Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 52 (823) от 24 декабря 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

«Прихватизация» детского счастья

Юрий Васильевич Бродский

Более сорока лет прошло, когда я молодым, полным сил, энергии, различных творческих задумок, пришел учительствовать в Дальнереченскую среднюю школу № 1.

В круг моих обязанностей входила и организация работы на пришкольном учебном опытном участке. Это была своего рода «зеленая лаборатория», в которой ученики с удовольствием проводили опыты и наблюдения за развитием природы.

Это имело особенное значение в решении учебных воспитательных задач, предусмотренных программой по биологии и экологии.

Пришкольный участок был самым большим в городе, и наши дети ежегодно занимали первые места не только в городских, но и в краевых соревнованиях.

В «зеленой лаборатории» были организованы специализированные отделы по выращиванию овощных культур, полевых (под сидерат), плодовых, ягодных, декоративных растений, коллекционных, дендрологических.

Всегда болела голова: куда деть щедрый урожай? Одной смородины собирали по сорок ведер в день! А какая клубника была! Одно загляденье - крупная, сладкая, сочная! При одном ее виде слюнки текли. Собирали по двадцать ведер в день!

Все это богатство, выращенное детьми, продавали жителям города по очень низким ценам. Ведро смородины, например, стоило три рубля. Кроме того, дары природы шли на стол ученикам, отдыхающим в летнем школьном лагере. Дети даже не успевали поедать всю ягоду. Жизнь была как в сказке, однако остались одни воспоминания.

В семидесятые годы решением городского исполкома добрую половину участка отдали под застройку. Там остался двухквартирный дом. Помещение стали использовать под классы (игровой и учебный). Позднее обе квартиры были отданы под жилье нужным людям. Они не утруждали себя работой на земле. Все выращенное детьми жильцы стали использовать в личных интересах и в личный желудок.

Некогда образцовый пришкольный участок начал хиреть. Жильцы дома забор, сараи, туалет снесли и использовали для растопки печей, а инвентарь разграбили.

Администрация школы вела себя так, словно пришкольного участка не было. Руководство не интересовало и состояние жилого дома. Директор школы №1, депутат Жарченко Валентина Николаевна, видать, вообще забыла о его существовании и бездействовала.

Как жаль, что у власти школы стоит, считаю, равнодушный директор. Меня, ветерана труда, учителя высшей категории, волнует безразличие директора. Особенно непростительна пассивность сейчас, когда в стране все более ощущается финансово-экономический кризис. Ведь многие родители не могут полноценно накормить своих детей.

Как, кстати, пришлось бы школьное подворье, все легче было бы и ученикам, и их родителям! Мой многолетний опыт работы в школе доказывает: если при школе имеется ухоженный земельный участок, то никакой кризис не страшен. Но земля требует о себе хозяйской заботы. Белоручек она не приемлет. Наш городок провинциальный, у многих скудные заработки, тут без подсобного хозяйства никак не выживешь!

Помню, раньше мы ежегодно на пришкольном участке накапывали от 1,5 до 2,5 тонн картофеля, который бесплатно шел на стол учащимся.

Сегодня меня зачастую спрашивают бывшие ученики, ставшие папами и мамами: что случилось с пришкольным участком, куда девалось все былое, лучшее? Где сейчас учат детей агротехнике выращивания плодовых, овощных культур, ухода за ними? Где школьникам поесть дешевые пирожки с бесплатной картошкой?

Что я им отвечу? Мои ученики стали взрослыми, и многие, как и я, сами испытывают нужду. Но раньше они хоть продукты ели экологически чистые, дешевые или бесплатные, причем выращенные своими руками. Сейчас остается лишь «разводить руками»…

Последний пришкольный участок в городе был разорен, погублен, как разорен сам город, где безнаказанно все народное продано за копейки. Станцию юннатов тоже закрыли и продали с позволения народных депутатов!

Какой там был роскошный сад! Остались одни воспоминания. Даже кроликов, нутрий, гусей, кур бройлерных выращивали. Были и попугайчики, ондатры, обезьянка Чопа! Детишки из детских садиков ходили знакомиться с живым уголком и его обитателями, с роскошными цветниками и теплицей. Первые огурчики в городе шли на стол ребятишек детского дома и детских садиков.

