О миссии сайта "За Свободу собраний" Открытой России рассказал один из его создателей, руководитель проекта «Свободные новости» Кирилл Хрусталев:

― Над этим сайтом работал ряд экспертов и организаций. В основе проекта лежит доклад общественной комиссии «Круглого стола 12 декабря» «Свобода собраний в России: Антиконституционные нормы и незаконное правоприменение». Огромную работу при подготовке этого доклада проделал Сергей Шаров-Делоне.

Доклад анализирует основы законодательства о митингах, закон о митингах, принятый 19 июня 2004 года, изменения законодательства после 8 июня 2012 года, позицию Конституционного Суда, изменения законодательства от 21 июля 2014 года, а также правоприменительную практику.

Результатом этой работы стали выводы о том, что в 2012–2014 годах в результате неоднократного внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство, регулирующее осуществление конституционной гарантии свободы собраний граждан, это законодательство, и ранее далеко не в полной мере отвечавшее Конституции и международным обязательствам Российской Федерации, превратилось, по сути, в инструмент репрессий.

Миссия этого проекта ― просветительская. Сайт рассказывает о том, какова сейчас ситуация в России со свободой собраний, и о том, какова она должна быть, если руководствоваться международными нормами и стандартами. Мы фиксируем это несоответствие и в докладе, и на нашем сайте.

На сайте размещена и резолюция «Круглого стола», которая открыта к подписанию правозащитными организациями и гражданами.

Многие граждане даже не знают, как должно быть, как должен работать закон. Когда ты выходишь на акцию и рядом с тобой какой-нибудь омоновец, как обычно, говорит в рупор: «Уважаемые граждане, вы мешаете проходу других граждан», создается ощущение, что он прав и ты делаешь какие-то противоправные вещи. А ведь именно эта ситуация детально прописана на уровне международных норм, которые обязалась соблюдать Российская Федерация. И в этот момент неправ тот самый омоновец, так как правоохранительным органам не следует прибегать к разгону собраний, которые проходят мирно, а участники собраний имеют право пользоваться общественным пространством так же, как и любые другие лица.

Существует целый комплекс международных норм, о которых мы не знаем. Это наши права, и власть их попирает самым беспардонным образом.

Отдельно хотелось бы отметить, что на сайте размещены работы фотографов Александра Барошина, Дениса Синякова, Константина Бородина, которые ярко передают человеческие эмоции, ― что чувствуют люди, попадая в руки к омоновцам, когда их грубо тащат, делают им больно. Эти фотографии дают яркое представление о том, где сейчас настоящее место человека в нашей стране.

В 2009-2011 годах (в промежутке между угасшими «Маршами несогласных» и первым митингом на Болотной площади) именно борьба за свободу собраний была главной темой российской оппозиции, самым серьезным поводом для уличной активности. Акции в рамках «Стратегии-31» собирали в Москве летом 2010 года до нескольких тысяч человек. Однако уже осенью 2010 года «Стратегия-31» начала деградировать из-за конфликтов между ее инициаторами ― Людмилой Алексеевой и Эдуардом Лимоновым. К концу 2011 года Триумфальная площадь окончательно перестала быть местом главных протестных событий в стране. Уже несколько месяцев московские власти беспрепятственно согласовывают немногочисленным сторонникам Лимонова митинги на Триумфальной площади ― лимоновцы на этих мероприятиях рассуждают о необходимости поддержки «Новороссии».