Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 7 (778) от 13 февраля 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Администрация Владивостока боится! Чего?

Марина ЗАВАДСКАЯ

Оформление придомовой территории в общую собственность жильцов – собственников квартир многоквартирного дома - вопрос для Владивостока более чем актуальный: закон требует, чтобы местная администрация провела межевание земель, сформировала участки – и оформила их к 1 марта 2008 года.

Срок был вполне достаточный: это полагалось делать с 1 марта 2005 года – то есть в течение трех лет. Каково же положение дел сейчас?

По этому поводу в конце января в газете «Владивосток» было опубликовано интервью c чиновницей горадминистрации Галиной Лысовой. Интервью настолько забавное, что мы не могли удержаться от смеха, читая его. А чтобы посмеяться могли и наши читатели, мы попросили прокомментировать это интервью Елену Лазаренко, занимающуюся последнее время именно проблемами оформления придомовых территорий жильцами домов.

«В»: - По информации заведующей отделом землепользования юридических лиц управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры Галины Лысовой, уже сформировано более сотни земельных участков многоэтажек, и специально изданным распоряжением администрации Владивостока утверждены их границы.

Комментарий Е. Лазаренко: - Только одному дому (Семеновская, 34) дали клочок земли. Остальным же отписали землю под подошвой дома и два метра по периметру.

Вообще собственники квартир многоквартирного дома, как только получают право собственности на квартиру, с этого момента у них есть часть в общем имуществе многоквартирного дома, и земельный участок – одна из составных частей общего имущества. Размеры земельного участка регламентированы СНиПами. Это градостроительные регламенты и нормы.

На данный момент это единственный градостроительный регламент, на основании которого собственники могут заявить права на земельный участок. Этот СНиП называется 2.07-89, Приложение 7 – там прописаны четко все позиции, по которым положен участок: для выгула собак, для выгула кошечек, для выгула детей, для парковки автомобилей, для белья, для зеленых насаждений. И на каждого жителя полагается какое-то определенное количество десятых долей метра или метров. Для машины – два метра. Для собачек, насколько я помню, полметра на каждую собачку. Берется среднестатистическое количество жителей и животных и высчитывается. К примеру, на одну 12-этажную свечку вместе с подошвой дома - полгектара.

Г. Лысова: - Поскольку на один и тот же земельный участок не может быть оформлено два права (аренды и собственности), то дальнейшее развитие событий возможно двумя путями. Нынешние собственники нежилого помещения пишут заявление и расторгают договор аренды. В результате они вместе с собственниками квартир смогут участвовать в процессе оформления земли в общедолевую собственность. Если же договор аренды не будет расторгнут на основе добровольного отказа, то вопрос придется решать через суд.

Комментарий Е. Лазаренко: - Житель, получив квартиру в собственность – приватизировал, купил, получил по наследству, - сразу получает право де-юре на земельный участок. Поэтому наличие всякого рода договоров аренды на этот участок, который они вдруг решили сформировать и оформить на себя, не создает никаких проблем.

Потому что аренда – это право пользования землей. А право собственности – это право распоряжения. Право распоряжения никак не противоречит праву пользования. Как только собственники оформляют участок, УМИГА обязано передать этот участок тем собственникам, которые заявились.

Порядок таков. Собирается собрание жителей дома, выбирается представитель, все это оформляется протоколом – и после этого заявляются в архитектуру, в УМИГА на формирование земельного участка – и в течение месяца УМИГА обязано его оформить.

Беспочвенны сомнения Галины Лысовой. Как только жители оформили право собственности на участок, права арендодателя переходит на них от УМИГА. Если их устраивает арендаторы, они могут продолжать сдавать участок в аренду, а эти деньги, например, могут вкладывать в улучшение окружающей среды, в ремонты, даже если раздадут по рублю – и то хорошо.

«В»: - При определении границ придомовой территории затрагиваются интересы соседних домов. На этой почве тоже могут возникнуть конфликты?

Г. Лысова: - Еще какие! Боимся, как бы не разгорелись настоящие междоусобные войны.

Комментарий Е. Лазаренко: - А вот это вообще перл – боимся, как бы не разгорелись. Они обязаны были с марта 2005 года провести межевание границ между домами, для того чтобы не было обиженных и угнетенных. Следовательно, берется топосъемка всего города, проводится конкретное межевание по каждому дому. Только после этого раздаются участки.

А у нас что делается? Более 300 уже подписанных распоряжений, из них одно только по придомовой территории - проект границ и постановление. А все остальное что? Я думаю, что точечные застройки. И только благодаря тому, что жители начали бороться против точечной застройки, поняв, наконец, свои права, они стали немножко приостанавливаться.

А сейчас для тех, кто выбрал форму управления ТСЖ, решено отложить на два года выплату земельного налога. Совершенно спокойно сдавайте в аренду – налог-то не платите! Улучшайте условия своего существования, заставляйте тех, кто у вас арендует, засаживать территорию деревьями, чтобы ваши легкие были чистыми. Ну и так далее.

