Новый временный представительный орган сможет изменять любые положения российской Конституции


Депутат нижней палаты парламента Евгений Федоров («Единая Россия») подготовил проект (имеется в распоряжении «Известий») федерального закона о Конституционном собрании РФ. Появление такого органа позволит менять фундаментальные положения трех глав основного закона путем подготовки и принятия нового проекта Конституции РФ. В частности, это глава 1 «Основы конституционного строя», глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» и глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

На сегодняшний день, несмотря на более чем 20-летнюю историю Основного закона страны, до сих пор не принят закон о Конституционном собрании и регламенте его работы. При этом российское законодательство требует наличия такого органа для подготовки новой Конституции и изменения ее базовых принципов.

Сам единоросс Евгений Федоров еще ранее предлагал исключить из 1-й главы Конституции п. 2 ст. 13 «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» и изменить п. 4 ст. 15, отказавшись от верховенства международного права и требований международных договоров над российским законодательством.

Во 2-й главе из п. 1 ст. 17 законодатель предлагал убрать положение о том, права и свободы человека и гражданина гарантируются согласно нормам международного права. 

— Хорошим примером необходимости менять систему является ситуация, недавно возникшая с ЮКОСом и Гаагским правосудием. Либо надо вносить изменения в наш договор, либо отмечать в Конституции, чтобы таких договоров больше не заключалось. Его абсурдность в том, что мы приняли решение исполнять приказы одной страны и ее союзников, — сказал депутат Федоров. — И эти десятки миллиардов долларов мы должны отдать только потому, что так решила небольшая группа людей, тогда как налицо предвзятость этого обвинения.

Напомним, ранее арбитражный суд Гааги удовлетворил иск бывших акционеров ЮКОСа по делу против России на сумму более $50 млрд. Спустя несколько дней Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге обязал Россию выплатить экс-юкосовцам еще €1,9 млрд.

После принятия закона о Конституционном собрании и получения возможности разработать и принять новую Конституцию (без прописанного преимущества международного права над национальным) решения любых европейских инстанций станут ничтожными для российского законодательства.

Решение о созыве собрания, как прописано в ФКЗ, принимается президентом РФ в случае, если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции страны будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов обеих палат парламента.

В состав Конституционного собрания включаются по должности руководители представительных органов поселений, муниципальных районов, городских округов или внутригородских территорий городов федерального значения РФ. По предложению президента России в его состав от представительного органа города с числом жителей более 100 тыс. человек могут быть включены до пяти членов такого представительного органа.

На момент созыва временного собрания все его члены будут наделены неприкосновенностью.

В случае подготовки проекта Конституции и поддержки его 2/3 голосов членов Конституционного собрания в соответствии с действующим законодательством он будет вынесен на всенародный референдум, на котором документ должен набрать большинство голосов — при условии, что на избирательные участки придет более половины от общего числа избирателей. 

Зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству и представитель Госдумы в Конституционном суде Дмитрий Вяткин считает, что сегодняшние фундаментальные принципы Основного закона не нуждаются в коррекции, соответственно, и в появлении Конституционного собрания и регламента его работы нет никакой необходимости.

— Закон о Конституционном собрании в свое время был отклонен, потому что необходимости в его созыве сейчас не существует. Итогом работы собрания должен стать новый текст Конституции, а тот текст, который существует сейчас, с учетом внесенных в него изменений, является актуальным, — сказал он. — Конституционное собрание — это слишком специфический орган, и сейчас его учреждать пока не нужно.

В прошлом году администрация президента делала попытку разработать закон о Конституционном собрании, но отказалась от этой идеи. Тогда посчитали, что нет никакой необходимости в изменении Основного закона и в законодательном регламентировании работы конституционной комиссии.

Глава постоянной комиссии СПЧ по гражданским свободам и гражданской активности Николай Сванидзе считает, что на фоне обострения отношений между Россией и странами Запада в последние месяцы можно ожидать любых неожиданных инициатив.

— Опасаться каких-либо изменений в Конституции стоит всегда. Особенно в непростое сегодняшнее время, когда усиливается изоляция нашей страны на мировой арене, что заставляет нервничать многих, в том числе и тех, в чьих руках есть определенные полномочия для принятия решений, — заметил правозащитник.

В этом году были внесены два изменения в Конституцию России. Весной, при присоединении Крыма и Севастополя в ст. 65 гл. 3-й, в которой содержится перечень регионов входящих в состав РФ, были добавлены новые субъекты Федерации. Позже в Основной закон была вписана норма о президентских сенаторах. Данные изменения не касались базовых положений, и для их принятия было достаточно Федерального конституционного закона и поддержки парламента и главы России.