фото

Санкт-Петербург имеет обширную морскую береговую зону, протянувшуюся более чем на 200 километров, которая включает в себя площадь мелководного дна (в море ориентировочно до 20 метровой изобаты) и прилегающую полосу суши (шириной около 10 километров).

Береговая зона является самой ценной составной частью земельного и водного фонда города.

Однако до сих пор отсутствует законодательно закрепленная система управления природопользованием и обеспечением экологической безопасности в этих пределах.

Морская столица России не имеет закона о береговой зоне Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации.

К сожалению, на сегодняшний день Россия – единственная из европейских стран, не имеющая четко выраженной политики в сфере охраны и управления береговой зоны и правового обеспечения хозяйственной деятельности на ее территории.

Примером может служить парламентский закон Дании «О нулевом воздействия на природную среду», который означает жесточайший контроль в ходе строительства и меры комплексного характера по отношению к геологической, морской и биологической среде.

В цивилизованных странах промежуток времени от возникновения идеи о строительстве объекта до ее реализации достаточно велик, поскольку решение о строительстве может быть принято только по результатам всесторонних исследований и рассмотрением не только альтернативных вариантов, но и выявлением положительной значимости от реализации идеи, а также возможных ее угроз в ближайшие годы и даже десятилетия.

Например, в большинстве мегаполисов (Берлин, Стокгольм, Хельсинки …) строительство подземных сооружений (паркинги, гаражи и т.д.) проводится по единому плану с увязкой всей инфраструктуры города.

В Петербурге такое строительство ведется хаотично и в будущем может стать серьезной помехой для дальнейшего развития городской инфраструктуры.

Решение о строительстве крупнейших объектов (Намыв, ЗСД) приняты не по результатам серьезных исследований, тем более на перспективу, о которых говорилось выше, а на основе скороспелых непродуманных проектов, прошедших согласование на всех уровнях, поэтому время от возникновения идеи до ее реализации, как правило, очень мало.

Наглядным примером может служить Сестрорецкий намыв. Осенью 2011 г. бывший губернатор В. Матвиенко продала по 135 руб. за сотку (за эти деньги на рынках города не купишь даже одного килограмма ягод) самые ценные участки земли на побережье Финского залива и тут же предложила проводить намыв территорий вдоль этих участков, расширяя тем самым границы города.

Месяцем ранее она призывала строителей строить как можно больше, говоря о неограниченных земельных ресурсах Санкт Петербурга.

При наличии этих ресурсов строительство идет за счет Финского залива!

Самое печальное, что в этом же году на последнем заседании Закса СПб., на котором присутствовала В. Матвиенко, депутаты единогласно (при одном воздержавшемся) проголосовали за Сестрорецкий намыв, совершив тем самым преступление по отношению к городу, поскольку уже сегодня реализация проектов «Намыв» и ЗСД оказалась непосильной нагрузкой для природы Петербурга и его жителей.

По геологическим меркам береговая зона очень молода и процесс ее образования еще не закончен. Техногенное вмешательство в природную среду может привести к резкому усилению геологических процессов, что крайне опасно. Однако, именно в береговой зоне сосредоточенно интенсивное строительство. Чтобы сохранить береговую зону и нормализировать на ней экологическую обстановку, необходимо срочно принимать закон о береговой зоне, в рамках которого составляется кадастр берегов и на его основе создаются системы береговой защиты и берегового укрепления, что позволит снизить геологическую угроза для города.

О необходимости такого закона на протяжении нескольких десятилетий говорят все, кому по роду своей деятельности приходится сталкиваться с береговой зоной.

В разных вариантах существуют научно-обоснованные подходы к созданию такого документа , а так же прецеденты подобного рода в других субъектах Российской Федерации. Например, губернатор города Калининграда издал закон об охране берегов, существует подзаконный акт на эту тему в городе Новосибирске и т.д.

В Петербурге, где неоднократно поднимался вопрос о необходимости разработки закона о береговой зоне, ничего не сделано.

В 2007 г. депутаты Закса обещали рассмотреть законопроект о береговой зоне города, но работа была провалена в самом начале.

Одной из последних по времени попыток следует считать работу группы специалистов, созданной по решению депутатов городского законодательного собрания в 2012 г.

9 апреля 2012 г. состоялось объединенное заседание Комиссии по экологической безопасности граждан Санкт-Петербурга (А.Н. Кривенченко) и постоянной Комиссии по экологии и природопользованию (В.П. Ложечко).

На заседании были заслушаны доклады ведущих ученых (ВСЕГЕИ, зоологический институт, СПбГУ, НИИ космоаэрографических методов) по проблемам береговой зоны Санкт-Петербурга.

В дальнейшем было принято решение о создании рабочей группы для подготовки проекта закона о береговой зоне Санкт-Петербурга, как первого этапа его официальной разработки и рассмотрения.

Этой крайне немногочисленной группой заинтересованных специалистов за короткий срок был подготовлен предварительный вариант документа о береговой зоне восточной части Финского залива и Невской губы на территории Санкт-Петербурга и примыкающих к нему акваториях. Документ в ноябре 2012 г. передан в Законодательное собрание для рассмотрения и принятия дальнейших решений для продолжения начатой работы.

Прошло 8 месяцев, депутаты молчат, общественность волнуется, а время для спасения береговой зоны, пока она еще не окончательно потеряна, не ждет. Пора уже, наконец, на городском уровне разработать береговое законодательство, на основе которого в Санкт-Петербурге будут регулироваться вопросы природопользования и строительства в пределах береговой зоны, а также ее охраны и защиты.

Для справки:

1.? Юридическая граница между дельтой р. Невы и Невской губой – нижний срез моста Лейтенанта Шмидта.

2.? Если нырнуть под мост, а потом вынырнуть вверх по реке – собственность субъекта Федерации, (вторгается морской торговый порт СПб).

Вниз по реке – федеральная собственность.

Так считают ученые ВСЕГЕИ.

Границы «Большого порта Санкт-Петербурга» неизвестны – распоряжение правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 1225-Р, подписал президент 21.08.2009 – на сайте правительства данных нет – «секретно».

Законы порта и акватории разные.

фото