Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 48 (446) от 11 октября 2001  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Начало железнодорожного БУМа

Дальневосточный дневник Юрия Мокеева

Кажется, наш регион медленно, но верно движется к экономическому возрождению. Все больше признаков оживления деловой активности, все чаще звучат крупные проекты, пробиваясь к реализации. Вот одно весьма симптоматичное событие прошлой недели, которое СМИ почти не заметили или дали очень скромно.

С 26 сентября Байкало-Амурская магистраль стала рентабельной. В этот день по новой железнодорожной ветке прошел первый эшелон с рудой Чинейского месторождения. Освоение этой кладовой ванадия и титана позволит удвоить грузопоток на БАМе и тем самым вывести дорогу на безубыточный режим работы. Все разговоры о “ненужности” стройки века, как называли магистраль, позади. Развитие горнодобывающей промышленности в зоне БАМа в соответствии с постановлением правительства, принятым в 1997 году, взяло уверенный старт. В этом большая заслуга МПС, вложившего деньги как в дорогу от станции Новая Чара до карьера длиной 66 километров, так и в саму разработку богатейшего месторождения. Его прогнозируемые запасы - более 30 млрд. тонн.

И это только начало железнодорожного бума в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Впереди - прокладка путей к угольной Эльге, к знаменитому своими медными богатствами Удокану. В декабре откроется самый длинный в России (15,3 километра) Северо-Муйский тоннель и даст новый импульс увеличению грузопотока по БАМу.

Заметим, МПС, кроме всех чисто железнодорожных проектов, таких, как соединение Сахалина с материком и подключение к Транссибу объединенной дороги двух Корей, участвует еще в строительстве Бурейской ГЭС, крайне необходимой региону, испытывающему дефицит электроэнергии. Как сообщила радиостанция “Тихий океан”, благодаря такой финансовой подпитке станция войдет в строй на год раньше.

Кстати, глава Министерства путей сообщения Николай Аксененко и губернаторы Приморья и Амурской области Сергей Дарькин и Леонид Коротков (см. фото) на днях подписали взаимовыгодное соглашение о сотрудничестве. МПС гарантирует субъектам Федерации надежный завоз топлива. Похоже, зимние беды останутся в прошлом. Тем более, что Государственная Дума в ближайшее время рассмотрит ряд законопроектов, касающихся развития ТЭКа и, в частности, совершенствования “северного завоза”.

Чтобы закончить разговор о подготовке к зиме (недавно этой проблемой занимался полпред президента РФ Константин Пуликовский на Камчатке, где сложилось тревожное положение, и в Приморье, в котором дела идут много лучше), заметим, что в прессе вновь и вновь с все большей настойчивостью появляются публикации о необходимости вернуться к ранее отвергнутому на волне экологической паники проекту строительства в нашем крае атомной электростанции. Именно она, по мнению ученых, даст дешевую электроэнергию югу Дальнего Востока и исключит возникновение экстремальных ситуаций, таких, как зимний кризис 2000-2001 года. В качестве примера в “Российской газете” приводится Билибинская АЭС на Чукотке, спасающая заполярный полуостров от замерзания.

Еще одна весть, свидетельствующая о том, что в скором времени Дальний Восток покончит с рецидивами экономического падения в 90-е годы прошлого века. Премьер-министр РФ Михаил Касьянов подписал распоряжение, согласно которому Россия открывает перед иностранными судами порты Северного морского пути. Всего “размораживается” 47 гаваней. Это должно вдохнуть новую жизнь в Великую водную магистраль - пойдут караваны в Европу из Северной Америки, Японии и Китая, принося нашей стране и территориям за Полярным кругом немалые деньги. Для успешной реализации перспективной идеи принята программа обновления ледокольного флота России.

Вопрос о привлечении западных и особенно из АТР капиталов для подъма экономики региона на выгодных для страны условиях не сходит с повестки дня. По распоряжению президента Владимира Путина, под патронажем его полпреда в федеральном округе Константина Пуликовского во Владивостоке создана Дальневосточная инвестиционная компания (“Дальинком”). Ее задача - формирование на востоке страны режима наибольшего благоприятствования финансовым вливаниям в приоритетные и социально-значимые отрасли экономики. Очень важно, что “Дальинком” будет иметь свою резиденцию в нашем городе. Ведь при бывшем губернаторе Евгении Наздратенко Приморье превратилось в настоящее пугало для зарубежных компаний и фирм.

Будем надеяться, что с помощью новой компании - государственного оператора инвестиций многие дальневосточные предприятия сумеют занять достойное место в рынке Азиатско-Тихоокеанского региона, внесут свой вклад в возрождение России. Пока что в регионе, включая Забайкалье, таких гигантов немного. “Известия” опубликовали список ста отечественных компаний, имеющих наибольший вес в экономике России. Среди них “АЛРОСА” в Якутии, Дальневосточная и Забайкальская железные дороги, Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение, Дальневосточное морское пароходство и “Якутуголь”. Этим участие восточных территорий в рейтинге “тяжеловесов” заканчивается. А ведь умеем работать...

Глава МЧС России Сергей Шойгу заявил, что задачи, поставленные президентом и правительством по восстановлению пострадавших от наводнения районов Якутии, выполнены. Три тысячи семей обеспечены новым жильем, отремонтировано почти 4400 квартир и частных домов. Полностью восстановлены больницы, школы, здания учреждений культуры. Создана надежная система электроснабжения. Можно сказать, что на берегах великой дальневосточной реки, уничтожившей Ленск, встал совершенно новый город.

Якутская весенняя катастрофа не оставила никого равнодушным в России. Справиться с бедой республике помогали многие регионы страны и зарубежные организации. Так, например, жители Варшавы решили поддержать столицу этого субъекта Федерации. Они собрали 100 миллионов долларов.

Вот такой сугубо “экономический” обзор жизни на Дальнем Востоке получился у меня на этот раз. Конечно, произошло немало и других событий, приятных и неприятных. Тут и 150-летний юбилей Читы, и договор, подписанный “начальником” Чукотки Романом Абрамовичем и администрацией Белгородской области о строительстве жилья для уезжающих с сурового полуострова пенсионеров, и схватка наших пограничников с китайскими браконьерами, оказавшими сопротивление стражам рубежей в районе Среднего Амура, и неприятность у моряков-тихоокеанцев: во время учебных стрельб в Авачинском заливе сбилась с курса и ушла под воду крылатая ракета “Гранит”, сейчас ее ищут...

Но все-таки преобладала в информационном потоке с Дальнего Востока в минувшие дни серьезная экономическая тема. Успехи в этой сфере радуют, отраженные в СМИ перспективы обнадеживают: регион имеет хорошее будущее. А вот в настоящем дела не всегда блестящи. И чтобы избежать розового оптимизма, приведем одно письмо из “Труда”, которое называется “Сидим на золоте и бедствуем”. Его автор, жительница пос. Ключевский в Забайкалье, рассказывает, что рабочие преуспевающего золотодобывающего рудника (только за полгода было намыто около 180 килограммов драгоценного металла) не получают зарплату, не могут содержать семьи, население бедствует. Символическая картина, не правда ли? Так и весь Дальний Восток, располагающий колоссальными богатствами, очень медленно выползает из нищеты.

Но, дай Бог, когда-нибудь это произойдет. Многие разворачивающиеся в последнее время дела и намечаемые планы внушают надежду.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100