Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 41 (812) от 8 октября 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Монетизация льгот в ЖКХ. Выгоднее торговли оружием и наркотиками

Дмитрий Щедрин

Переход на монетизацию льгот в сфере жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) будет происходить постепенно. «Мы не ставили конкретных сроков, и в сфере ЖКХ это будет проходить более постепенно, эволюционно”, - заверил министр финансов РФ А.Кудрин с вступлением в действие Жилищного кодекса с 1-го марта 2005 г. (ИТАР-ТАСС, 25.04.2005). Не прописана такая задача и в Жилищном кодексе.

В частности в ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса» в ст. 8 прописано: до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот.

Но если нормы закона не воплощаются в правоотношениях, значит попытка создать право не удалась.

Испорченный Новый год

После встречи Нового 2005 года праздничное настроение многих россиян омрачило вступление в силу Федерального закона №122. В народе его называют законом «О монетизации льгот». Будем и мы его так именовать.

И хотя замена натуральных льгот денежными компенсациями - далеко не единственная инициатива этого закона, именно данная реформа стала причиной массового протеста пожилых людей на весь 2005 год и последующие.

С чем же столкнулись наши граждане? Ведь законодательная и исполнительная власти обещали не ухудшить их положения в ходе замены льгот денежными компенсациями, к тому же в стране уже несколько лет наблюдается экономический рост.

Во-первых, большинство льготников не пустили в общественный транспорт без оплаты проезда, и поныне гонят из автобусов или матерят, а стоимость транспортных услуг выросла сегодня на 100% в сравнении с 2004 г.

Во-вторых, в некоторых регионах льготники получили счета на оплату ЖКУ, существенно превышающие уровень предыдущего месяца.

В результате после празднования Нового года все последующие дни в России стали похожи на первомайскую демонстрацию пожилых людей, которые осознали, что опять отобрали больше, чем компенсировали.

Сейчас ситуация по России в целом несколько успокоилась, но тема монетизации льгот остается актуальной для населения и для лиц, принимающих управленческие решения. Согласно оценкам Министерства финансов России, на компенсационные выплаты в связи с социальной реформой по обеспечению лекарствами Правительство РФ в 2005 году выделило 500 млрд. рублей из федерального бюджета. И что получили?

Перечитав упомянутый выше закон, я вспомнил, что с первого января 2006 года должны монетизироваться льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг, составляющие 50% от стоимости всех натуральных льгот, поэтапная реструктуризация которых предусмотрена в Федеральном законе №122.

Залезли в карман, и к кому?

В соответствии с Федеральными законами “О ветеранах” «О социальной защите инвалидов», инвалиды и участники войны, блокадники, инвалиды по общему заболеванию, дети-инвалиды имеют право платить только 50% за жилищно-коммунальные услуги. За обслуживание жилья, за тепло, холодную и горячую воду, свет, газ и т. д. (кроме льгот по оплате телефона - они отменены полностью). Таких федеральных льготников в стране, по разным оценкам, от 13 до 16 миллионов. Все прочие - региональные, которых около 25 миллионов. Хотя и здесь данные разнятся и все время меняются, в среднем по стране льготников около 40 млн. человек.

Оплата расходов на предоставление федеральных льгот по ЖКУ возложена по “закону 122” на региональные власти. Правда, вместе с деньгами соответствующие средства должны ежегодно предусматриваться в федеральном “Фонде компенсаций” и перечисляться в бюджеты регионов.

Что касается ситуации с льготами за ЖКУ для региональных льготников (ветеранов труда, тружеников тыла, жертв репрессий), то здесь все просто: расходы “сброшены” на власти регионов, без перечисления каких-либо доходов. Кто может - сохраняет эти льготы, кто не может - извините.

Картина по стране, в общем, не слишком утешительная. Только в трех десятках субьектов РФ, в том числе в Москве и Петербурге, льготы по ЖКУ в 2005 году действовали в полном объеме. Итого - три десятка субъектов Федерации из 89. В остальных сохранялась только часть жилищно-коммунальных льгот, а примерно в десяти регионах они были вообще отменены. А в Тюмени еще в 2004 году были монетизированы все льготы по ЖКУ: взамен ветеранам выдали по 400 рублей в месяц.

