фото

Фермер из Спасского района покинул родное село в поисках лучшей доли…

Эта семья известна не только в Свиягино, но и за его пределами. В селе говорят: «Если у кого-то случилась беда, если где-то пожар, – они бегут первыми. Это люди с активной жизненной позицией и обострённым чувством справедливости».

Не зря же именно по ходатайству односельчан Валентине Григорьевне Тычине присвоено звание Почётного гражданина Спасского района. Люди не раз убеждались в её житейской мудрости, принципиальности и глубокой порядочности, потому и доверили ей важные общественные посты – старосты и председателя местного Совета общественности. В 2016 году и сына её, Владимира Евгеньевича, избрали депутатом районной Думы.

В 2001 году Владимир был призван в армию. Отслужил полтора года. После возвращения на малую родину обнаружил, что работы в селе нет, и уехал на заработки в Хабаровск.

Более пяти лет Владимир прожил в большом городе, параллельно получил в Сибирском государственном университете телекоммуникации и информатики и в Тихоокеанском государственном университете высшее образование и специальность «Сети связи и системы коммутации».

Первые три года крепкий сельский парень, бывший солдат, брался за любое дело: был охранником, изготовителем стеклопакетов, установщиком пластиковых окон, строителем. Затем открыл собственную фирму по устройству и ремонту кровель. К тому времени женился и воспитывал сына. Однако скитаться по квартирам оказалось непросто, да и финансово накладно, и в 2008 году Владимир вернулся в родное село.

Родители приютили молодую семью в невеликом своём доме. Долго теснить стариков Владимиру не позволяла совесть, и он перестроил летнюю кухню под жильё – в надежде на будущее, которое в радужных красках рисовало фермерам государство.

Реальность оказалась серой и безрадостной. Землю к тому времени прибрали к рукам состоятельные граждане и влиятельные чиновники. А без неё крестьянину – какое процветание? Цены на технику кусаются, кредиты – удавка на шею. А тут и налоговая планка поднялась – не перепрыгнуть. Тем более, и «разбега» не было – начинал всё с нуля. Пришлось избавиться от «лишних», с таким трудом выращенных, бычков и тёлок. И от статуса фермера – тоже.

У крестьянина, известно, день да ночь – сутки прочь. Однако не такой Владимир Евгеньевич человек, чтобы зациклиться сугубо на собственных интересах: «Моя хата с краю – ничего не знаю!» К нему шли за помощью и советом сельчане. Свой человек, не залётный, проблемы их ему близки и понятны.

Тем временем, подрос сын и пошёл в местную школу. Владимир Евгеньевич сразу привлёк внимание и как отец, которому небезразличны дела в учебном заведении. Немало острых вопросов вытащил он на свет. Шишек досталось ему много, но в том, что сейчас в школе есть тёплый туалет (раньше сооружение «М и Ж» стояло на улице), отремонтирована крыша, убрана покосившаяся верхушка не понять чьей «пизанской» башни в школьном дворе, есть и его заслуга, как депутата.

Однако отца беспокоил и уровень преподавания в сельской школе. Насколько он соответствует современным стандартам? Будет ли у сына шанс после получения аттестата поступить в высшее учебное заведение?

И он принял непростое решение – перебраться в Хабаровск.

Владимир младший быстро освоился в городской школе и оказался в числе лучших учеников класса. А Владимир старший взвалил на себя тяжкий груз взрослых забот: устроился на несколько работ, чтобы обеспечить семью.

Нынешней власти, несмотря на громогласные заявления, считаю, не интересно, как живут люди, оставшиеся в глубинке, где нет работы, детских садиков, где на замке бывшие клубы, а то и вовсе, как в Буссевке, разобраны на кирпичи.

На земле остались две категории сельчан: те, кому некуда податься, и те, кто глубоко пустил корни – не выкорчевать их ни одной «перестройке» и «оптимизации». Они надеются только на свои руки. Но как мало таких самородков!

Когда в 90-е годы разваливали даже крепкие совхозы и колхозы, обещали: «Фермер нас накормит!» Но и первая, и вторая фермерская «волны» разбились о трудности. Не всякий фермер осилит покупку, допустим, современного комбайна. Даже если ты преодолел все трудности и вырастил урожай, ту же сою или рис, – продать его по оптимальной цене вряд ли получится. А после повышения кадастровой стоимости земли некоторые фермеры серьёзно задумались над перспективами: стоит ли продолжать гробиться в сельском хозяйстве?

Тем более, правительство РФ сделало ставку не на крестьянско-фермерские хозяйства, которые могли бы не только давать сельскохозяйственную продукцию, но и занять оказавшиеся лишними рабочие руки, а на агрохолдинги. Им и земля, и льготные кредиты, и всяческие поблажки - бонусы.

Вот и уезжают в города такие труженики с сельской жилкой, как Владимир Тычина, который родился и вырос на Приморской земле и готов был трудиться на ней…

Ольга Купчинская,

Спасский район Приморского края.

Фото автора.