октор экономических наук, профессор Игорь Владимирович ЛИПСИЦ.
Словесно могу представить портрет России так:
Россия в 2023 году
— страна с преимущественно сырьевой экономикой,
бедным и неуклонно убывающим населением,
растущим военным и сжимающимся гражданским производствами и усиливающейся инфляцией,
ведущая затяжные военные действия и обложенная рекордным числом санкций со стороны большинства ведущих стран мира.
Мне могут сказать, что в этом портрете слишком мало деталей, мало портретных особенностей экономики России. Но, на мой взгляд, я включил в этот портрет очень значимые черты.
Россия — страна с преимущественно сырьевой экономикой
Для экономистов это очевидно, но у других часто вызывает огорчение и раздражение.
Как видно из данных внешнеторговой статистики России за 2018 год, примерно 64,7% – это минеральные продукты, довольно много ещё химической продукции, металлургии, всё, что связано с веществом природы, то, что мы добываем непосредственно и продаем, или то, что связано с первичной переработкой природного вещества, в это включим и сельхозпродукцию, которая, в общем, тоже продукт природы, первично переработанный, то мы получим 91,63% от всего экспорта страны.
Мы научились, может быть, делать какие-то продукты для внутреннего рынка, но для мировой экономики Россия, как была сырьевой страной, таковой и осталась.
С одной стороны, это определяет её силу, она – существенный участник сырьевой экономики мира, поэтому её трудно выбросить, изолировать от мировой экономики, а с другой стороны — это её источник слабости, потому что она зависит только от того, будет ли её сырьевой ресурс востребован в мире, и каковы цены на мировых рынках на это самое сырьё. Причем, она на эти цены влиять практически не может.
Вот это реальная основа существования России с мировой экономикой.
Второй признак — это страна с преимущественно бедным населением при огромных природных богатствах
Воспользуемся официальной статистикой, данные Росстата, государственного ведомства, которое недавно опубликовало распределение всего населения России по десяти доходным группам в порядке возрастания доходов, то есть 10% самых бедных, 10% чуть побольше доходы. И, наконец, последние 10%, с 91-го по сотый — это самые богатые. Мы можем посмотреть, сколько доходов и какие получают вот эти децильные группы населения России. Что мы видим?
На долю 10% беднейших россиян приходится лишь 2% общих доходов в стране. А на долю 20% беднейших — только 5,4%.
К крайне бедным (нищим) Росстат отнес 12,1%, или 17,6 миллионов россиян. Их доходы оказались ниже, так называемой, границы бедности, которая составила 13,8 тысяч рублей.
Средний доход 10% беднейших граждан в этой группе — 8850 рублей, что почти на 40% ниже прожиточного минимума. Они находятся на грани выживания, и при этом остальные-то не сильно богатые.
По данным Росстата, 60% россиян имеют месячный доход ниже среднедушевого дохода России в целом (то есть меньше 44370 рублей). Это – люди, живущие крайне бедно и, в общем-то, мало что могут себе позволить. Оплатить коммуналку, купить продукты питания, оплатить интернет. Но вот уже что-либо более-менее существенное в виде одежды, обуви, товаров домашнего обихода им денег добыть уже очень трудно, и это вполне корреспондирует с тем, сколько россияне берут в долг у микрокредитных организаций, у банков. Мы эту цифру тоже хорошо знаем.
В то же время средний доход 10% богатейших россиян в 15 раз выше, чем у 10% беднейших, и составляет 132920 рублей. Это тоже не сильно много, вообще-то. Меньше полутора тысяч долларов в месяц. Но по отношению к российским беднякам они несказанно богаты. И эти самые 10% получают на руки 30% от всего объема денежных доходов в стране.
В итоге, мы видим, что Россия – страна преимущественно очень бедных людей и нищих, с очень небольшим объемом спроса просто потому, что очень мало что себе могут позволить.