Начиная с 2006 года, судя по тому, что обсуждалось на заседании правительства, и судя по выступлению Михаила Зарубова, тюменскому примеру могут последовать во всероссийском масштабе.

С 2006 года правительство планировало (хотя, замечу, это еще не облечено в форму закона, нет даже никакого законопроекта, внесенного в Госдуму) монетизировать льготы по ЖКУ. И сегодня, пока, граждане многих регионов имеют право платить 50% за квартиру, но завтра их хотят заставить платить все 100%, а в качестве возмещения дополнительных расходов предоставлять компенсации.

И хотя Зурабова уже нет в правительстве, караван идет намеченным путем. Владивостокцев уже заставили платить 100% с 1 января 2008 года, а с 1-го августа сего года монетизировали льготы в 2-х не самых крупных деревнях.

Нетрудно догадаться, как рассчитан размер этих компенсаций. Опыт уже показал, что в таких расчетах власти ошибаются только в одну сторону, причем не на 10 и не на 20%, а в разы. Каждый, кто получил «живые деньги» вместо льгот, мог легко подсчитать, на сколько его “нагрели” экономисты и финансисты. Но то ли ещё будет…

Фантастический вариант монетизации

Между тем, сегодня льготы по оплате ЖКУ достаточно существенны. Если обычным семьям, к примеру, в нашем ТСЖ, за одинаковые по площади квартиры в 79,8 кв.м. из 3-х человек, в которой нет льготников, приходится за содержание и ремонт жилья платить 1502,64 р., то в квартире, где проживает 1 инвалид - на 229,19 руб. меньше, где 2 инвалида - на 546, 88 р. меньше, а в которой все трое инвалиды - на 751,32 руб. меньше.

В доме всего 14 инвалидов. Несложно посчитать, на сколько рубликов в месяц «обула» инвалидов администрация края, перейдя на монетизацию льгот с 1-го августа, если в крае насчитывается около 40 тысяч инвалидов. При этом, тариф в нашем доме на 6 руб. меньше, чем в целом по городу и многим районам края.

А сколько осядет в Минфине денежек, если введут компенсации по такому же принципу, как установил закон о монетизации? Только на одних инвалидах, которых на 2006 г. было более 11 млн человек... А к ним ежегодно прибавляется по 1 млн.

А ну, как эта монетизация коснется всех категорий льготников, большинство из которых получают льготу из регионального или местных бюджетов?

На что им жить? Ведь есть еще инфляция и рост цен на все прочие товары и услуги, съедающая, мягко говоря, умеренные добавки к пенсиям и социальным пособиям. В общем, получается, что принародно и средь бела дня вытащили денежки из кармана своих граждан.

Что будет после этого? Либо массовый переход за “черту бедности”, либо рост неплатежей и соответствующий рост числа попыток выселить неплательщиков. Пока таких случаев мало - государство еще может с ними справляться. Но когда число неплательщиков возрастет в десятки и сотни раз - выселить будет крайне сложно. Если вообще возможно - без риска социального взрыва...

Право выбора

Многократно раскритикованная идея монетизации сама по себе была вовсе не вредоносной. При условии, что каждому гражданину дали бы право выбирать (деньги или льготы), а денежные компенсации были бы соразмерны отмененным льготам, она могла оказаться достаточно эффективным способом решения проблемы. Но пошли, как известно, иным путем.

К тому же, этот выбор вообще имеет смысл только для таких льгот, как получение лекарств, путевок, проезд на транспорте и им подобных. Здоровому человеку не нужны лекарства и путевки, неходячему инвалиду - право бесплатного проезда на транспорте и т. д. Отказался от ненужных льгот - и получил необходимые в хозяйстве деньги.

С льготами по квартплате ситуация совершенно иная: отказываться от них в добровольном порядке глупо, если нет печатного станка для изготовления денежных купюр или не родственник олигарха Абрамовича, ведь за квартиру должны платить все.

Есть, конечно, один вариант, при котором граждане выберут деньги: если компенсации будут больше, чем 50% от квартплаты. Кто верит в такой научно-фантастический вариант - прошу поднять руки...

Кто виноват и как противостоять в борьбе за свои права, - расскажу в следующем номере.

Дмитрий Щедрин.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100