Запущенный случай.

10 декабря во Франции было объявлено ЧП (чрезвычайное экономическое и социальное положение). Это стало реакцией на акцию протеста движения "желтых жилетов", которая началась в ноябре после повышения цен на бензин. В России тема стоимости топлива не сходит со страниц СМИ уже который месяц. Однако, нам французский сценарий не грозит.

Протесты в любой стране основываются на примерно одинаковом перечне претензий к ее властям: рост налогов, высокий уровень безработицы (что особенно актуально при сложившихся тенденциях оптимизации большинства бизнес-процессов на фоне цифровизации экономики), соотношение цены и качества медицины и образования, уровень зарплат, пенсий, цены на социально значимые товары. Безусловно, масштаб проблем может быть разным — он зависит от уровня развития экономики страны. Ключевое, что должны делать власти в подобной ситуации, это работа на упреждение. Во Франции этого сделано не было. Более того, отсутствие конструктивной реакции со стороны властей на предшествующих массовым протестам стадиях, когда их можно было охарактеризовать, как локальные (2013 год, регион Бретань — попытка введения налогов на грузовой транспорт; лето текущего года — отказ от индексации пенсий на уровень инфляции, а также повышение социального налога для пенсионеров, чья пенсия превышает 1200 евро в месяц; и, наконец, начальная стадия активных выступлений «желтых жилетов» 17 ноября текущего года, когда было объявлено о введении дополнительных налогов на дизельное топливо, которое, как известно, предпочитает основная часть европейских автовладельцев), повлекло за собой возникновение той опасной ситуации, развитие которой мы наблюдаем сейчас. Важно отметить, что локальные волнения в той или иной степени затрагивали практически все социальные слои населения, даже те, чье участие в протестных действиях ранее невозможно было представить — пенсионеров. Результат — в акцию «желтых жилетов» вовлечены практически все социальные группы.

Российские механизмы решения проблем. Если оценивать ситуацию «Франция vs Россия», то в нашей стране, безусловно, при наличии подобных проблем их разрешение (с различной степенью успешности) осуществляется либо в режиме упреждения, либо, в случае если компромисса не удалось достичь заранее, — в оперативном режиме. Говоря об упреждающих действиях, стоит обратить внимание на инициированные национальные проекты, имеющие своей целью настроить наиболее чувствительные социальные составляющие, оказывающие также значимое влияние на российскую экономику: «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Производительность труда и поддержка занятости», «Наука», «Цифровая экономика», «Культура».

Для России не типичны такие беспорядки, как во Франции. Во-первых, нет такой социальной напряженности, а если и возникает, акции проходят мирно, споры вокруг пенсионной реформы и повышения НДС — тому прямое доказательство. Во-вторых, государство контролирует цены на социально значимые товары от соли до бензина и включает регулирующие механизмы.

Говоря об оперативном разрешении «острых» ситуаций, нельзя не вспомнить недавнее разрешение проблемы, связанной с ростом внутренних розничных цен на топливо, который, по сути, был продиктован благоприятной конъюнктурой мирового рынка и желанием производителей черного золота заработать максимально возможные прибыли в рамках сложившейся ситуации: тогда Правительством в оперативном режиме (во взаимодействии с заинтересованными структурами) был предложен и внедрен механизм балансировки между внешними и внутренними поставками. При этом были учтены интересы всех сторон: и потребителей, и производителей (при сохранении налогоемкости продукта).

Что для потребителя. Установленная доля необходимых минимальных поставок на внутренний рынок (от общих объемов добычи) нивелировала риск возникновения дефицита на внутреннем рынке при снижении общего объема добычи (о чем 7 декабря 2018 года договорились ведущие нефтяные державы), а фиксирование потолка отпускных оптовых цен (при возможности их согласованного роста в рамках понятных временных интервалов) — понимание стабильной ценовой составляющей рынка.

Что для производителя. Демпфирующий налоговый механизм компенсирует потенциальные риски снижения выручки производителей ввиду ощутимых колебаний мировых котировок (высокая волатильность сырьевого рынка подтверждается в течение двух последних кварталов текущего года). Причем снижение рисков, заложенное в демпфирующем (или мотивационно-демпфирующем) механизме, является инструментом защиты от колебаний как в случае роста мировых цен, так и в случае их снижения.