фото

О том, как заменить пальмовое масло настоящим молоком?

ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЁТ

В 90-е годы в агонизирующих от безденежья совхозах и колхозах избавлялись от трудоёмкого и затратного животноводства. Государство спрятало за спину свою поддерживающую отрасль длань: выживайте, типа, сами, как можете, а рынок всё «устаканит»…

Они и пытались выжить. Под нож шли даже стельные коровы. От ужаса этой резни навзрыд плакали ветврачи, зоотехники, доярки и телятницы. Пеструшки и Зорьки шли на заклание, чтобы рассчитаться с долгами, заплатить налоги и выдать скудные авансы работникам.

А хозяйства переходили на выращивание сои, которая ценилась на вес золота в сопредельных с Приморьем странах АТР – в первую очередь, в Китае. Помню, как в крупнейшем в Приморье овощеводческом хозяйстве – Евгеньевском совхозе – вмиг опустели коровники и телятники, а поля, где прежде росли помидоры, огурцы, перцы, баклажаны, капуста, морковка и свёкла, покрыла густым ковром соя…

Специализированный на производстве молока Хвалынский колхоз оказался на грани банкротства. Знаменитая «Червонная заря», где доярки сёстры Надежда и Анастасия Червинские надаивали от каждой коровы своих групп по 5000 килограммов молока, за что удостоились ещё в советские времена высоких наград (тогда ценили людей труда, а не безголосых певичек) и поездки на ВДНХ (выставка достижений народного хозяйства) в Москву, продала землю скупщикам. Теперь колхоз, как фантом: по документам, вроде, есть, а в натуре – нет.

В Александровском совхозе не только свели стадо, но и единственную на район линию по переработке молока порезали на металлолом…

Только в Духовском упорствовали: вначале прежний председатель, коммунист Алексей Павлович Косяк (ныне – Почётный гражданин Спасского района), крепкой рукой удержал колхоз от разорения, а пришедший ему на смену молодой и энергичный Александр Демешко вывел хозяйство в передовые не только в Приморье, но и в стране: Духовской колхоз был признан лучшим хозяйством России 2004 года. Александр Викторович считал, что животноводство – живая круглогодичная копейка – подмога всему хозяйству. Хотя ему пришлось работать в далеко не лучших условиях: село – одно из самых дальних в районе, пока молоко довезёшь до того же Уссурийска или Владивостока – в цистернах масло собьётся, а местные перерабатывающие предприятия из-за отсутствия сырья в районе и финансовых проблем закрывались одно за другим…

Сильно пострадала в России и селекция крупного рогатого скота. Были ведь и у нас высокоудойные и хорошие мясные породы, адаптированные к местным условиям: славились Холмогорская, Красная степная, Бурая латвийская, Тагильская, Ярославская породы. Где они сейчас? И где сама селекция, как наука?!

ЗАМОРСКИЕ ГОСТЬИ

А потом наступила своего рода «оттепель»: оставшись без молока, в Приморье, наконец, поняли: надо возрождать отрасль. Практически с нуля.

Поголовье крупного рогатого скота в крае за 10 лет (с 1996 года) упало в 10 раз. На фермах оставался минимум, ниже которого катиться некуда, – 10 тысяч голов. В том числе 118 коров в Спасском районе – в Духовском колхозе.

По нацпроекту «Развитие агропромышленного комплекса» была поставлена задача – резко нарастить количество молока и мяса. Но быстро восстановить поголовье за счет собственного воспроизводства невозможно. На это уходят десятилетия. Поэтому и решили завезти крупную партию высокопродуктивного скота из-за пределов края.

После изучения рынков Дальнего Востока, в целом России, а также Европы и Канады оказалось, что самый приемлемый вариант – привезти коров морем с Зеленого континента.

Специалисты из Приморского края и соседних регионов объехали не менее 300 австралийских фермеров, сами отобрали животных, которые и прибыли летом 2006 года в порт Зарубино. В Приморье были доставлены 778 голов молочной голштино-фризской и 996 мясной герефордской породы.

Кое-какой опыт уже был. В 1989 году из Австралии в край доставили небольшую партию голштинов. На племенное предприятие в Михайловку из Австралии завезли и быков этой породы. С того времени местных черно-пестрых телок (в крае преобладает эта порода скота) начали осеменять их семенем.

Чисто мясной породы крупного рогатого скота до завоза герефордов в Приморье не было. Правда, с 2005 года стадо чистопородных герефордов пытались создавать в ООО «Раковское» (Уссурийский район). Хозяйство завозило скот из Красноярского края, Амурской и Еврейской автономной области. Дотянули до 200 голов. Но этого оказалось ничтожно мало для того, чтобы кардинально изменить ситуацию в крае по производству «мраморной» говядины.

Австралийских «переселенок» доверили передержать для акклиматизации в Духовском: здесь была хорошая кормовая база и опытные животноводы. Австралийских коров на условиях лизинга взяли четыре крестьянских хозяйства, 32 головы разошлись по частному сектору, остальных разобрали коллективные хозяйства края, в их числе – Духовской колхоз (56 первотёлок).

Но всё оказалось непросто. После морского путешествия животные были сильно напуганы. Из-за перенесенных на судне травм, абортов в период карантина погибли 35 голштинов и 12 герефордов. Да и новорожденные телята не всегда оправдывали надежды крестьян. Оказалось, что австралийцы, как гуманные люди, стараются облегчить телкам первые роды, и поэтому в качестве женихов подбирают им быков мелких пород. А уже потом, когда первотелку переводят в основное стадо, ее осеменяют искусственно семенем полноценного быка. Во всяком случае, так они отвечали на претензии покупателей. А, может, был и другой расчёт, кто знает?

