Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 15 (995) от 10 апреля 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Таежные люди

Наталья ФОНИНА, фото Людмилы Смирновой.

Красноармейский район - один из районов компактного проживания малочисленных народностей, к которым принадлежат удэгейцы. На федеральном уровне принимаются законы, которые говорят о сохранении малочисленных народов и их самобытной культуры. Но каким образом эти законодательные акты действуют на местах?

Неужели как и раньше идет суровая борьба за выживание на этой территории. До революционных преобразований удегейцы проживали в селе Санчихеза. Оно до сих пор существует. Вот только называется Островным. Некогда как и многие села Красноармейского района, оно имело свою инфраструктуру. В поселке работали школа, интернат, столовая, детский клуб. Жизнь кипела, о чем сейчас можно вспоминать по старым фильмам советской эпохи, когда главный герой приезжал в деревню, где разворачивались основные сцены фильма. Точно также и в Санчихезе жизнь была устроенной и интересной. Центром всех трудовых будней удегейцев стал колхоз с пролетарским названием «Красный удегеец». Медленное угасание деревень началось еще в хрущевские времена. Тогда восемнадцать деревень, некогда богатых и перспективных, перестали существовать.

В числе деревень, куда пришла разруха, стала и Санчихеза. Хотя село не перестало существовать, колхоз закрыли и люди стали разъезжаться. Удегейцы расселились по всему Красноармейскому району и Приморскому краю. Санчихезы живут даже в деревне Васюки Хабаровского края. Все произошло по причине того, что многие удегейцы остались без работы и были вынуждены искать ее в другом месте.

Культура нации

В условиях разрозненности сохранить культуру сложно. Но все же есть среди удегейцев люди, которые по крупицам собирают шаманские обряды и традиции. К сожалению, древний удегейский язык все больше уходит в прошлое. Мало кто из удегейцев знает его хорошо. Есть такие, кто прекрасно понимает отдельные слова, выражения, но излагать свои мысли на удегейском им сложно. Что касается вышивки, то всегда существовало три техники - Бикинская, Самаргинская и Иманская. Но, к сожалению, иманской техники вышивки не сохранилось. Зато многие искусницы освоили самаргинскую. Для удегейскиех женщин придумывать узоры и вышивать - настоящее искусство. Женшины-удегейки всегда соревновались в вышивке. В нее они вкладывали свое видение и понимание этого мира. В каждом из изображений зачастую скрыт свой сакральный смысл. На халатах вышивали тотемное животное - тигра или медведя. На женских халатах присутствовали знаки, обозначающие символ развития дома.

Как рассказывает одна из удегеек, председатель семейной общины «Буа Хони», что в переводе означает «Дикая тайга», Валентина Габова:

- До революции удегейцы кочевали, выбирая хорошие места для обитания. Некогда стойбище располагалось неподалеку от въезда в село Богуславец и чуть далее, если проплыть по реке. По реке сплавлялись и, как говорили удегейцы, ходили к друг другу в гости. Вообще большие расстояния для привыкших к активному образу жизни удегейцев не проблема. Мужчины за много километров ходили свататься в другие селения. Они преодолевали километры пути, пересекая сопки и леса. В то время удегейцы, как и сейчас, занимались охотой, рыбной ловлей, сбором дикоросов. Они кочевали на большие расстояния. И даже проникли в Японию, Америку и Якутию. В результате ассимилировались языки и смешивалась культура. Сейчас можно встретить народности, которые сродни нам, удегейцам. Их язык и традиции близки нашим.

В старые времена, задолго до революции, на нашу землю приходили купцы, чтобы купить пушнину, женьшень, клыки, желчь медведя. Поскольку удегейцы - народ, неразрывно связанный с природой и естеством, то они наивно верили пришлым купцам из Китая. Китайские купцы привозили яркие материи, железные изделия - топоры, ножи и котлы. Их предлагали удегейцам, а потом обманывали, вгоняя за их не столь дорогой иностранный товар в большие долги. Китайские пришлые купцы стремились приобрести привилегированное положение и пользоваться бесплатно всем, что производило и добывало местное население. Часто они договаривались с местным населением о поставке какого-либо товара, например, пушнины. Потом подходили сроки, а обещанного товара поставить не получалось по ряду причин, независящих от человека. Тогда китайцы забирали в рабство удегейских детей и женщин. В Китае их продавали как живой товар. Так хладнокровно строили свой грязный бизнес. Когда волна китайцев потянулась на земли удегейцев, на селения обрушилось настоящее бедствие. Китайцы привозили с собою помимо товара венерические заболевания, вроде сифилиса. От болезней - оспы и чумы - вымирали целые стойбища.