Они решают проблемы, залезая в долговую яму банков и микрокредитных организаций. И это создает ложное представление: да, вроде, всё нормально, в магазинах много народа, люди даже рестораны посещают. Значит, всё хорошо.
Но всё это в значительной степени в долг. И как этот долг гасить, не всегда россияне знают. Поэтому в стране уже много банкротств персональных, а служба судебных приставов жалуется, что они не могут разобраться с должниками.
В этом смысле Россия — страна очень бедного населения. Это сужает рынок, не позволяет расширяться российскому бизнесу, как он хотел бы и даже, возможно, мог. Это остается надолго и, вряд ли, изменится в будущем.
Россия — страна с преимущественно и неуклонно убывающим населением, с очень неблагоприятной демографической ситуацией
Об этом в голос говорит и президент России, который ещё в 2021 году заявил, что сбережение населения России — главная задача... Об этом же периодически говорят министры, депутаты Государственной Думы.
Последним выступлением президент России призвал женщин рожать по четверо-пятеро детей. Но как-то не очень я в это верю.
Давайте посмотрим вот эту демографическую ситуацию убыли населения по данным статистики, и что об этом говорят российские ученые.
Они говорят, что население России будет убывать до самого конца 21 века, до которого осталось 70 с небольшим лет, и к концу века население России может сократиться со 146 миллионов (примерно столько сейчас) до примерно 67 миллионов человек. То есть более, чем в два раза.
Этот масштаб потери населения всегда вызывает ужас, гнев по отношению ко мне, пытаются поймать меня на том, что я подтасовываю данные. Но, к сожалению, жизнь в России идет как раз по этим условиям.
Прогноз — 67 миллионов, это низкий сценарий рождаемости, маленький приток мигрантов и достаточно невысокая продолжительность жизни. И этот самый страшный и самый трагичный вариант становится наиболее вероятным. Причем, он был подсчитан ещё до того, как можно было количественно оценить последствия СВО для демографии России. А этого сделать пока нельзя, потому что СВО продолжается. Поэтому окончательная оценка демографических последствий СВО невозможна, но уже даже то, что мы видим, говорит, что сценарий 67 миллионов становится все более вероятным.
Ну, давайте просто посмотрим на динамику рождаемости. Число рождения детей в России, на самом деле, снижается.
Началось это с Крымских событий 2014 года. Население радовалось внешне, но заводить детей в этой ситуации не захотело.
В 2014 году ещё было 1942 тысячи детей рождено за год, а уже в 2022 году – 1304 тысячи, соответственно. А в июле 2023 года зафиксировали самый трагичный показатель рождаемости в России — 110 тысяч за месяц, и это самый плохой показатель рождаемости за 80 лет. Столько же детей родилось в июле 1945 года.
Это практически означает, что Россия опять восстановила весь ужас той демографической волны. От Великой Отечественной войны на каждые 25 лет повторялся этот провал, но эти волны как бы сглаживались.
А вот будет ли беби-бум, как в пятидесятых годах — это сомнительно.
Можно, конечно, призывать женщин рожать по пятеро детей, можно запрещать аборты и прекращать продажу противозвчаточных препаратов, но, я думаю, это, никоим образом, не сработает, шансов на это нет.
И эта тенденция, которая определит будущее России надолго, потому что малое количество детей, рожденных в 23-м году даст малую рождаемость в 48 - 50 годах, и соответственно, в 75-м году опять будет провал в деторождаемости.
И вот эта убыль населения, она, к сожалению, пока необратима.
Конечно, есть такой инструмент, как миграция, но, к сожалению, эта тема становится малореальной.
Обратите внимание, что на состоявшемся в ноябре конгрессе русского народа патриарх российский Кирилл выступил очень жестко по поводу большого притока мигрантов, стал говорить о необходимости сокращения этого потока.
Таким образом, вряд ли, Россия будет стремиться к существенному увеличению притока мигрантов и превращению временных трудовых мигрантов в граждан России.
Так что страшный прогноз 67 миллионов становится все более реальным.