Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 19 (895) от 11 мая 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Дуремары у живой воды

Ольга КУПЧИНСКАЯ, Спасский район

Не в столь отдаленные времена один из высокопоставленных чиновников под селом Анненка собственноручно выкопал пруд, запустил головастиков, чтобы вырастить лягушек – мечту не только французских, но и китайских рестораторов – и разбогатеть на их экспорте. Однако лягушки оказались древесными, с коготками на лапках (ну, не учел местный дуремар, что лягушки тоже бывают разными!) и быстренько выкарабкались по ограждающей сетке в соседний лесок…

Нынешние руководители Спасского района копкой прудов себя не утруждают. И мечтают поймать не каких-то там квакушек, а золотую рыбку. В мутной же воде нынешнего безвременья она ловится легко! Технологии уже отработаны. Буквально за месяц начинается бурная и кипучая борьба за голоса. Кому-то подкинут машину дров, кому-то материальную помощь выделят, сотню метров непроходимой дороги отремонтируют, еще больше наобещают…

Словом, в нужное время и в нужном месте просыпается пламенная любовь к электорату. Не верите? Например, в Спасске накануне прошлогодних выборов «единороссы» устраивали субботники в сквере на поселке СТА (правда, после того, как там уже побывали дворники городского участка озеленения!). Депутат ЗакСа, он же главный «единорос» Спасска, Александр Бехтер полученные из краевого бюджета деньги на выполнение наказов избирателей, сугубо на городские дороги пустил, Черниговский же и Спасский районы остались при своих интересах. Даже День города перенесли поближе ко дню выборов, чтобы на как бы законном основании и подарки дарить, и праздники с чествованиями и концертами устраивать.

Теперь выборы предстоят в районе. Опять работает та же схема. 11 миллионов рублей, предназначенных на исполнение господином А. Бехтером наказов избирателей, по странному стечению обстоятельств пойдут только на нужды Спасского района. Теперь уж облизнуться придется и городу, и Черниговскому району.

А тут еще очень кстати день образования Спасского района приближается. Правда, дата эта приходится на 4 января 2011 года. Вот и предложили председатель Думы Всеволод Ию и глава района Александр Кириенко депутатам утвердить такой проект решения: установить днем проведения торжественных мероприятий, посвященных образованию Спасского района, вторую субботу сентября! И мотивировку придумали: «В связи с тем, что День образования Спасского района (4 января) совпадает с нерабочим праздничным днем официальных новогодних каникул». А лучше бы он «совпал» с предвыборной кампанией!

Однако депутаты районной Думы подвох быстро раскусили. И проголосовали против! Всеволод Сантеевич благодарил их с таким лицом, с каким обычно хоронят богатую бабушку, не оставившую наследства. Оно и понятно. Какая упущена возможность «облагодетельствовать» жителей района в обмен на их голоса!

Район – действительно неподнятая предвыборная целина! Здесь даже фишка «Единой России» (мол, «наша партия сумела поднять Россию, сумеет поднять и район») может не сработать. Не знаем, как насчет страны (хотя ежегодное вымирание миллиона россиян как-то обескураживает), но села за последние годы скатились в такую пропасть, что сами, как те древесные лягушки, уже не выкарабкаются.

Ведь государство и правящая партия «Единая Россия» пока играют в опасные игры, на кону которых не только продовольственная безопасность страны, но и само ее существование! Деревня всегда была теми корнями, которые питали не только экономику, но и духовность россиян. Это понимали даже российские самодержцы, отправляя на восток землепроходцев, а затем – поселенцев, закрепляя за ними сотни гектаров земель, освобождая от всяких податей и налогов. Потому что именно им предстояло держать форпост России на Тихом океане, ворота в Азию!

На заре перестройки нам говорили: «Крупные хозяйства неэффективны. Нас накормит фермер!». Люди поверили. В стране было зарегистрировано 263 тысячи фермерских хозяйств. За ними числилось 20 миллионов гектаров земли. Однако обещания остались обещаниями. Крестьянский банк так и не создали, зато налогами обложили по полной программе.

