В газете «Ведомости» опубликована статья вице-президента «Опоры России» Алексея Кожевникова «МСП способно стимулировать потребительский спрос».
Алексей Кожевников — вице-президент «Опоры России», член президиума правительственной комиссии по развитию туризма в РФ, член Общественного совета при ФАС России.
Эксперт по темам: МСП, развитие внутреннего туризма, регулирование деятельности цифровых платформ, антимонопольная политика и IT.
По мнению вице-президента «Опоры России», действующая экономическая модель требует переосмысления, и в структурах власти есть понимание необходимости структурной трансформации национальной экономики. Решаться эта задача может по-разному. Тактически – через поиск новых рынков экспорта и импорта, но при сохранении ориентира на экспорт углеводородов или стратегически – через постановку более амбициозных целей, завязанных на новом статусе России, «статусе, который страна неизбежно обретет, утратив звание глобальной бензоколонки».
Алексей Кожевников отмечает, что в этих условиях малый бизнес должен рассматриваться государством в качестве партнера, а не объекта поддержки: «Малому бизнесу не нужны костыли, это полноценные субъекты экономической деятельности, которые способны на многое, и они ничуть не хуже, чем нефтегазовые компании или госбанки».
От мер поддержки малого бизнеса необходимо переходить к созданию среды для эффективного предпринимательства, что, в первую очередь, потребует анализа действующих мер поддержки.  Так, льготные кредиты остаются самой популярной мерой поддержки у малых предпринимателей, но рентабельность целого ряда отраслей не позволяет большинству предпринимателей брать такие кредиты, потому что отдать их не получится. В подтверждение своих слов вице-президент «Опоры России» приводит данные ФНС России за 2021 г., согласно которым «общая рентабельность проданных товаров и услуг в России составляла 14,3%, а рентабельность активов – 9,3% (в среднем). Даже такая рентабельность делает льготные кредиты под 10–15% годовых практически неоплатными. Во многих отраслях рентабельность еще ниже: в производстве пищевых продуктов – 7,3%, у гостиниц и предприятий общественного питания – 5,1%, у торговли и сферы услуг – всего 1,9%».
Кроме того, малый бизнес нуждается в снижении налоговой нагрузки. «Компаниям как воздух необходим максимально льготный и простой в бюрократическом плане, долгосрочный, без постоянных изменений налоговый режим», – указывает Кожевников.
Не решены вопросы доступа МСП к инфраструктуре, но строить отдельные промышленные кластеры, в которых осуществляется кредитование под 7% на 10 лет, это не решение проблемы. «По сути, вся территория России должна стать таким промышленным и технологическим кластером с одинаковым режимом наибольшего благоприятствования для малого и среднего бизнеса под «символический процент», – уверен автор статьи.
Текущие проблемы малого бизнеса находят свое отражение в статистике МСП. «В нашей стране показатель МСП не растет и в последние годы колеблется в районе 20% ВВП. При этом неуклонно падает количество субъектов малого и среднего бизнеса. Если в конце 2018 г. в России было 251 730 компаний малого бизнеса, то в апреле 2022 г. – на 40 000 меньше. Практически не растет и количество микропредприятий», – подчеркивает вице-президент «Опоры России».
Развитие предпринимательства должно стать главным критерием оценки деятельности региональных и федеральных властей.
Развивая МСП, государство помогает не ему, а себе, делегируя часть не только экономической, но и социальной нагрузки.
«Новые подходы к экономике потребуют и обновления модели потребления, ориентировав ее на малые и средние компании, на локальных производителей, на развитие территориальных брендов. Необходимо формировать класс людей, способных зарабатывать и потреблять, исходя из осознанного выбора. Малый и средний бизнес способен не только создавать рабочие места, но и стимулировать потребительский спрос на постоянной основе», – уверен автор статьи.
Для решения указанных задач Алексей Кожевников предлагает государству широко использовать знания, экспертизу и опыт бизнеса:
«У нас есть понимание того, что в будущем успехи нашей экономики должны зависеть не столько от государства, сколько от предпринимательской активности населения».