На станцию юннатов каждую субботу и воскресенье дети со всего города приходили на экскурсию. Это были самые настоящие праздничные дни для них. Еще бы! Каждый мечтал своими глазами посмотреть на живую обезьянку Чопу, приласкать, погладить заморскую гостью, подразнить смешливых попугаев и т.д.

Одним словом, на станции юннатов дети сливались с природой, глубже познавали окружающий ласковый, добрый мир. Да, это именно так. Человек по своей природе не жесток. Тем более, попав в сказочный мир станции юннатов, лучшие человеческие черты раскрывались в детских сердцах еще ярче. Это так важно в воспитании детей!

Такие встречи на станции юннатов традиционно заканчивались чаепитием с горячими булочками и пирогами. Почти четыреста школьников ходили заниматься в различные кружки. А их было около двадцати... На все хватало и средств, и времени.

Сейчас же с каким вопросом к главе администрации города Л.Г. Шамардиной не обратишься, ответ один: «В бюджете нет денег».

Власть не волнует, что дети, общаясь, наглядно изучая «природу на природе», гармоничнее будут развиваться, становиться более добрыми, трудолюбивыми, выносливыми и здоровыми.

Раньше никто не говорил с высоких трибун громких фраз о национальных проектах. Мы просто жили, работали, созидали и преумножали народное добро, которое, в конечном итоге, стало достоянием, «новых хозяев», умело нас обворовавших.

Даже детский городской парк разорили! Где, как и на станции юннатов, почти все было. Даже бронетехника! И медвежонок жил! Детский парк, ни один миллион рублей стоящий, власть продала своим нужным людям, как и музей, за смехотворную, преступную цену - 201 тысячу рублей.

Только одно его металлическое ограждение с величественными добротными колоннами стоит не менее полутора миллионов!

Презрение к власти вызывает варварская распродажа детского парка! Рабочие по инициативе настоящего хозяина, МЭРА города Михаила Николаевича Личенко, безвременно ушедшего в мир иной, строили детский парк, чтобы он был доступен для каждого ребенка, без унизительного, чиновниками придуманного слова - «категория».

Все шито-крыто в провинциальном городке. Нет сейчас у нас ни «государева ока», ни ОБЭПов разных, ни депутатов, ни администрации города, ни судов и т. п.

Все вымерло, все перешло в частные руки богатым дядям и тетям, у которых одно на уме: где бы больше денег урвать. Им не до всестороннего гармоничного, духовного воспитания чужих детей.

Сейчас, когда оказали без всего лучшего, что было создано руками рабочих и принадлежало нашим детям, подростки ударяются в пассивное состояние, рано начинают курить, пить пиво, более того, водку. А что еще можно ожидать в разоренном городе?

Создается впечатление, что городом правит неуловимый злой Дух, который откровенно, открыто преждевременно ожесточает наших детей, заводит в тупик безысходности. И такое будет, считаю, продолжаться до тех пор, пока вновь все лучшее не будет принадлежать детям.

Мой огромный опыт работы с детьми - неоспоримое доказательство моего вывода.

«Прихватизация» до добра не довела. В особенности страдает от нее опять же молодое поколение. Дети, родители которых не «наприхватизировались», со школьной скамьи чувствуют себя униженно, особенно те, которых чиновники отнесли к категории малообеспеченных пап и мам.

Дети в тайне от всех переживают это. В последующем они ожесточаются на весь мир. Ребята и девчата теряют уверенность в собственных возможностях, у них, как правило, заниженная самооценка, и им тяжелее адаптироваться в мире. Они просто, в конечном итоге, становятся никому ненужными.

Вот до чего общество довела проведенная преступно «прихватизация» не только взрослого, но и детского имущества. Порой обидно, до слез жалко, что некогда народное добро ушло в частные руки. И если раньше все ребятишки, независимо от должностного, материального положения их пап и мам, могли свободно посещать детский парк, добротную, просторную художественную, музыкальную школу, кататься на каруселях и т. д., то сейчас большая часть из них во многом обделены из-за чиновничьей алчности, стяжательства и откровенного воровства.

О каком счастливом будущем детей честных родителей можно говорить?

Об этом, как о беде, надо денно и нощно звонить во все колокола.

Юрий Васильевич Бродский, учитель с 40-летним стажем. г. Дальнереченск.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100