Арсеньевские вести - газета Приморского края

Посиделки

Несколько дней в Китае

Людмила СМИРНОВА

Путешествие началось ясным августовским днём. Для поездки в Китай это не лучшее время, потому что на улице очень жарко, часто идут дожди и влажность достаточно высокая. Но путёвка стоила всего 500 долларов и я решилась. Автобус подобрал меня на остановке «Заря». Ехать до границы всего четыре часа. Нам повезло: на границе не было очереди. И через полчаса мы были в Китае.

До Суйфэньхэ ехать около часа. Это почти наша территория. Всё население Суйфэньхэ прекрасно говорит по-русски. Впрочем, русских в городе больше, чем китайцев. Это, в основном, челночники, усиленно скупающие дешёвый, но, увы, некачественный товар.

В Китае можно встретить маленькие харчевни с русскими названиями, наподобие: «У Мани» или «У Вани». Все эти заведения соревнуются в поварском искусстве.

Вот мы садимся за стол. Нам подносят огромные подносы с разными блюдами: свежеприготовленными карпами(их сородичи плавают тут же в аквариумах, ожидая своей участи), ароматной уткой по-пекински с золотистой корочкой. Официанты приносят мясо в кисло-сладком соусе, жареные на огне баклажаны со сладким перцем, кедровые орехи с кукурузой в медово-крахмальной подливке, салат из рисовой лапши с овощами. Всё обилие приготовленных блюд за один раз съесть невозможно.

Следующим пунктом нашего путешествия будет Харбин. От Суйфэньхэ до Харбина ехать шесть часов на поезде. Вот мы и в Харбине. Здесь тоже много русских. Они поселились в китайских городах ещё в начале XX века. Русские строили КВЖД (Транссиб) через Маньчжурию. И их пребывание в Китае «затянулось» на долгие годы.

Архитектура Харбина похожа на сооружения современных российских городов. В Харбине есть даже русское кладбище. Город молодой. Из старинных культовых сооружений после культурной революции сохранился буддийский монастырь. Его хорошо реставрировали и он представляет собою целый ансамбль пагод. Но мы там долго не задержались и отправились осматривать парк «Солнца».

Вот где пример для подражания! Китайцы отстроили искусственные водопады и скалы, сделали замечательные фигуры из кустов, домики для белок и многое другое.

Нас привезли на шёлковую фабрику. Она напоминает магазин с выставочным залом. Цены не дешевле, чем в городе, зато качество проверено. О китайском шёлке можно и не говорить, потому что о нём знают все. Лучший шёлк, конечно, в Китае. Китай - родина шёлка. Туристы дружно скупали кофточки и подушки из шелкопряда. В одежде из шёлка и в самую жару не жарко. Я тоже купила себе блузу.

Вечером нам предстояло совершить поездку в Далянь. Далянь расположен на берегу Жёлтого моря — тихий, спокойный, со множеством парков и зоопарков. Особая гордость города - дельфинарий. Заходишь в его зал и видишь, как над тобой проплывают огромные акулы, плоские скаты, мелкие рыбёшки деловито снуют между громадных хищников, как будто совсем не боясь их. Зрелище, конечно, завораживающее. В дельфинарии одна из комнат тёмная. Здесь помещены необычные светящиеся в темноте рыбы. Под конец нашей экскурсии нам показали представление, в котором главными актерами были дельфины.

После обеда мы отправились в ботанический сад. Это лучший ботанический сад из тех, что я видела. Сад располагается под огромным куполом и поражает не только размерами, но замечательным оформлением. Если не смотреть вверх, то создаётся впечатление, что ты в тропическом лесу. В центре находится высокая скала. С нее с шумом плещется водопад, обдавая брызгами тех, кто находится рядом. У подножия небольшое озеро с кувшинками и золотыми рыбками. Вдали виднеется хижина из соломы.

Время экскурсии ограничено, поэтому пришлось сначала обойти сад очень быстро, а после позволить себе осмотреть каждый уголок. Сад абсолютно целостен и в тоже время каждый уголок можно рассматривать как отдельную композицию. Один из его участков напоминает влажные тропики - со скал свисают филодендроны, монстеры, и, кое-где, словно яркие фонарики, вспыхивают гроздья бугенвилии. А как искусно пострижены фикусы!

Спускаюсь по бамбуковому мостику и попадаю в следующий зал. Он представляет собою царство кактусов. Они выглядывают повсюду из-за каменных глыб. Во все времена во всех культурах сад был проекцией рая на земле. Так не хочется уходить! Но пора. Меня ждут новые впечатления.

По канатной дороге мы поднимаемся в парк птиц. Это большой живописный участок леса, высоко затянутый сеткой. Здесь совершенно свободно гуляют птицы, многие из них ручные. У входа пруд с пеликанами и искусственный водопад. Дальше виднеются лес и скалы. Всюду прогуливаются птицы. Попугаи садятся на руки, машут крыльями и целуются, тыча клювами в губы. А вот журавли оказались более агрессивными. Они норовили клюнуть побольней, и я едва успевала защищаться от них. После посещения парка птиц нас повезли на сафари. По участку леса, заселённому львами и тиграми, хищники гуляли везде, время от времени переходя дорогу, охотно позируя перед объективами фотоаппаратов. Снимать разрешали только через стекло автобуса. Вспышки фотоаппаратов вблизи их отпугивали.

Затем нас повезли в отель ужинать. Завтра нам предстоит побыть ещё один день в Даляне.

Утром мы отправились в аквапарк. Это целый городок из бассейнов. Один бассейн настолько огромен, что по размерам может сравниться с маленьким озером, другой - с радоновой водой, третий - с эффектом волны, четвёртый - с водопадами, горками и пальмами. Такого я ещё никогда не видела: создается впечатление, что отдыхаешь на южном море. Кстати, Жёлтое море очень грязное, купаться в нём нельзя. Искупавшись, мы отправились обедать.

После намечался отдых. В свободное время я решила посетить оранжерею в надежде купить какое-нибудь оригинальное экзотическое растение. На такси ехать не захотела. Поехала на автобусе. Китайцы оказались на редкость гостеприимными. Меня проводили к нужному автобусу. В Даляне к русским совсем другое отношение, чем в Суйфэньхэ — гостям оказывают особое расположение и гостеприимство. В оранжерее мне не удалось приобрести растение, о котором я мечтала давно. Обратно я отправилась пешком. Далянь - тихий, чистый и уютный городок. Хотя его население больше миллиона, днём на улицах очень мало людей. Они, наверное, работают. Китайцы трудолюбивы, как муравьи.

Уже совсем темно. И нас отвозят в отель.

Людмила СМИРНОВА

Другие статьи номера в рубрике Посиделки: