Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 9 (833) от 4 марта 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Китайцы рыли себе могилы

Виктор БУЛАВИНЦЕВ

В минувший четверг в УВД Приморского края грянул скандал: оперативно-следственные мероприятия проводились прямо в кабинетах заместителя начальника краевой милиции, начальника управления уголовного розыска и в т.н. «иностранном отделе» (ОРЧ-6).

Обыски в краевом УВД

Происшествий такого масштаба Приморье не припомнит со времен пресловутого дела «Вирус», когда под подозрение в провокации взятки мэру попали тогдашний начальник с его заместителем («оргвыводы», правда, тогда подзатянулись по времени). Но в этот раз все происходило стремительно: начальник отдела подполковник милиции Станислав Слободской был задержан (с перспективой взятия под стражу на период следствия), а его прямые начальники — главный сыщик Приморского края Константин Курочка и глава службы криминальной милиции полковник Александр Цыганок (зачастую исполняющий обязанности начальника УВД ПК) подверглись допросам и обыскам.

Официальных заявлений следственного комитета при прокуратуре Приморского края по данному поводу пока не последовало, равно как и каких-либо комментариев УВД. Однако? утечка информации все же случилась.

Эта информация сложилась в следующую картину: уголовное дело возбуждено не на краевом, а на более высоком уровне – следственным управлением следственного комитета Управления Генеральной прокуратуры РФ по ДФО. Оперативное сопровождение данного дела осуществляют сотрудники ФСБ по двум причинам: во-первых, из-за достаточно высокого служебного статуса подозреваемых лиц, а во-вторых, ввиду специфики уголовного дела, где затронуты интересы граждан КНР, т.е. иностранцев. Само дело и все мероприятия в связи с ним держались в секрете даже от смежных ведомств во избежание утечки.

Из неофициальных источников стало известно, что приморских милиционеров подозревают в совершении вымогательства, сопряженного с насилием. Основанием к возбуждению дела послужила информация, что сотрудники «иностранного отдела» якобы «кошмарили» предпринимателей из КНР, вплоть до того, что вывозили их за город, в район старой городской свалки, били, угрожали убийством, заставляли рыть себе могилы, требуя от них не одноразовых выплат денежных средств, а регулярной «дани» с бизнесменов.

Сбой в системе «крышевания»

Поскольку система «крышевания» и «кошмарения» предпринимателей представителями силовых структур в России изобилует вскрытыми и пресеченными примерами, то система эта ни для кого не является секретом, а потому легко можно допустить, что оперативники из различных служб и подразделений вполне могли «делить сферы влияния» на богатой и изобильной почве «взаимодействия» с иностранными бизнесменами.

В Приморском крае иностранный бизнес представлен не только гражданами Китая (хотя они в большинстве), но также жителями Средней Азии и Закавказья, главным образом Азербайджана и Таджикистана, также имеющими в крае обширные деловые связи и не менее широкое поле деятельности в предпринимательской сфере: от оптово-розничной торговли и поставок товаров (законных и не очень, вроде нелегального спиртного или наркотиков) до завоза в Приморье своих земляков для развития их бизнеса или использования их же как почти рабскую рабочую силу (примеры в крае имелись, начиная от строительства и заканчивая притонами для занятий проституцией).

Китайские же предприниматели живут более обособленно и стараются реже попадать в поле зрения представителей силовых структур. Но при этом они же представляют больший интерес для потенциальных «крышевателей», даже несмотря на ранее принятые правительством меры по ограничению присутствия иностранцев на рынке розничной торговли, «помогаечной» внешнеэкономической деятельности и т.п.

Можно со значительной долей уверенности предположить, что все эти виды как легального, так и нелегального бизнеса в Приморье имели место и в какой-то степени контролировались сотрудниками силовых структур. Что могло создать предпосылки как для «конфликта интересов», так и для столь значительных злоупотреблений, что на них стало невозможно «закрывать глаза». (Так, по некоторым сведениям, следствие располагало оперативной информацией, что старшие офицеры нашей милиции якобы владели долями собственности предприятий в КНР, а также недвижимостью там.)

Под вас «копают»

Помимо прочего, имеются также косвенные сведения о подозрении ряда сотрудников в разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Источники считают, что речь может идти о доведении до сведения китайских предпринимателей информации о проводившихся в отношении них оперативных мероприятиях (такая информация часто засекречена). Это могло делаться в качестве «дополнительной услуги» со стороны «крыши» или шантажа: «под вас «копают» такие-то службы или лица, проводят такие-то мероприятия, но мы можем закрыть этот вопрос на определенных условиях». Блюстители секретности во всех соответствующих службах всегда расценивали подобные контакты как «внеслужебные», заведомо подозрительные и относились к лицам, допускающим такого рода контакты, с особым пристрастием.

В таком свете можно предположить, что проведенные в УВД ПК оперативно-следственные мероприятия могут быть чреваты глобальными «оргвыводами» для всего руководящего состава приморской милиции. Для Приморья не новы межведомственные трения «силовиков», но на этот раз речь, вероятно, идет о куда более глубоком процессе – возможно, показательном в свете провозглашенной борьбы с коррупцией. Каковы будут последствия у этого процесса и совпадут ли они с ожиданиями общества, пока вопрос.

Виктор БУЛАВИНЦЕВ, «Дальневосточные ведомости».


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100