Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 48 (446) от 11 октября 2001  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Места в парламенте без боя не даются

Валерий КУЦЫЙ

Сегодня, когда я диктую этот материал, до выборов в бывшую Думу, а ныне Законодательное Собрание Приморского края, остается два с половиной месяца. Однако уже сейчас избирательные мотивы явственно слышатся в выступлениях депутатов и представителей исполнительной власти. Те депутаты, которые хотят продлить срок своих полномочий еще на четыре года, высказывают тревогу по поводу того, насколько честно будет проведена предстоящая избирательная кампания. И основания у них для этого, надо признаться, есть.

Конечно, кое-что изменилось. Не будет, например, досрочных выборов, которые, на мой взгляд, сыграли решающую роль в закреплении говорливого Юрия Михайловича Копылова на посту главы администрации города Владивостока. Участие представителей наиболее крупных политических партий в работе избирательных комиссий затруднит махинации при подсчете голосов. Однако при всем том нельзя не учитывать, что по-прежнему, видимо, пожизненно, крайизбиркомом руководит Сергей Князев, а владивостокским горизбиркомом - Вениамин Чичаев, что во главе Приморского краевого суда все также стоит Виктор Ражев, что не перевелись судьи типа Евгения Алатина. А раз так, то, по моему мнению, можно опасаться, что воля избирателей будет заменена волей начальства. Разве не по велению властей предержащих был снят с губернаторских выборов Виктор Черепков?

Сейчас и пресловутый административный ресурс находится в руках команды нового губернатора, и штабы, приведшие Сергея Дарькина к победе, не расформированы. Все это свидетельствует о том, что дарькинцы не собираются оставаться в стороне от предвыборной борьбы. Следовательно, исход избирательной кампании во многом зависит от того, на кого собираются опираться в своей деятельности Сергей Михайлович и его окружение. Умный администратор понимает, что ему не обойтись без оппозиции, ибо только нелицеприятная критика поможет исправить сделанные ошибки и избежать новых. Подхалимы же бывают приятны начальственному сердцу, но никогда не бывают полезны в работе. Это блестяще доказала прежняя администрация, которой милы были депутаты, голосовавшие за предложения Евгения Ивановича Наздратенко еще до того, как тот успевал их высказать, и журналисты с холопским менталитетом Фирса из чеховского “Вишневого сада”. Упоение лестью, подавление критики плюс фантастическая некомпетентность и коррумпированность привели богатейший край к провалу в экономике и социальной сфере. Именно предстоящие в декабре выборы будут той лакмусовой бумажкой, по которой мы увидим, сделала ли команда Сергея Дарькина выводы из печального опыта своих предшественников или пойдет по тому же пагубному пути.

Особо хочется сказать о позиции владивостокского градоначальника Юрия Копылова. В последнее время все его радиовыступления, которые представляются мне забавной клоунадой, не обходятся без камней, брошенных в огород депутатов краевого Законодательного собрания от Владивостока. “Что они сделали для города? - вопрошает Юрий Михайлович. - Да ничего!” А по-моему, на счету наших избранников немало добрых дел. Их инициатива сыграла значительную роль в увеличении коэффициента при начислении пенсии. В меру своих возможностей они защищали избирателей от чиновничьего произвола, помогали добиваться выплаты детских и опекунских пособий. А кто, как не депутаты от Владивостока, борется за восстановление справедливости в отношении обманутых вкладчиков пресловутого Продовольственного благотворительного фонда? Сейчас наши избранники приняли решение обратиться к федеральным властям с требованием не допустить повышения пошлин на ввоз иномарок. Такое повышение, говорят они, резко снизит количество ввозимых автомобилей, и это будет иметь самые отрицательные последствия для экономики Приморья и жизненного уровня приморцев. Можно было бы привести и другие примеры. А если депутаты от Владивостока не смогли изменить к лучшему общую ситуацию в городе и регионе, то нельзя забывать, что в краевой Думе они были в меньшинстве. Им противостояла мощная фракция, во всем поддерживавшая Наздратенко. Она не позволяла ни внести существенные изменения в проект бюджета, предложенный администрацией, ни принять закон, который был бы не по нутру Евгению Ивановичу.

А какие же депутаты в Законодательном Собрании нужны Юрию Михайловичу? Может быть, такие, которые подходили бы к нему не иначе как строевым шагом и выполняли любой приказ? Совсем как у известного персонажа из сказки Пушкина: хочу, дескать, быть владычицей морскою и чтоб сама золотая рыбка была у меня на посылках. Такие пожелания по части субординации Юрий Михайлович наглядно продемонстрировал в своих отношениях с городской Думой. Он не устает подчеркивать, что до его прихода Думу никак не удавалось сформировать, а вот при нем она была избрана. Действительно, при нем, но, как мне представляется, вопреки его воле.

Нынешний городской голова почему-то умалчивает, что и в его бытность Дума стала дееспособной не с первого захода, потому как особо неугодных депутатов отсеивали под разными предлогами. В качестве главной причины выдвигалась якобы недостаточная явка избирателей на голосование, из-за чего как будто бы не преодолевался 25-процентный барьер. Когда же под давлением Центризбиркома выборы в Думу пришлось совместить с выборами губернатора, эта причина отпала сама собой: явка оказалась более чем достаточной.

