Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 13 (889) от 30 марта 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Неделя страстей Господних

Юрий Филатов

Портовый город далекой окраины России в силу своего расположения и назначения исповедовал политеизм. В его центре возвышался величественный кафедральный собор, в сотне метров от него скромно тренькал колокол протестантской кирхи, напротив кладбищенской православной церкви, через дорогу удобно устроилась китайская кумирня.

На 3-й Портовой вздыхал маленький орган в католическом Молебном доме. Синагога в Офицерской слободке дополняла религиозный ансамбль.

Владивосток всегда отличался своей веротерпимостью и стремлением к единству за столом. Горожане охотно праздновали католический, православный и китайский Новый год, иудейский Песах и христианскую Пасху. С удовольствием поедали пельмени и пампушки у своих китайских друзей на празднике Майдари.

Но сколько забот приходилось на долю владивостокских хозяек, чтобы достойно встретить каждый из них! Сколько приходилось хлопотать перед Пасхой, особенно в Страстную неделю, которая завершает Великий пост.

Начало ей полагает Лазарева суббота. В память о воскрешенном Иисусом Лазаре допускается некоторое смягчение в великопостном меню. На столе у православных в этот день появлялись икра, блины и разная выпечка. Водка же всегда относилась к пище сугубо постной.

За Лазаревой субботой наступала Вербная неделя. Хозяйки вербой запасались. Кто на базаре покупал, кто у школьных сторожей, заодно нарезавших вербные ветки для закрепления учебных и нравственных правил на задах слободских мальчишек.

Но особенно этой неделе радовалась детвора. По традиции на городской площади и в магазинах открывались детские базары. Всюду, даже в самых маленьких лавчонках, выставлялись на продажу игрушки, детские книжки, разнообразные сладости. Такие торговые киты как «Кунст и Альберс» или Лангалитье открывали на Вербной неделе целые выставки детской одежды. По случаю праздника всё продавалось по сниженным ценам. Ни одного ребенка торговцы не отпускали без покупки или подарка. Книжный магазин Янковского специально заказывал в детских издательствах Москвы и Петербурга новые выпуски Стивенсона и Жюля Верна.

Наступало Вербное воскресенье. Пучки веток несли в церковь. Освященные в храме, они, по убеждению владельцев, приобретали магическую силу. Верба должна была предохранить хозяев и их скот от болезней и порчи, дом от напастей. Поэтому, по возвращении из храма, слободские женщины усердно стегали своих мальчишек этими прутьями, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез», после чего пучок убирали за икону. Счастливое будущее на весь год молодому поколению можно было считать обеспеченным.

И вот наступала неделя Страстей господних. Весь дом был не просто вымыт – доведён до блеска. Иконные ризы сияли нестерпимо. Лампадки синего стекла сменили на розовые. С диванов и кресел сняли серые великопостные чехлы. На полы постлали яркие цветные ковры, на окнах сменили темные шторы на светлые.

Очень важным днем на страстной неделе считается великий четверг. В слободках на ночь перед образами ставят хлебный каравай и солонку с крупной солью.Там это будет стоять до первого дня Пасхи. Потом хлеб скормят коровам и лошадям, а соль (ее так и называли – четверговой) будут использовать как лекарство.

У слободских девушек в Великий четверг была своя забота. Уединившись в бане, они подстригали себе волосы. Бытовало убеждение, что волосы, подстриженные в этот четверг, станут лучше расти.

В церквях в этот день читают двенадцать отрывков из Евангелия. Все молящиеся стоят с горящими красными свечками. По окончании службы каждый старался донести горящую свечу до дома. Огненные цепочки растекались из храмов по городу. От их огоньков зажгут домашние лампады, выжгут защитные кресты у дверей дома и усадебных построек. Это защитит дом от многих бед и несчастий.

В этом году после недели Страстей господних наступит праздник Благовещенья. В отличие от «кочующего» праздника Пасхи он имеет точную дату празднования – 7 апреля. Праздник важный, и у христиан считается одним из самых великих. Он открывает череду двунадесятых праздников, хотя появился намного позднее остальных – в IV веке. До этого времени христиане рождество, крещение и богоявление праздновали в один день. Только после разделения этих праздников в календаре церкви и появилось Благовещенье.

День определили легко – просто отсчитали девять месяцев от дня Рождества Христова. До 1918 г. он числился праздником государственным и потому являлся «днём неприсутственным», то есть нерабочим. В храмах звучали слова тропаря: «Сегодня начало нашего спасения…»

А дома пеклись постные пироги с рыбой, с грибами и с кашей. Украшением стола была кулебяка на четыре угла, которая называлась «благовещенской» и, конечно, была круглой. Просто начинка в ней укладывалась в четыре слоя, разделённых тонкими прослойками из теста. Там и рыба, и икра, и печень рыбная, и рис. Но у каждой хозяйки свой рецепт, свой секрет.

Самое же главное развлечение праздника – это птицы. На Благовещенье выпускали на волю птиц. Нет, это были не домашние затворницы, избалованные заботой хозяев. Для этого развлечения покупали птичью мелочь у мальчишек, ловивших птиц в зарослях Первой Речки. Туда же вся эта мелкота и возвращалась после короткого плена.

А в Голубиной пади начинались тренировки молодых голубей станций голубиной почты. Десятки птиц кружили над Орлиной сопкой. На особый восторг любителей вызывала первая после зимы разминка голубей-турманов.

А город готовится к Пасхе. Ароматы колбасной Эльвангера опять собирают на Первую Морскую окрестных псов, кондитерские Кокина и «Жан» извещают, что у них можно заказать творожную пасху и куличи. В витрине чуринского магазина крутится карусель с пасхальными шоколадными яйцами. А во дворе варят окорока, обязательное блюдо пасхальной трапезы.

Сколько хлопот доставит крашенье яиц! Для уличных забав сойдет и луковой покраски, но для поздравительных приходилось покупать краску в магазине. Дамы готовят туалеты для праздничных вечеров. Состоятся традиционные балы у губернатора и командира эскадры.

И пусть в храм божий пока призывает скромный благовест, все ждут и знают – скоро наступит праздник. Скоро Святая Пасха.

Юрий Филатов


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100