Я помню, как почтительно и с трепетом удегейцы относились к шаманам. По поверьям, духи умерших помогают ныне живущим.

Некоторых из шаманов довелось застать даже мне. Я помню неподалеку от нас жила семья шаманов. Они постоянно разводили костер во дворе, читали молитвы и лечили людей. Двор, где они жили, со стороны деревни был огорожен изгородью из соломенных кукол. По поверьям, к этим куклам нельзя было прикасаться. Однажды в нашем селе умирал мальчик. Его отнесли к шаману, когда тот захворал. Шаман сначала произносил какие-то таинственные слова, сопровождая свою молитву игрою в бубен. После сказал, что мальчика принесли поздно и спасти его невозможно. И действительно, вскоре ребенок умер.

Эти сцены, когда на древней слышались молитвы шамана, очень хорошо запечатлелись в моей памяти, хотя я тогда была маленьким ребенком. Какой-то трепет, переплетаемый с ужасом, овладевал мною. Я с замиранием сердца следила за тем, что происходит в соседнем дворе.

Современные удегейцы

Охота и рыбная ловля для удегейцев привычное занятие. С середины июля по август они выходят к реке, чтобы рыбачить. Рыбачат неделями, а то и месяцами, пока идет клев. В это время они едят много рыбы, будто запасаясь на предстоящий зимний период.

«Для удегейца семья - святое, - рассказывает Инга Андрейцева. - Самое главное предназначение женщины - рожать и воспитывать детей. Она - хранительница очага. Вообще я не представляю, как можно долгое время жить в городе. Я часто приезжаю в город, потому что мы ведем работу по сохранению удегейской культуры. Часто во Владивостоке и других регионах мы проводим выставки, где можно увидеть вышивки, предметы быта и разные любопытные вещи. Но меня все время влечет из суеты городов. Я не могу долгое время дышать зашлакованным воздухом. И когда вырываюсь из города куда-нибудь в глушь, чувствую себя прекрасно. Я считаю, что ребенок должен воспитываться на лоне природы. Такое воспитание делает из него тонкого и душевного человека, способного сочувствовать и любить людей по-настоящему».

Инга со своей мамой, Раисой Максимовной, для сохранения удегейской культуры сделали очень многое. Они совершенствуются в технике вышивки, активно работают с детьми, которым стараются привить удегейскую культуру.

В наше сложное время выжить непросто. Многие из уехавших удегейцев мечтают возвратиться на историческую родину. Министр Регионального развития пообещал, что выделит Александру Догдовичу Кялундзиге 760 тысяч рублей, чтобы удегейцы смогли возродить сельское хозяйство. Для села, где сельское хозяйство безбожно уничтожали последние годы, это просто необходимо.

Но что происходит на местном уровне? Уже выбили землю под сельское хозяйство, хотя и не такую большую территорию, как хотелось. Из комитета по сельскому хозяйству нам предлагают воспользоваться лизингом, чтобы арендовать технику. А те, кто занимается лизингом, предлагают внести залог в размере тех же самых 760 тысяч. Разве это помощь? Вот и решают они свои проблемы, не зная, где найти пристанище своим надеждам.

За последние десять лет демократии не принято ни одного постановления на уровне района в пользу малочисленных коренных народностей. Никто не защищает наших прав и интересов на уровне администрации. Вот мы и вышли с предложением, чтобы выставить кандидатуры удегейцев в администрацию. Кто-то должен заботиться о своем народе. И даже отправили письмо в форме предложения рассмотреть кандидатуры Александра Догдовича Кялундзиги, председателя общественной организации «Кедр» Раисы Максимовны Андрейцевой и председателя семейной общины «Буа Хони» Валентины Габовой.

Наталья ФОНИНА, фото Людмилы Смирновой.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100