Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 14 (837) от 8 апреля 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Пространство в кризисе

Татьяна РОМАНЕНКО

31 марта в Общественной палате Российской Федерации состоялось мероприятие: Общественные слушания, проведенные Комиссией по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации.

Тема мероприятия – «Российские СМИ в условиях кризиса: реальна ли угроза разрушения информационного пространства страны?» Общественность была представлена руководителями творческих союзов, генеральными директорами агентств, главными редакторами крупных газет и телеканалов и радиопрограмм. Позвали и власть – председателей нескольких региональных комитетов по печати и взаимодействию со СМИ.

Информационное пространство выглядело современно. Из Санкт-Петербурга оно просматривалось в режиме on-line на двух больших экранах, установленных в одном из залов в представительстве Ямало-Ненецкого автономного округа в СПб. Верхний экран показывал московскую общественность во главе с председателем Комиссии П.Н. Гусевым, на нижнем экране попеременно возникали то круглые, то овальные столы с сидящими вокруг них представителями СМИ Тюмени, Салехарда и Екатеринбурга.

За весь Дальний Восток и конкретно за «Арсеньевские вести» отдувалась ваш корреспондент Романенко Т.Г., которой любезно предоставили место за Санкт-Петербургским овальным столом.

Любой участник слушаний мог пройти в соседнюю комнату и выпить чашечку кофе, закусив печеньем. Две бригады кинооператоров снимали событие для истории.

С первых слов участникам разъяснили, с чем связано данное мероприятие. Оказывается, Правительство РФ поручило всем структурам гражданского общества, в том числе и Общественной палате РФ, разработать антикризисные мероприятия.

У каждой «структуры» свой кризис. Анализ, произведенный Общественной палатой РФ, свидетельствует о «крайне негативных тенденциях»: сокращение подписки и количества выпусков газет, уход газет в Интернет, увольнение журналистов.

Что там Россия – в Европе беда! Европейская ассоциация журналистов просит Европарламент о помощи, пугая депутатов словами: «Если не поможете, сектор печати обречен, а с ним и демократия скончается». Наверное, Европарламент этим испугаешь, нас – нет!

Впрочем, по мнению многих редакторов, у нас пока не все так плохо, и слухи о скорой кончине отрасли сильно преувеличены. Ну, а если правительство предложит помощь, нужно брать – и бумагой, и дотациями. А как помощь будем делить? Нет, лучше пусть кризис заставит СМИ встать на рыночные рельсы!

В Тюмени проблема – сверхбогатые нефтяники-рекламодатели дают рекламу в московских крупных изданиях, а свои тюменские газеты оставляют нищенствовать. Предложение: ударим по монополии монополией. Создадим корпорацию и будем диктовать свои условия нефтяным и всяким другим магнатам, чтобы те никого не обделили своими деньгами.

Политолог Островский рассказал быль, как анекдот. В Вашинг-тон приехал порнобарон просить у правительства США денег: «В связи с кризисом сильно сократились доходы порноиндустрии».

Так все-таки, помогать газетам (и усиливать их зависимость) или заставлять вставать на рыночные рельсы и делать свободными?

Адвокат Павел Астахов, сидевший за московским круглым столом по правую руку от председателя комитета, был категоричен: «Нужно думать о том, как сберечь свободу слова, нужно, чтобы все СМИ были в равных конкурентных условиях. А то, чем более независима газета, тем больше желания с ней посудиться, буквально из-за любой мелочи». Кстати, как сообщил П. Астахов, при Общественной палате РФ скоро откроется центр по защите журналистов от судебного преследования.

А первый заместитель генерального директора ГТРК «Петербург» Игорь Игнатьев и вовсе отрицал прямую связь экономического и медийного кризисов. Все наоборот, сказал он. Кризис в средствах массовой информации начался задолго до экономического и связан он со стабильностью. Про стабильность это он, чтобы не сказать другое слово: «застой». А выход из кризиса (медийного), по его мнению, случится тогда, когда общественности настоятельно потребуется обсуждать новое в стране – новую политику, новую экономику, новую жизнь. А мы от себя добавим, что вот тут-то и потребуются свободные СМИ: – газеты, телевидение, радио, не прикормленные властью под предлогом надвигающейся экономической катастрофы.

Татьяна РОМАНЕНКО.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100