Когда Россия ограничила поставки рыбы из-за рубежа, она призвала  дальневосточных рыбаков заместить импорт своей продукцией. Они готовы. Но на их пути стоит непреодолимое препятствие — государственная граница.

Порты родной страны стали для дальневосточных рыбаков заграницей, скрытой железным занавесом. А все потому, что между исключительной экономзоной России и территориальным морем России существует невидимая линия — граница. И хотя по обе ее стороны — российские воды, но перейти эту линию не моги! Однако и миновать ее никак невозможно. 

Возьмем, к примеру, маршрут от Камчатки до Владивостока, который служит перевалочным портом для дальневосточной рыбы. Судно, которое перевозит рыбную продукцию по этому маршруту в режиме каботажа,  проходя вдоль Курильских островов, вынуждено выходить в экономзону минимум 3 раза. Ведь граница проходит в 12 милях от берега, а между некоторыми островами Курильской гряды есть проливы шириной более 24 миль. То есть Курильские острова разделены проливами, посередине которых пролегает экономзона. И нельзя пройти от острова к острову, не став «нарушителем границы».

В 2013 году в закон о госгранице были внесены изменения, цель которых -  избавить судовладельцев от этой головной боли. Теперь флот, который осуществляет плавание между российскими портами, либо убывает из российских портов в территориальное море России с последующим прибытием в российские порты, вправе пересекать границу, просто уведомляя об этом пограничные органы.

    Все бы хорошо, но только в это новое правило втесалась оговорка: за исключением случаев использования судов для рыболовства.

    И получается такая картина. На Камчатку приходит транспортное судно, чтобы забрать партию рыбной продукции и доставить ее во Владивосток. Но как только рыба попадает к нему на борт, оно перестает быть каботажным, превращаясь в рыболовное. Потому что по закону о рыболовстве перевозка рыбы тоже считается рыболовной деятельностью.

    А раз ты рыболовное судно, то граница для тебя закрыта. Что делать? Оформляться в заграничное плавание, задекларировав свой груз в таможне? Не выйдет. Декларированию подлежат только те грузы, которые следуют на территорию иностранного государства.

    Остается одно: идти через границу на свой страх и риск.

    И закипела у пограничников работа. Капитаны и владельцы морских транспортников потянулись нескончаемым потоком в суд, который признает их виновными по статье 18.1 КоАП («Нарушение режима госграницы»).

    Более того, пограничные власти завели интересную практику. Допустим, капитан транспортного судна готовится пересечь границу. Он уведомляет об этом пограничников. Те отвечают: «Уведомление получено», и больше ничего. Капитан думает, что раз ему не говорят «нельзя», то, значит, можно. Это повторяется и при втором пересечении границы, и при третьем.

    И вот когда он уже думает, что все обошлось, его берут «за жабры» и вменяют сразу три, четыре или восемь незаконных пересечений границы подряд. И по каждому — отдельное административное дело! И общий штраф для капитана может составить около полумиллиона, а для судовладельца — порядка 6,5 миллионов рублей!

    Парадокс в том, что если транспортное судно загрузится на Камчатке не рыбой, а, скажем, рудой, и пойдет в другой российский порт, то проблем нет. Если оно загрузится рыбой и пойдет в Китай, то проблем нет. Но если оно загрузится рыбой и пойдет во Владивосток, то все! — тупик. За какие грехи, ради каких государственных интересов? Логика бессильна дать ответ. А ведь кроме морского каботажа на Дальнем Востоке нет иных способов перевозки рыбной продукции между российскими регионами.

Так что, господа — товарищи правители, объявив эмбарго на иностранную рыбу и призывая дальневосточных рыбаков заместить импорт, снимите для начала эмбарго с отечественной рыбной продукции внутри собственной страны. Иначе нам останется один лишь чилийский хек.

    P.S. Россельхознадзор уже решил вопрос импортозамещения: норвежский импорт будет замещен чилийским импортом. Глава этой федеральной службы провел встречу с послом Чили и договорился с ним об увеличении поставок рыбы. Кстати, норвежские производители лосося уже порадовали нас новостью, что будут направлять свою рыбу в Россию в обход эмбарго именно из Чили. Так что, рыбой (искусственно выращенной) нас обеспечат. А нашу дальневосточную дикую рыбу пусть забирает Китай. Там для нее граница всегда открыта.

Кирилл Маренин, журналист, «Камчатский край», 18 августа 2014

http://echo.msk.ru/blog/trigon/1382047-echo/



КАМЧАТСКОЙ РЫБЫ В РОССИИ НЕТ И НЕ БУДЕТ, НА ТО У НАС И ПОГРАНИЧНИКИ

    На сайте издания «Камчатский край» появилась замечательная статья журналиста Кирилла Маренина «Хек вам из Чили, а не рыбу с Дальнего Востока!», популярно объясняющая, почему России не стоит надеяться на рыбу с Камчатки. Проблема известна давно, и я ее, помнится, освещал не раз, но в свете недавно начавшейся борьбы России со всем окружающим ее враждебным миром она обрела новый смысл. Многогранный смысл, я бы сказал. Пограничники установили режим, делающий вывоз рыбы с Камчатки на материк для дальнейшей поставки на российский рынок продовольствия невозможным. Это все напоминает бред, дикий бред, но увы, в нашей самодостаточной стране он давно уже стал реальностью.

    Суть проблемы в том — если по большому счету — что пограничники, как и любое другое ведомство, стремятся урвать кусочек власти, где и как могут. Лишняя власть — это лишние доходы и коррупция. Почитайте статью и задайтесь вопросом, где же враги сидят, где-то там за океаном, или гораздо ближе, у нас под боком? И если они у нас, то кто они: национал-предатели вроде меня или те, кто нас таковыми называет?

    Так это ведь только цветочки, вы что думаете, продукты можно сделать дорогими и недоступными исключительно санкциями или «дуростью» пограничников (в кавычках потому, что с точки зрения пограничников это не дурость, это расширение их прав и полномочий)? Ох, как вы ошибаетесь! Поляна увеличения транспортных расходов на товары широкого спроса, в том числе продовольствия, еще не вспахана. Но очень скоро ее начнут обрабатывать, что внешне будет выглядеть и преподноситься как защита национальных интересов, а на деле будет грабежом.

    Платить придется всем, кроме разве лиц, приближенных к императору. Буду держать вас в курсе по мере возможности...

              Михаил Войтенко, главный редактор «Морского бюллетеня»,  21 августа 2014

              http://echo.msk.ru/blog/voitenko/1384298-echo/