списке числились избиратели, которые сделали это дважды, – на досрочных выборах в ТИКе и потом – на избирательном участке!

Так вот почему так тянула Горошанская с выдачей списков досрочно проголосовавших в помещении ТИКа! Чтобы участковые избирательные комиссии не смогли, как это полагается, внести их в свои списки и предотвратить, тем самым, двойное голосование!

В обвинительном заключении есть интересный диалог, записанный на диктофон, – разговор Горошанской с автором жалобы в прокуратуру. Очень интересный, прямо скажем, разговор. Вот некоторые его моменты.

Про руководство (теперь уже бывшее) района:

«Оно не то, что не готово, – оно слабо в мозгах… Инициативы нет со стороны властей, вот, в чём дело. Он сейчас выберется, и опять 5 лет будет сидеть».

О вмешательстве в процесс выборов края:

«Край приезжает. Ставит задачи: «Надо, чтобы этих партий не было». Я говорю: «Напишите закон правильный, тогда и не будет партий. Вы же написали закон, что можно создать партию. Какая может быть партия? Зачем так вот открывать двери (очевидно, имеется в виду – во власть – авт.)? У меня их 8 партий. Я их даже не силюсь запоминать.

Вот «Партия Дела». 5 человек идут, понимаете, 5 человек! Она (партия – авт.) претендует на мандат. Понимаете? Она тут сейчас 5% получит голосов, если у «Единой России» не будет явки большой, то она легко их получит. Потом двинется в Законодательное собрание и в Госдуму. На сегодня установка, чтобы было максимальное число проголосовавших граждан. Поэтому я на подвозы смотрела вот так, сквозь пальцы. Потому что и «Единая Россия» возит. Только «Единая Россия» деньги не платит. Не раскошеливается на 200, на 300 рублей».

Раскошеливается, еще как! Но об этом – чуть ниже. А пока – еще один фрагмент диалога c Горошанской:

«М.:

– Людей до такого состояния довели…

Ж.:

– Конечно, конечно.

– …что они за 200 рублей готовы Родину продать.

– Конечно, конечно.

– Родину продать, будущее продать.

– Готовы, готовы.

– Почему наша жизнь и будущее наших детей должны зависеть от таких людей?».

Речь, как вы понимаете, о тех, кто голосовал за деньги. А таких набралось немало. Разве нормально, что каждый четвертый избиратель проголосовал досрочно? Неужели 675 человек массово заболели? Или отправились на Крымские пляжи? Почему 453 избирателя, которым в родном селе до избирательного участка рукой подать, поехали в город, в ТИК? Вот Вишневку. Из 493-х потенциальных избирателей 104 проголосовали досрочно, причем 90 из них – в ТИКе!

Лично я, как дон Корлеоне из кинофильма «Крестный отец» про сицилийскую мафию, не верю в такие «случайности».

И правильно делаю.

Взять то же досрочное голосование. Вот что удалось выяснить следователям.

Из показаний завуча и заместителя директора Буссевской школы:

«В самом начале сентября 2015 года ко мне обратилась моя знакомая, учитель физкультуры с предложением о подкупе избирателей: «Ты слышала, что будет досрочное голосование? Надо организовать людей для поездки на него».

Она предложила организовать за денежное вознаграждение группу избирателей из числа жителей Буссевки, которые согласятся так же за вознаграждение проголосовать досрочно. Сказала, что на каждого человека выделяется 200 рублей, но я должна им сказать, что надо голосовать за «Единую Россию» в Думу Спасского района.

Я согласилась, поскольку на тот момент потратила определенную сумму на сборы детей в школу, и деньги не были бы лишними. Она пояснила, что ехать нужно на следующий день на специальном автобусе в Спасск, а также сказала, что за людей, которые не смогут поехать сами, но согласятся дать свой паспорт, я тоже получу дополнительные деньги».

Ответив согласием, она в тот же день встретилась со знакомыми односельчанами, либо обзвонила их: с Ш., Б., К., Х., а также со своим свекром А.А.Н., его дочерью О. Свекор привлек соседа.

