Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 34 (962) от 21 августа 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Борис бриннер - Министр Приамурского правительства

Юрий ФИЛАТОВ

В сентябре ожидается приезд Рока Бриннера, прямого потома нашего знаменитого земляка – Бориса Бриннера. Это в его доме располагалась Восточная школа, ныне разоренная госрейдерами (снимок внизу). Ожидается, что Рок Бриннер будет содействовать восстановлению Восточной школы.

В связи с эти историк Юрий Филатов напоминает нам о роли Бориса Бриннера в истории Приморья.

Приморцы мало знают про историю своего края, и, ещё хуже о людях, создававший его историю.

Я немног расскажу о Борисе Бриннере, человеке, которому Приморье обязано созданию Тетюхинского горнодобывающего предприятия, и появлению в крае политехнического института.

Сын предпринимателя, совладельца транспортной компании, выполняющей стивидорское работы в торговом порту, после окончания гимназии решил стать горным инженером и уехал в Петербург. Институт закончил блестяще, и сразу же получил предложение провести геологические изыскания на о.Сахалин. Но в 1909г. собственностью Бриннеров стало месторождение свинцово – цинковых руд в урочище Тетюхе. Геологическими исследованиями и организацией разработкой рудных пластов занялся молодой хозяин.

Старший Бриннер, Юлий Иванович, смог создать совместную англо-российскую горнорудную компанию. Дальнейшему развитию рудников помешала война, а затем февральская революция и октябрьский переворот в России. Единственное, что оставалась

сделать Борису Юльевичу, это надёжно законсервировать рудники. Что он и выполнил.

Сумел он, после разгрома партизанских отрядов, руководимых С.Лзо, вывезти остатки подготовленной к отправке руды.

В 1918г. его избирают председателем Владивостокского инженерного Общества. Оно состояло из владивостокцев, приехавших во Владивосток во время Великой войны или спасавшихся на далёкой окраине от «красного террора» профессоров и высококлассных

специалистов горняков и машиностроителей Бриннер в 1918г. создал здесь политехникум, наподобие цюрихского. Первые годы занятия проходили в здании той же сухарной фабрике, где начинали мужская, а затем и городская женская гимназии.

В январе 1920г. прекратило деятельность Белое движение Дальнем востоке, и далёкая окраина стала Дальневосточной республикой. Глава его Правительства Краснощеков заверил население, что республика является самостоятельным государством. Б.В. Бриннер стал управляющим по промышленности и торговле в правительстве Приморской земской области, Вот тогда он выделил средства на реорганизацию политехникума в институт и строительство здания для него (ул. Пушкинская 41). Министром промышленности и торговли он остался и в Приамурском правительстве С.Меркулова. Своей главной задачей

Бриннер считал сохранение активов приморских банков и предприятий. Так, он от руководителей Китая добился ареста выставленного пушнины доставленной с Камчатки, которую выставил на аукцион экипаж судна Приамурского правительства судна «Адмирал Завойко».

В октябре 1922г. бывшая Дальневосточная республика, поглотила независимое Приморье вошла в состав РСФСР. Правительство СССР, для восстановления разрушенного внутренней смутой хозяйства, охотно шла на создание концессий с иностранными фирмами. Так и тетюхинские рудники стали концессионными. Руководителем их был избран Б. Бриннер.

Как руководитель одного из немногих горнодобывающих концессионных предприятий он

стал частым гостем в Москве, где находился ВСНХ. Там в столице он из познакомился с

актрисой Московского Художественного театра, которая последовала за ним на далёкую окраину. Жить пришлось на две семьи. В городе Бриннерам принадлежали дома на Светланской, Алеутской, Фёдоровской и Васильевской. Дачи в Седими и Новине, из-за опасности налёта русской банды или хунхузов пришлось оставить. Купили берегу залива приглянувшиеся дома неподалёку от ст.Хилкова и в анютинскм садгороде. Правда, все заботы о первой семье, о мальчике Юлии и девочке Вере взял на себя брат Феликс. Его жена была родной сестрой первой жене Бориса – Марии.

А для концессии наступали трудные времена. Все финансовые операции, осуществляемые через Московский народный банк (он имел статус международного), оказались столь запутанными, что правлении концессии Москва предложила выкупить его часть активов.

Правда, в зарубежные активы входили и принадлежащие семье Бриннер. Выплата по согласию проводилась частями. По решению суда имущество руководителей концессии было конфисковано. Бриннеров вынудили бежать из России.

Феликс сумел договориться с капитаном английского парохода, что сумеет подобраьего с семьёй с яхты в назначенной точке и в назначенное время. Подтвердилась слава англичан, как непревзойдённых моряков. В тумане, идя по счислению, капитан в назначенное время и в назначенной точке снял семью с яхты.

Борис Юльевич в это время находился в Москве. Но, узнав о таком развитии событий, сумел в Забайкалье пересесть на поезд идущей до Харбина. В нём он и остался. Так Бриннеры покинули Россию навсегда, и последний родившийся в Приморье сын Бориса Юлий Бриннер скончался на руках своей родившейся тоже в Приморье двоюродной сестры дочери Феликса Ирины.

А ещё напоминает нам о Борисе Бринере здание бывшего политехнического института на Пушкинской, появившееся благодаря ему, и которое давно заслуживает мемориальной доски.

Но, как говорил французский философ, – «неблагодарность это то, что примиряет нас с собой». А французы знают, что говорят.

Юрий ФИЛАТОВ


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100