Житель села Анненка, потомственный казак Владимир Васильевич Ногин – из тех, первых, фермеров. История его горька и в чем-то даже трагична.

Вырос в селе Прохоры. Несмотря на то, что получил строительную специальность и долгие годы работал строителем, в душе всегда оставался крестьянином. Когда прозвучал клич «Все – в фермеры!», пошел брать землю. Дали участок под Анненкой, перед бывшим военным аэродромом, где раньше, кроме бурьяна, ничего не росло. Получил документы на землю, разрешение на возведение дома. Строился и одновременно разводил овец, коров, свиней. Вырыл два озера, запустил рыбу.

Чтобы облагородить землю, завез перегной, засеял поля клевером. Высадил около 2000 сосен, 200 абрикосов, 60 слив, десяток груш, 50 соток клубники. Годы тяжкого непрерывного труда!

Теперь сосны превратились в бор. Вырос двухэтажный дом. Оборудовал пилораму, кормоцех. Думал, никакие кризисы не страшны. «Валюта» своя, всегда востребованная – мясо да мед. Однако предстояло оформить землю и дом надлежащим образом. И тут началось!

– Земля, которую мне отдали в пользование с правом наследования, оказывается, мне не принадлежит (в стране то и дело меняются правила игры!), – с горечью рассказывает Владимир Ногин. – Ее нужно было взять в аренду на 49 лет. Хотя вокруг столько брошенных земель, которые никому не нужны и зарастают кустарниками и деревьями! А с домом – вообще беда. Отказали в его регистрации. Мол, построен он на сельскохозяйственных угодьях, где строительство запрещено, хотя есть разрешение на строительство, проект дома, выполненный по всем правилам, акт приемки дома, документы из бюро технической инвентаризации.

Интересные пироги! В Спасске целый цементный завод-гигант возведен на землях Прохорского колхоза – и никто с этим не спорит. Не зря говорят: «Что положено Юпитеру, не положено быку».

– Как ни обидно, но после почти двадцати лет работы на земле я стал бомжом, – невесело усмехается фермер. – Раз не оформлен дом – нет и прописки. Так что, когда вы назвали меня жителем Анненки, то, думаю, погорячились…

На Казачьем хуторе теперь остались Ногин да его сосед-пчеловод.

– В нашем закутке было 10 фермерских хозяйств. Один разорился, когда в октябре урожай сои ушел под снег. Другой фермер вообще в историю попал. Построил коровник, завел 16 коров, свиней, нанял рабочих, выплачивал им зарплату, продавал молоко, мясо. Да только однажды поймали его работников на заготовке дров (жилой вагончик надо же было чем-то отапливать). Насчитали ему ущерб в 68 тысяч рублей, оштрафовали же – на 3 миллиона 680 тысяч! Пришлось бедняге под нож коров пустить…

Вот уж точно: «умом Россию не понять!». Днем и ночью катятся вагоны леса в Находку, а оттуда – в Японию и Китай. А своему крестьянину – шиш!

В той же Анненке отец троих детей Сергей Юрьев вместе с соседом-инвалидом Иваном Сергеевичем Штыгайло обратились в лесхоз, чтобы выписать дров. Предложили им заготовить их за соседним селом.

– Раньше, когда совхоз был, – рассказывает Иван Сергеевич, – можно было с трактором договориться. А теперь на чём привезти? Работы нет – нет и денег.

Рискнули мужики, спилили поблизости дерево. Были пойманы. Теперь вот суда ждут. А наше законодательство таково, что получат по полной программе! Ведь они – простые деревенские люди. Перемелет их Молох власти…

Соседка «злоумышленников» Валентина Васильевна Кравченко, возмущена:

– Просим: разрешите хоть валежник на топку брать! Те же семьи Юрьева и Штыгайло одетые зимой спали, замерзая без дров! Нет, нельзя! Мне, например, в лесхозе выписали 5 кубов. На 2011-й год. Это, считайте, на месяц отопления.

Жители Анненки говорят: когда на носу выборы – едут к ним агитаторы. Голосуйте, мол, за «Единую Россию»! Раньше-то, при Советской власти, хоть было, куда и кому пожаловаться. А сейчас никому до забот людских дела нет. Старики свой век доживают. У молодежи – никаких перспектив. Работы нет, на учебу денег – тоже, уехать – не на что и некуда.

