Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 19 (895) от 11 мая 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Всё больше россиян предпочитают отдавать своих детей в техникумы

Материал подготовила Екатерина РЫЛЬКО (ГУ-ВШЭ), Rian.ru

Российская экономика сегодня остро нуждается в высококвалифицированных рабочих. Поэтому государство вкладывает все больше средств в развитие среднего и начального профессионального образования. Техникумы и училища закупают современное оборудование, заключают договоры с предприятиями на подготовку специалистов.

Около 30 вузов и ссузов в текущем году впервые наберут студентов на программы прикладного бакалавриата, в рамках которого будут готовить специалистов в сфере новых технологий. О перспективах среднего и начального профобразования в интервью РИА Новости рассказала директор центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Татьяна Абанкина.

– Татьяна Всеволодовна, до недавнего времени никто не хотел поступать в техникумы и колледжи. Меняется ли ситуация?

– За последние несколько лет ситуация начала выправляться. Появилось немало российских семей, особенно в регионах, которые не стремятся к тому, чтобы их дети непременно поступали в вуз, а, напротив, отправляют их в техникумы и колледжи, зачастую после девятого класса, то есть без получения полного среднего образования. В то же время сама система среднего и начального профессионального образования начинает постепенно развиваться. Устанавливаются связи с работодателями.

– Почему изменились предпочтения российских семей?

– Во-первых, экономический кризис «подкосил» их возможности. Студента ведь нужно содержать, а это дорого. Еще нужно учитывать особенности размещения вузов и ссузов. С советских времен система среднего специального образования была построена с расчетом дать людям работу по месту жительства. Поэтому техникумов и колледжей очень много в малых и средних городах. Процесс, о котором я говорю, касается, в первую очередь, их. В таких городах бывают филиалы вузов, но качество образования там вызывает большие сомнения, а ехать в большой город и жить там – дорого.

Во-вторых, многие боятся не сдать ЕГЭ и предпочитают не пытаться, а сразу поступать в ссуз. В-третьих, сейчас среднее специальное образование налаживает сотрудничество с работодателями. Промышленные предприятия заключают договоры с техникумами и колледжами, и те готовят специалистов специально для них. Ребята сразу по окончании получают рабочие места.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития ссузов в связи с введением прикладного бакалавриата?

– Развитие системы прикладного бакалавриата будет помогать развитию среднего профобразования. Прикладной бакалавриат — это высшее образование, но половина дисциплин должны быть практическими. Сейчас на участие в эксперименте по прикладному бакалавриату подали заявки 120 учебных заведений, и 50 из них – ссузы. Я считаю, что у них, возможно, больше шансов добиться успеха.

– Почему?

– Добиться хорошей фундаментальной базы проще, чем построить связи с работодателями и добиться необходимой практической ориентации образования. Наш опыт показывает, что, например, педагогические и медицинские средние училища дают образование, с некоторых точек зрения лучшее, чем вузы. Обучение в педагогических училищах предполагает большой объем практики. Это работа в детских садах, с группами продленного дня – такие педагоги приходят в школу гораздо более подготовленными к общению с детьми, чем выпускники педвузов.

Материал подготовила Екатерина РЫЛЬКО (ГУ-ВШЭ), Rian.ru


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100