Кроме того, предложила Л.Х. и О. взять паспорта родственников: Х. – паспорт сестры, инвалида, а О. – ее матери В.Г.Н., так как та не захотела ехать. Таким образом, она собрала группу лиц, которые согласились за 200 рублей досрочно проголосовать в ТИКе.

В условленное время на остановке их ждал комфортабельный автобус бордового цвета. Водитель был не из местных.

«По дороге заехали в кафе «Бистро», где работает дочь свекра Н.А.Н. Она тоже дала свой паспорт. В городе к нам подошла вторая дочь, которая согласилась проголосовать за деньги. Я привезла 9 человек и 3 паспорта.

На скамейке напротив магазина «Элегант» нас ждала женщина – Татьяна. Она взяла паспорта Н.В.Г., Н.Н.А. и Х.А.Б., переписала их данные себе на тетрадный листок. Пояснила, что за паспорта она дает по 150 рублей, и по 200 – каждому из тех, кто приехал голосовать сам. В целом я получила от Татьяны 3450 рублей. Из этой суммы лично мне причиталось 1400 рублей. После голосования тот же автобус доставил нас в Буссевку».

Ну, и какое «разумное, доброе, вечное» может посеять в душах детей ТАКОЙ учитель, который не только сам повелся на деньги, но и соблазнил других?!

Но это так, к слову.

Привлекла расторопная завуч и Е.А.С., позвонив ей по телефону и предложив продиктовать данные паспортов ее и мужа.

Из показаний Е.А.С.:

«Н.В. сказала, чтобы мы на выборы не ходили, потому что за нас в бюллетенях поставят «галочки» за «Единую Россию», пообещала, что каждому из нас заплатит по 300 рублей. Через 2-3 дня после этого ко мне подошла женщина, передала 600 рублей, сказав: «Это от Н.!».

В.Г.Н. во время очной ставки с Ульяной Артеменко утверждала, что с 1 по 13 сентября она из Буссевки не выезжала, находилась дома, ходила в лес за грибами, досрочно не голосовала.

Почерковедческая судебная экспертиза подтвердила: подписи от имени Н.В.Г., Н.Н.А., Н.А.А., С.Е.А., Н.А.А., П.Л.А., Ч.С.В., Р.Д.В., С.Е.В., Х.Б.Б., Х.А.Б. в избирательных бюллетенях выполнены не ими!

Уже после выборов, 14 сентября, в ТИК Спасского района были направлены три члена краевой избирательной комиссии. При проверке избирательной документации они выявили ряд нарушений.

17 сентября 2015 года ТИК признала недействительными итоги голосования на пяти избирательных участках, в том числе на № 3604, где председателем ИУКа была принципиальная Елена Ивановна Шубина.

22 сентября вечером случилось ЧП: пропала избирательная документация в ТИКе. Лишь с девяти избирательных участков она оказалась в целости и сохранности. С одиннадцати – исчезла полностью. С двадцати участков изъяты важные документы. Как правило, списки досрочно проголосовавших в ТИКе избирателей, а также их заявления о досрочном голосовании.

Вор, очевидно, располагал временем и знал, что «красть». Ведь надо было разворачивать свернутые в тубу и заклеенные скотчем документы, выбирать опасные для фальсификаторов. А затем тупо изобразить кражу: приоткрыть дверь в кабинете, где они хранились, поднять тревогу типа: «Держи вора!». Учтем: здание администрации оборудовано видеонаблюдением, в нем круглосуточно находятся дежурные.

Правоохранительные органы не смогли установить лиц, причастных к таинственному исчезновению документов.

Ну, а Ульяне Артеменко грозит либо приличный штраф, либо принудительные работы на срок до 4-х лет, в крайнем случае – лишение свободы на тот же срок.

Зубастые щуки, как и следовало ожидать, сумели порвать сети и уйти на глубину…

Ольга Купчинская, руководитель Спасского филиала ОДПК «Хранители закона», информация предоставлена прокуратурой г. Спасска-Дальнего.