Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 14 (994) от 3 апреля 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Аборигены приморья

Людмила СМИРНОВА.

Приморский край ,богат не только природными красотами, но и аборигенными народностями, издревле населяющими эти края..

Самой многочисленной народностью являются Удэгейцы. Их численность составляет 907 человек. Проживают в Тернейском, Пожарском, Красноармейском, Ольгинском районах.

С 1998 года существует организация под названием «Кедр» занимающаяся сохранением культуры и традиций Удэгейцев. С одной из руководителей этой организации Ингой Владимировной Андрейцевой я познакомилась на выставке « Мир удэгейской женщины». Экспозиция выставки представлена множеством предметов быта, предоставленных удэгейскими семьями.

Инга Владимировна, с увлечением рассказывала про экспонаты. - «Это сумочка моей бабушки, ей более 90 лет. Наш род был богатым, бабушка носила шёлковый халат, богато украшенный вышивкой».

Халаты различны по узорам. В каждой семье свой покровитель из животного мира. Инга Владимировна с удовольствием рассказывает о том, что слышала от мамы и бабушки.

В одной семье во дворе рос пень в нём жила семья змей. Считалось, что этой семье покровительствует змей. Детям строго настрого запрещалось обижать змей. И в халатах этой семьи присутствует узор с изображением змеи.

В роду Ахтанга есть поверье о том, что тигр покровительствует их семье. Женщине приснился сон, что она принесла в дом детей, а это оказались два тигрёнка. К ней пришёл тигр и взял покровительство над их родом. С тех пор люди этого рода имели права не падать ниц на землю при приближении тигра, как это делали все остальные.

На узорах одежды этого рода присутствует тигр.

На изготовление халата уходило не менее двух месяцев. Шёлк выменивали у китайцев на женьшень и панты. На ногах носили очень мягкие расшитые узорами сапожки из шкур оленя.

Любая современная модница с удовольствием надела бы такую красоту. Тем более, что сейчас в моде так называемые «унги». Сапожки в национальном стиле.

Удэгейцы верят в духов природы, связь с которыми осуществляют через шаманов, которыми могут быть не только мужчины, но и женщины, имеющие определенные способности, наделенные хорошей интуицией, предки которых были шаманы.

Шаманы подразделяются на чёрных, наводящий порчу на более удачливых охотников по просьбе менее удачливых. Серых, на границе белых и чёрных. И белых, лечащих людей, молящихся за удачную охоту; распознающих порчу и отсылающих её обратно.

Ритуальный халат вышивается по определённым канонам. На выставке представлен настоящий шаманский халат, принадлежащий Ингиной маме. В нем проводятся обряды. Его нельзя стирать, потеряется сила.

- А вы надеваете мамин халат? - спросила я у Инги.

- Примеряла, но мне нём не уютно.

У каждого шамана свой халат. Эту одежду применяют только для обряда. Например перед началом охоты и рыбалки. Кроме предметов быта, на выставке представлены импровизированные жилища удегейцев, представляющие собой шалаши «джунги», состоящие из каркасного остова покрытого тканью.

Настоящие джунги покрывали шкурами, деревянным настилом или корой . В центре помещали очаг, дым выходил через отверстие в верхней части жилища.

Помещение было разделено на две части - женскую и мужскую. Мужчины занимались охотой и рыбалкой (причём начинали охотиться с 12 лет), а женщины работами по дому.

Основная пища удэгейцев мясо и рыба. Сушёная рыба у них, как у русских хлеб. Организм народов севера приспособлен к такому питанию. Без овощей они могут обходиться долгое время, а вот без мяса и рыбы начинают болеть.

В питании присутствует сырая рыба. Её морозят и режут тонкими стружками. Называется струганина. Удэгейы знают, какие сорта рыбы можно есть сырой. Например ленок. Эта рыба не заражена гельментами.

Есть блюдо юкола, это рыба, жёваная вместе с ягодой, залитая рыбьим жиром. Существует легенда, что появилось оно впервые, когда у удэгейского царя Сагди Коюн выпали зубы. И он велел молодым дувушкам жевать для него рыбу и ягоды. С тех пор этим блюдом угощают только самых дорогих гостей.

Удэгейцы - дети природы. Тайга для них - книга. Буквы - это приметы, которые они считывают с деревьев, поведения животных, природных явлений. Недаром знаменитый исследователь Приморского края Арсеньев так высоко ценил своего проводника удэгейца Дерсу Узала.

Организация «Кедр» часто проводит выставки предметов быта и лекции о жизни народов севера в доме музее Арсеньева. Необходимо сохранить для потомков культуру удэгейцев.

В своё время правительство, «как бы из благих намерений», отбирало детей из удэгейских семей отправляя их в интернаты. В результате чего терялись культура, хозяйственные навыки, да и сам язык удэгейцев стал мёртвым языком. Сейчас практически никто на нём не говорит.

А родители, оставшись без детей, потеряли смысл жизни и стали спиваться. И только благодаря замечательным людям из «кедра» стала возрождаться культура удэгейцев.

Людмила СМИРНОВА.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100