Поскольку австралийская зима уже закончилась, коровы сбросили шерсть. В Приморье же приближались холода, а они все вылиняли. Начались легочные заболевания. Пришлось прививать их от ящура и других болезней.

Информация в тему. Австралия – самый чистый континент мира. Животные здесь не болеют туберкулёзом, бешенством, ящуром. Породы крупного рогатого скота изначально были привезены из Британии. Они адаптировались на зелёных лугах континента. Австралийские породы коров отличаются хорошим здоровьем, выносливостью, высоким уровнем воспроизводства потомства.

«Живые фабрики молока» нуждались в особом рационе питания. Это наши многострадальные бурёнки притерпелись к сену и соломе, а силос считают лакомством.

Австралийкам даже сладости нужны. Сахар необходим для бактерий, которые перерабатывают в желудке коров клетчатку, а специальных сахаросодержащих кормов у нас мало. В том же «Бархатном», когда не было патоки, покупали сахар-песок и по 200-300 граммов скармливали каждой коровке. А в колхозе «Духовском» на ферму бочку меда привезли.

После обновления стада надои в хозяйстве выросли до 18-19 литров. Примерно такие же результаты оказались в СХПК «Кировский», подсобном хозяйстве Преображенской базы тралового флота (Лазовский район), СХПК «Прогресс» (Яковлевский район). Хорошие привесы – до 800 граммов в сутки – были у телят. Но опять же там, где им не жалели молока, кормили вволю кашами. Тогда малыши растут как на дрожжах.

Завезенный австралийский скот с хорошей генетикой давал животноводству Приморья реальный шанс для развития.

МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ

Года три СМИ ещё трубили про австралийских переселенок, а потом тема резко свернулась, как скисшее молоко при кипячении. Что с ними? Да и есть ли, в самом деле, эти «фабрики молока» в крае? В Духовском, во всяком случае, год назад оставалось 30 их потомков. Ставя крест на молочном животноводстве, их решили продать местным крестьянам. Теперь в сводках Спасского района в графах «количество коров» и «надои» стоят прочерки…

1 октября в Приморье прибыли 312 племенных коров из Дании. Это вторая партия племенного крупного рогатого скота, доставленная в край из этой страны. Несколько раньше, 23 мая, в хозяйства «Мишин М.Ю.» и ООО «Заречное» Октябрьского района завезли 60 племенных нетелей черно-пестрой породы из племенного хозяйства Новосибирской области.

Фермеры Приморья увеличивают дойное стадо в своих хозяйствах. На сегодняшний день в крае насчитывается более 15,5 тысячи коров. А всего в крае – почти 32,5 тысячи голов крупного рогатого скота.

В селе Милоградово Ольгинского района построили новую ферму с использованием современных технологий международного качества, аналоги которых имеются в единичных вариантах лишь в европейской части нашей страны.

«Новая ферма на 170 голов будет вырабатывать до 5 тонн молока в сутки, причем перерабатывается оно на автоматических линиях практически на месте. Бренд Милоградовского молокозавода хорошо знаком жителям края. Это натуральная продукция, изготовленная по европейской системе качества ХАСП», информируют «Вести Приморья».

Превосходная вентиляция, автоматическое освещение, мягкие резиновые коврики под коровами. И главное: электронная система, которая не только отслеживает процесс дойки, но и следит за раздачей и подготовкой кормов индивидуально для каждой буренки. На ошейнике животного – специальный чип. Все данные – в компьютере. Такого современного оборудования приготовления и раздачи кормов, как в Ольгинском районе, нет ни у кого от Тихого океана до Урала.

Милоградовские животноводы резко укрепили свою позицию в числе лидеров молочной отрасли не только края, но и Дальнего Востока. Директор ООО «Милоградовское-1» Сергей Редькин считает, что это стало возможным благодаря поддержке администрации края и участию в программе технического перевооружения сельского хозяйства:

– Если такая программа будет действовать и дальше, то есть уверенность в том, что затратная отрасль – молочное животноводство – может возродиться, и на наших прилавках станет больше натуральной продукции.

ЛОЖКА ДЁГТЯ В БОЧКЕ МЁДА

Хотелось бы на этой мажорной ноте и закончить материал, да не хочется уподобляться тем коллегам, кто любит, как деревенский петух, прокукарекать, а потом хоть не рассветай. Мне приходится бывать во многих сёлах Спасского района. И эйфории как не было, так и нет. Получить молоко – сложно, но ещё труднее его реализовать. В селе Хвалынка, например, фермеры наладили переработку молока. Рынок сбыта им приходится искать самим. Вот и хранят они в огромных морозильных камерах вкуснейшее сливочное масло, творог и сметану, потихоньку приторговывая ими на рынках края. В селе в личных хозяйствах – более 800 коров. Куда девать молоко?!

Кстати, с реализацией своей продукции сталкиваются не одни животноводы, но и полеводы. Раньше была потребкооперация, она и закупала излишки картофеля, овощей, молока для реализации через собственную сеть магазинов. Сегодня этого нет.

В Прохорах был человек, который собирал у односельчан молоко и возил его на рынки Уссурийска и Владивостока, теперь нет его. И жители целыми улицами избавляются от коров.

Ольга Купчинская,

Спасский район Приморского края.

Фото автора.