Восемь сынов вырастила жительница села Александровка Елена Ивановна Александрович. Последнюю, долгожданную дочку так и назвали – Надежда. Эта большая и дружная семья всегда надеялась на свои силы: сажала огород, держала хозяйство. Государство занято другими, более серьезными вещами: как саммит провести да очередную нефтяную трубу за рубеж пробросить. Ему не до семьи. Хотя слов правильных – хоть отбавляй. Сам президент недавно о помощи многодетным семьям заговорил. Но слова пока остались словами. Елена Ивановна сокрушается:

– В нашем селе много пустующих домов. В них давно никто не живет. Просили мы: сыновья выросли, им жениться надо, свои семьи заводить, дайте какой домик. Нельзя: во многих прописаны какие-то люди. В итоге дома без хозяйского пригляда рушатся.

…Был в Александровке когда-то совхоз-миллионер. При бывшей главе района Жанне Петровне Саксиной приобрели для хозяйства линию по переработке молока. Одно время наладили здесь выпуск сметаны, масла, творога.

Разорение хозяйства началось во времена директора Натальи Семеновны Нероды – нынешнего руководителя управления сельского хозяйства (ее ли в том вина или так обстоятельства сложились, сказать теперь трудно). Пошло все вразнос. В одну из командировок случайно познакомилась с бывшими работницами Александровского совхоза. Оставшись не у дел, обосновались они в городе Артеме, организовали небольшую закусочную. Хорошую, кстати, закусочную: пирожки и булочки – с пылу, с жару, да и недорого. Работают тут семьями – вахтовым методом. Наталью Семеновну вспоминают. Лучше бы не слышать, как…

Впрочем, и бывшие односельчане счет предъявляют. За те же детские сады. В одном из них теперь ее племянник живет, в другом – бывший личный шофер. О ней говорят: «Пробивная. Все, что угодно, пробить может. Если, конечно, захочет».

Теперь слушок пошел: депутатский мандат «пробивает». К районным коммунистам, вроде, ключик подбирает, в список попасть пытается (у «единоросов» – уже перебор?). Действительно, где еще можно сегодня нормально жить, как не во власти?

Что осталось в той же Александровке? Табун лошадей был – и сплыл. Из дойного стада уцелело полторы сотни коров. Да и те дают едва по полтора литра молока в день – козам на смех! Свинарников нет, линии по переработке молока – тоже. Будут ли в этом году сеять – большой вопрос. Практически хозяйства нет.

А нет его – приходит конец и социальной сфере. Клуб уже разбирают, прекрасная когда-то местная больница превратилась в дневной стационар. Водопровод работает с перебоями…

И так – по всему району, когда-то крупнейшему производителю сельскохозяйственной продукции. В советские времена здесь сеяли до 20 тысяч гектаров только ранних зерновых, да 14-15 тысяч – сои, да рис, кукурузу, гречиху, сажали овощи, выращивали фрукты. В прошлом году зерновых набралось едва 11 тысяч гектаров, сои – 8491 гектар, 1200 – риса, 140 – гречихи, 330 – кукурузы. Еще печальнее картина в животноводстве.

Пару лет – и придем к варианту Курской области, где обрабатывают землю… вахтовым методом?!

В этом году, вроде бы, на финансирование краевой целевой программы «Развитие сельскохозяйственного производства в Приморском крае на 2008-2012 годы» планируется направить 511 миллионов рублей. Спасет ли эта «инъекция» приморские села?

…На выезде из Анненки есть неприметная колонка, которую хорошо знают осведомленные люди. Говорят, именно отсюда берут воду на нужды церкви. Вроде, вода здесь кристально чистая, не только утоляющая жажду, но и дающая целительные силы самой матушки-земли.

Подумалось: село для России – такой же животворный источник. Не затоптали бы его, не испоганили во имя собственного благополучия дуремары от политики.

Ольга КУПЧИНСКАЯ, Спасский район


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100