Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 34 (858) от 26 августа 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Земля-кормилица

В содружестве с природой

Марк КЕЙН

Выполнив несколько арифметических действий, я установил, что для улучшения почвы на моем огороде площадью 9x12 м требуется около 180 кг органического материала, то есть, 10 тюков сена в год. Только в этом случае, а также при участии в облагораживании почвы самой природы, на моей земле можно будет выращивать овощи.

Когда я начинал, глинистая почва участка годилась разве что для изготовления глиняных горшков: весной она была тяжелой и липкой, а летом становилась твердой, как кирпич. В первый сезон я запахал в почву 45 тюков соломы и сена. По моим расчетам, после этого она должна была стать плодородной, но, увы, в середине лета огород был больше похож на пол в саманной хижине.

Через два года я заделал в почву 80 тюков сена и соломы и четыре тележки (почти полный самосвал) навоза – и опять впустую. Единственное изменение, которое я заметил, состояло в том, что теперь, проходя по участку, я таскал на сапогах не по 5 кг глины, как бывало, а меньше.

У меня всегда вдоволь сена, соломы и навоза, но лишь спустя некоторое время я понял, что этого недостаточно. В первые годы каждой весной я запахивал в почву органику, прокладывал борозды в соответствии с указанной на пакетике с семенами шириной междурядий 60 или 90 см и высевал семена. Потом наступало время рыхлить почву и производить прополку. После всех этих операций почва вокруг посеянных культур становилась голой, как спортивная площадка на школьном дворе. Все усилия по культивации участка завершались тем, что заложенный в почву органический материал просто сгорал. А все потому, что я заделывал его в почву даже в тех местах, где ничего не сеял – вместо того, чтобы сконцентрировать все усилия на той части участка, где выращивались культуры.

Хороший урок естественного восстановления почвы мне преподала полоска земли возле ограды, окружавшей участок. Старая ограда уже наполовину повалилась, заросла сорняками, травой и отпрысками деревьев. Почва у ограды была приподнята корнями, так что участок казался окруженным естественной насыпью около 8 см высотой. Нижняя часть проволочной сетки местами вросла в землю, была пронизана корнями и продырявлена, а почва была легкой и рассыпчатой. Она совершенно не походила ни на тяжелую почву моего огорода, ни на почву находящегося по соседству пастбища. Каким образом появился этот холмик хорошей почвы? Ее создали росшие у ограды растения.

Положитесь на природу

Растения являются единственными производителями органического материала и умеют им пользоваться. Они сами мульчируют почву своими листьями и поникшими стеблями, защищают ее от потери питательных элементов и обеспечивают постоянное поступление небольшого количества органического материала, необходимого для поддержания жизни почвы.

В среднем, половина всего свежего органического материала превращается в гумус за два месяца благодаря деятельности бактерий, грибов, насекомых и животных, обитающих в верхних 15 см поверхностного слоя почвы.

Численность этой живности сравнима с числом звезд на ночном небе. В одном грамме почвы может содержаться до 100 миллионов бактерий, а их вес в верхнем слое одного акра (0,4 га) земли достигает трех тонн. Почва живет за счет жизнедеятельности миллионов своих обитателей, каждый из которых имеет свою специфику. Например, земляные черви питаются опавшими листьями и затаскивают их в свои.ходы. Именно по этой причине мульча со временем исчезает с грядок. Каждую осень я насыпаю под растения спаржи слой мульчи и сена толщиной 15 см. К тому времени оставшийся от предыдущего мульчирования слой бывает настолько тонким, что сквозь него видна земля и проделанные червями ходы.

Мульча – не единственный восстановитель почвенного плодородия. Корни растений оставляют в почве огромное количество органического материала, даже в очень глубоких слоях, до которых я своей лопатой не дохожу. К тому же корни – важные помощники в деле улучшения структуры почвы, потому что в результате, выделения корнями цементирующего вещества, которое они всасывают из гумуса, происходит слипание мелких почвенных частиц в прочные комочки, которые способствуют структурированию и повышению плодородия почвы.

В конце второго сезона я посеял на огороде озимую рожь в качестве покровной культуры. В конце марта, когда я ее запахивал, высота растений достигала 30 см, а корни были плотными, как щетина у швабры (один известный ученый, изучавший рожь, установил, что общая длина корней одного растения достигает 387 миль, а длина питающих волосков – 6000 миль).

При весенней вспашке я ожидал увидеть тяжелые комья холодной почвы, но она рассыпалась под плугом комочками. На незасеянных под зиму участках огорода почва по-прежнему налипала на сапоги, но там, где росла рожь, земля была готова к формированию грядок и посеву культур.

Сравнив состояние почвы после посева озимой ржи с тем, что формировалось естественным путем возле ограды, я понял, что огород не способен производить столько же органического материала, что и участок земли, оставленный на попечение природы. Мы, огородники, даже не вправе этого ожидать: наши огороды по законам природы произведут столько органического материала, сколько смогут, и выполнят ту работу по почвенному улучшению, на какую способны, но мы обязаны постоянно восполнять дефицит органического материала в почве.

