фотоНа этот Форум меня занесло по рекомендации Андрея Андреевича Пионтковского, с которым мы были знакомы заочно ещё с того времени, когда баллотировались в Координационный совет оппозиции, организованный группой Алексея Навального. Я тогда в Совет не попала, но неожиданно для себя заложила фундамент для развала этой организации. Разослала письма членам Совета с предложением объявить президента нелегитимным. Из всех адресатов откликнулся сразу Андрей Андреевич, который попытался поддержать мою идею. Эта затея родила яростную дискуссию в прессе между Андреем Пионтковским и Ксенией Собчак.

Вот и теперь я полетела на Форум, чтобы «изменить мир». Мною владели две идеи – создания комитета защиты Конституции и создания альтернативных выборов, электронной программы «референдум». И самое ужасное в том, что, несмотря на свой солидный возраст, я осталась всё такой же наивной дурочкой, оптимистично верящей во всестороннюю поддержку своей идеи. Ведь там собирался цвет оппозиции, думала я, мои единомышленники.

Но при первом же моем обращении в секретариат Референдума меня решительно отбрили. Не включили в список выступающих. Да и кто я, собственно, такая, чтобы меня включать? Это я их знаю, а они меня – нет.

Тем не менее, прибыв на Форум, который состоялся в Вильнюсе, я поняла, что не напрасно отправилась в такую даль. Здесь излагались те же мысли, которые так или иначе звучали и в моей голове. Мне удалось и самой трижды озвучить свои мысли публично. Пусть кратко, но вполне доступно.

Нет, конечно, нет! Ни зал, ни, тем более, организаторы Форума не бросились ко мне с объятиями поддержки. Сначала было гробовое молчание, а затем и некоторое отторжение. Я почувствовала, что я никто, и звать меня никак. Тем не менее, в перерыве ко мне подошли попеременно три человека с поддержкой моей идеи.

А на следующий день я поговорила с Андреем Пионтковским, который одобрил мои идеи и предложил выступить на той секции, где он был среди докладчиков. Но мне там слова не дали, да и тема была не моя.

И я с нетерпением ждала следующей секции на тему «Пути демократического транзита в России». Докладчики там – Альфред Кох, Гарри Каспаров, Андрей Илларионов, Игорь Эйдман. Они говорили о том, что оппозиции в России практически нет, её надо создавать заново и обязательно в правовом поле. Ораторы верили в мирное развитие смены власти в России, и только Гарри Каспаров утверждал, что вряд ли это произойдет мирным путем.

После ораторов залу разрешили задавать вопросы. Я попыталась прокомментировать ситуацию, но Маша Гессен – модератор секции – отказала мне. Тогда в перерыве между секциями я подошла к Андрею Николаевичу Илларионову, и он охотно и долго со мной разговаривал. Также одобрил мои идеи.

Мое второе выступление (вернее, комментарий к выступлениям ораторов) поддержал и зал аплодисментами. Скорее всего, аплодировали питерцы, прибывшие из России. Однако большая часть участников Форума были эмигранты.

фотоПолагаю, что для российских партий и политиков идея Референдума совсем не в нос, потому что многие из них втайне совсем не против считать народ быдлом, которым легко управлять, тогда как Референдум в корне изменит эту ситуацию. Так что меня с моими идеями II Форум Свободной России совсем не оценил, а задвинул, куда подальше.

Но зато меня, по-видимо-му, весьма высоко оценили наши спецслужбы. В первый же день, как только я выбрала себе место в зале, ко мне немедленно подсел некий Эдуард. Сказал, что из Берлина приехал на своей машине, что знакомый Андрея Илларионова.

Меня насторожили его речи в защиту Путина, мол, очень силен, и его никто не сможет свалить. Потом у меня создалось впечатление, что он знает обо мне гораздо больше того, что я ему сказала. Все выспрашивал у меня, как я добиралась до Вильнюса. У меня был особый путь, но я не стала его докладывать этому человеку. Позднее я узнала из прессы, что многие известные форумчане были задержаны на пути в Вильнюс разными способами, смогли прибыть лишь на следующий день.

И уж совсем не мог больше шифроваться, когда в одно мгновение взял и сфотографировал на свой телефон контакт моего нового знакомого из моего блокнота.

Зато с другими соседями мы очень сдружились. Все они стали эмигрантами в силу экономических либо политических причин. Но, судя по их присутствию на Форуме, судьба России им вовсе не безразлична. Они живо интересовались обстановкой в России, заинтересовались нашими газетами, набрали себе разных номеров.

А когда я спросила, какие места мне стоит посетить в Вильнюсе, рядом сидящий Марат тут же вызвался устроить мне экскурсию по городу.

Он оказался великолепным гидом, так как знал всю историю Литвы и её великих князей лучше многих литовцев. В этот же день после окончания Форума мы побывали у памятника князю Гедимину и осмотрели уникальные административные здания, историю создания которых Марат хорошо знал. Но главное впечатление произвел музей памяти погибших в 1991 году в результате известных событий по захвату телецентра. И здесь Марат рассказал о роли, которую сыграл тогда легендарный Витаутас Ландсбергис. Тот самый Ландсбергис, который появился в зале Форума «Свободная Россия» с вопросом к Форуму и был встречен горячими аплодисментами зала.

А в воскресенье Марат водил меня и Артура Асафьева, журналиста радио «Свобода», по памятным местам Вильнюса, по узким улочкам его старого города, посмотрели вблизи уникальную золотую икону Божьей Матери, зашли в костел во время богослужения послушать орган и церковные песнопения, поднимались к замкам древних литовских князей – всего не перечислить.

фотоСейчас я отвечаю себе на вопросы: достигла ли я цели, которую ставила перед собой перед поездкой? Нет. Напрасно ли я посетила этот Форум Свободной России? Тоже нет. Трижды нет, эта поездка не была напрасной. Просто она подкорректировала мои планы, принесла мне много новых знакомых и новых идей.

Ваша Ирина ГРЕБНЕВА, фото Артура Асафьева.

На снимках:

Выступает Андрей Пионтковский.

Графити на кафе: «Путин целуется с Трампом».

Это я с бесценным гидом Маратом в старом Вильнюсе.