Ну ладно, казалось бы, избрали орган городской представительной власти - пусть бы и работал. Но не все так просто. Согласно городскому Уставу, который во многом противоречит федеральному законодательству, Юрий Михайлович мог бы, не покидая кресло мэра, одновременно стать и председателем Думы, то есть сосредоточить в своих руках две ветви власти. Мог бы, да председателем избрали другого. И мне показалось, что градоначальник был разочарован этим обстоятельством. Дальше - больше. Несмотря на то, что перед наиболее оппозиционно настроенными депутатами поставили-таки шлагбаум, и в Думу они не попали, сама она оказалась не столь послушной, как ожидалось. Надежды Серого дома на постоянный “одобрям-с” не оправдались. То, понимаешь, эти нахальные депутаты лезут со своими поправками в городской бюджет, то замахиваются на самое святое - на бесконтрольное управление городской собственностью. Уж этого перенести не было никакой возможности, и горизбирком взялся за дело. Если раньше избрание всех депутатов признавалось законным, то теперь машина дала задний ход, и двух из них пытаются лишить мандатов. Получится - и все, в Думе останется только четырнадцать человек, а этого недостаточно для осуществления полномочий. И тогда городское имущество можно будет растаскивать так же успешно, как это делалось до сих пор.

Однако все старания оказались напрасными, и Дума, хотя и в усеченном составе, продолжала работать. Тогда господин Чичаев объявляет ее нелегитимной с самого начала. И даже, как сообщает пресса, находит для доказательства этого формальную зацепку. Мол, четыре года назад дату выборов назначило не то лицо, которое должно было назначить. Отсюда делается вывод, что и все дальнейшие шаги по формированию Думы были несостоятельными, и сегодня ее можно считать незаконнорожденным ребенком. Все это смахивает на анекдот, но, к сожалению, таковым не является.

А ведь если следовать логике Вениамина Чичаева, то можно Бог знает как далеко зайти. Например, в 1917 году советская власть была установлена не путем выборов, а путем государственного переворота. Получается, что все законы и решения, принимаемые ею на протяжении более семидесяти лет подряд, были юридически ничтожными. Так что же, будем сегодня отбирать у людей государственные награды, лишать их почетных и воинских званий, полученных в советские времена? Представляете, до какого абсурда можно докатиться, занимаясь юридической казуистикой. Зачем же это делается? За ответом, по-моему, далеко ходить не надо. Мне представляется, что владивостокский горизбирком буквально из штанов выпрыгивает, ревностно обслуживая интересы Юрия Михайловича Копылова.

Недавно я слышал весьма корректное по отношению к Юрию Михайловичу выступление председателя городской Думы Бориса Данчина. Он говорил, что депутаты не торопятся осуществить свое право - выразить недоверие градоначальнику. Ох, не промахнитесь, ребята! Разгонят вас, как матрос Железняк разогнал когда-то Учредительное собрание. Будете тогда выражать недоверие кому угодно у себя на кухне.

По разным причинам городская Дума работает сейчас в неполном составе, так что надлежит провести довыборы недостающих депутатов. Чичаевский горизбирком попытался назначить эти довыборы на 25 ноября, однако номер не прошел, и они состоятся 9 декабря, то есть одновременно с выборами в краевое Законодательное собрание. Таким образом, сэкономятся немалые средства для городской казны, а главное - труднее будет осуществлять ставший уже привычным мухлеж. Вместе с тем, у меня нет ни малейшего сомнения, что Юрий Копылов приложит все силы, дабы в краевой законодательный и городской представительный органы попали люди, готовые брать перед ним под козырек. В целом же, из анализа складывающейся ситуации можно сделать такой вывод: наряду с кандидатами, готовыми в случае избрания действительно отстаивать интересы населения, Белый и Серый дома будут усиленно проталкивать каждый своих ставленников в расчете на то, что, одепутатившись, они будут дисциплинированно выполнять указания хозяев. Так что бой за места в обоих парламентах предстоит нешуточный, а в результате мы узнаем, получило ли наконец народовластие прописку в Приморском крае. Пока же позволю себе поделиться с читателями соображениями по поводу того, каким мне хотелось бы видеть краевое Законодательное собрание и владивостокскую городскую Думу.

На мой взгляд, все депутаты в обоих органах власти должны работать только на профессиональной основе. Могут возразить, что это дорого стоит. А так ли это на самом деле? В Законодательном собрании должно быть 39 депутатов, в городской Думе - 22. Даже если учесть расходы на зарплату их помощников, то это не идет ни в какое сравнение с содержанием многотысячной армии чиновников, из которых лишь немногие приносят реальную пользу. Так почему бы не подсократить управленческий аппарат, почему не уменьшить расходы на самовосхваление отдельных персон в средствах массовой информации и не передать представительной власти сэкономленные деньги. Зато среди депутатов не будет таких, которые ничего не делают в комитетах, а на пленарные заседания являются лишь в тех случаях, когда надо проголосовать по указке администрации либо протолкнуть вопрос, имеющий значение лично для них. Законодательное Собрание и Дума станут для каждого депутата рабочим местом, а не местом, куда можно являться или не являться по собственному желанию. Улучшится качество и ускорится процесс принятия нормативных актов, усилится контроль за деятельностью исполнительной власти. Избирателю легче будет встретиться со своим депутатом, а депутат, которого исполнительная власть не сможет прижать как главу фирмы или государственного, или муниципального служащего, обретет подлинную независимость. Дело только за его личными качествами: совестливостью, компетентностью, порядочностью, но тут уже избирателям надо смотреть в оба и почаще отряхивать уши от лапши, которую так умело навешивают нам мастера выборных технологий.

Р.S. Кроме того, я считаю, что Бакшин должен быть изгнан из государственной телерадиокомпании.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100