Почва не терпит наготы

Елавной проблемой на начальном этапе почвоулучшения на моем участке было недостаточное количество выращиваемых растений, в результате чего в огороде оставалось много не покрытых растительностью мест. Я как бы «выдавливал» природу из участия в улучшении почвы, сам выполняя многое из того, что природа могла бы делать самостоятельно. Внесенный мною в почву органический материал, превратившись в гумус, сгорал, потому что без корней растений, которые улавливали бы и отдавали почве питательные вещества, питание вымывалось, а почвенные комочки разрушались быстрее, чем растения их создавали.

Надо следовать таким методам обработки почвы, которые сберегали бы органические вещества и гумус, а не сжигали их. Отсюда выведенное из собственного печального опыта правило: почва должна быть покрыта растениями всегда. Вид голой земли должен вызывать у вас содрогание. Если на каком-то месте участка нет ни мульчи, ни растущих растений, значит, органическое вещество там уже потреблено и не восполняется. Постарайтесь затенить это место растущими поблизости взрослыми растениями, а на участках, которые не используются для выращивания культур, сейте покровную культуру. Запомните, что без участия растений создать плодородную почву невозможно!

Сеять культуры лучше в борозды или в грядки. Оба способа обеспечивают лучший покров, чем посев узкими рядами. Вносите органический материал в те места, где будут расти культуры. Если грядки имеют ширину 1 м, а ширина проходов между ними составляет 45 см, то голой оказывается 30% площади огорода, а при этом вы тратите много сил и времени на обработку и мульчирование всей площади.

Культивация должна быть бережной

Культивация почвы вызывает ее высыхание, в результате чего разрушаются комочки и освобождается гумус, который их скреплял. После первого дождя растения получают питание из освобожденного гумуса, но не верьте тем огородникам, которые считают такую культивацию благом. За него вы расплачиваетесь содержавшимся в почве органическим веществом. К тому же культивация ускоряет окисление органического вещества и. гумуса, сжигая этот запас быстрее, чем могут потребить и усвоить растения.

Считается, что при культивации в сухую погоду образуется «пыльная мульча», которая, якобы, сохраняет в почве влагу. По моим наблюдениям, если поверхностный слой почвы высох, то независимо от того, вспахана земля, не вспахана, скорость испарения влаги не меняется. Только обычная зеленая мульча помогает сохранять в почве влагу.

Покрывайте почву мульчей, потому что для сохранения жизни почве постоянно нужно питание. Лучше вносить влочву органическое вещество регулярно небольшими порциями, а не заделывать большое количество в начале сезона. Если сразу внести в почву большой объем органики, то сначала произойдет быстрый рост численности микробной популяции, а затем наступит коллапс.

Нет лучшего способа подкармливать почву с наименьшими затратами труда, чем постоянное мульчирование. Разбивая грядки в своем огороде, я не хотел оставлять голыми даже проходы между ними. Я углубил междурядья на 20 см, выбранную землю высыпал на грядки, а проходы засыпал древесными опилками. Со временем я заметил, что опилок в проходах становится все меньше: за четыре года их слой сократился примерно на 7,5 см. И тут меня охватило радостное чувство, что природа, используя опилки, сама создает плодородную почву из глинистого подпочвенного слоя.

Не закапывайте органику глубоко

Нет смысла заглублять органический материал в почву. В природе гумус содержится в верхних 15 см плодородного слоя. Так же следует поступать и огородникам, потому что именно в верхнем слое сконцентрирована жизнь почвы. Примерно 85% всех корней растений находятся в верхнем слое, а глубже 15 см корни распространяются, в основном, в поисках влаги. В подпочвенном слое из корней образуется некоторое количество органического материала, но процесс его превращения в гумус идет долго, потому что на глубине мало кислорода. Большая часть питательных веществ поступает в подпочвенный слой в результате вымывания их из верхнего слоя, либо под воздействием кислот.

Как только я начал сотрудничать с природой, почва в моем огороде стала быстро улучшаться. Я сразу обратил внимание на эти позитивные изменения: появилось множество земляных червей, почва стала темнее и комковатее. Но самым заметным признаком улучшения почвы было появление сорняков, в частности, родственника щавеля с длинными ланцетовидными листьями и совершенно неистребимыми желтыми корнями. Этот сорняк раздражает меня, но и придает уверенности в том, что труды мои не напрасны.

И последнее, что я хотел бы сказать относительно органического материала. Существует предельное количество органики, которую почва может эффективно переработать, и предел этот не определяется числом тележек навоза, внесенных в почву за сезон. На севере, где прохладное лето замедляет потерю гумуса, не сложно поддерживать количество органического вещества в почве на уровне 4%. А на юге, где летом жарко и влажно, гумус быстро сгорает, и приходится немало потрудиться, чтобы довести его содержание в почве до 2%.

Конечно, если у вас есть на то желание и силы, в почву можно внести намного больше органического материала и ради эксперимента перекрыть все естественные лимиты, но я не пытаюсь делать больше, чем могу. Главное, все-таки – это выращивать овощи.

Марк КЕЙН, «Organic Gardening».


Другие статьи номера в рубрике Земля-кормилица:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100