А если у нас там парковочная зона, сделанная для нас, жителей? Я могу сказать: я заплатила налог и имею право ставить там машину не за 150 рублей, как все ставят, а за 50. А кто приходит со стороны и хочет поставить на нашу парковочную зону – пусть ставит за 150 рублей.

Г. Лысова: - В застроенной части города очень мало свободной земли. В большинстве своем детская площадка и та одна на несколько домов. Так зачем этот участок оформлять в собственность одному дому, если ею пользуются все вместе? Чтобы платить потом большой земельный налог?

Комментарий Е. Лазаренко: - Ну вот. Вместо того, чтобы заниматься межеванием, мы начинаем пугать жителей, что если вы сейчас будете заявляться на землю у дома, вы будете платить бешеные налоги. О каком большом земельном налоге идет речь? 1-комнатная квартира в год по существующим нормам платит около 120 рублей, 2-комнатная – около 300, а 3-комнатная – 500. В год! Это земельный налог. Такой налог можно заплатить, но зато спокойно распоряжаться этой землей. Иметь право распоряжаться.

Так вот, чем хорошо оформить землю. Сразу появляется возможность поучаствовать в федеральной поддержке по капитальному ремонту конкретного многоквартирного дома. Потому что если дом выбрал форму управления общим имуществом – а земля, повторю, это общее имущество, - то получается, что состав общего имущества определен. А у администрации города только одна обязанность: оформить! А у федеральной власти обязанность – проконтролировать сроки передачи. Сроки, повторяю, один месяц. У нас это делается больше года. Те же толстовцы – с октября 2006 года. Полтора года.

Г. Лысова: - Зачем оформлять в собственность участок, по которому проходит перед домом дорога? Даже будучи собственниками, вы должны будете предоставлять по ней беспрепятственный проезд смежным землепользователям, никаких шлагбаумов установить вам не позволят. А ко всему самим придется ее содержать.

«В»: - В таком случае муниципалитет снимает с себя ответственность за состояние дороги?

Г. Лысова: - А как же? Собственниками дороги становитесь уже вы сами. И надо отдавать себе отчет, что у собственников возникают не только права, но и обязанности. Прежде, чем захватывать огромную территорию, нужно подумать, а хватит ли у вас средств, чтобы содержать ее в надлежащем состоянии, оплачивать работу дворников.

Комментарий Е. Лазаренко: - Что касается дорог, то это вообще…

Дамочка пытается всех испугать: не берите землю, а то все дороги, которые проходят по вашей земле, вы будете содержать. Она б еще сказала, сколько тонна асфальта стоит. Дороги – это общественный сервитут. Как положено администрации ухаживать за дорогами и следить за ними, так они и будут это делать. В силу того, что это не принадлежит никому. Хоть там в округе 10 домов будет стоять, хоть маленький частный домик.

Это значит, что я не имею права перекрывать дорогу, строить что-то на ней, распоряжаться. Эта дорога – общественного назначения. А мы – наш дворник – будем ухаживать за ней.

А вообще бремя ухаживания за сервитутами несет администрация города – у нее целое дорожное хозяйство по этому поводу. И чистка дорог должна производиться администрацией. Я так поняла, что у Галины Лысовой в сознании понятие сервитута вообще не существует, ее не учили этому никогда.

У нас единственный Примавтодор пытается купить дороги, платные дороги строить, и то ему не дают этой возможности. В нашем городе и крае платных дорог, по-моему, нет нигде еще. Купить дорогу – из области фантастики.

Я так поняла, что это в целях испугать.

«В»: - А почему бы не взять в собственность перспективный участок земли, который может принести дому доход?

Г. Лысова: - Сами собственники построиться тут все равно не смогут.

Комментарий Е. Лазаренко: - Вопрос один – ответ другой. Почему не смогут построиться? Они привлекут инвестиции. И товарищ на инвестиционных началах, на условиях долгосрочной аренды вложится и отобьет свои деньги за пять лет, а жители будут получать доход. А когда придет время реконструкции жилья, этот земельный участок будет как дополнительная зона, где можно будет построить новый дом, а этот снести.

«В»: - Но зато без их ведома уже не втиснут прямо под окнами еще один дом.

Г. Лысова: - Будет строиться что-то рядом или нет – это зависит от генплана города.

«В»: - И ничего не решит даже тот факт, что это придомовая территория, уже официально оформленная в собственность?

Г. Лысова: - Ответить на этот вопрос в общем невозможно, все зависит от конкретной ситуации.

Комментарий Е. Лазаренко: - Ну вообще, впечатление полного непрофессионализма. Да если есть право собственности – распорядиться могут только собственники. И только они могут распорядиться – построить там магазин, закрыть магазин, реконструировать дом, привлечь инвестиции…

«В»: - Как бы то ни было, процесс формирования придомовой территории многоквартирных домов в городе идет. Границы многих земельных участков уже определены.

Комментарий Е. Лазаренко: - Да, границы участков под точечную застройку определены безусловно.

Комментарий корреспондента “АВ”

Итак, что можно сказать в заключение об этом интервью? Что администрация города Владивостока боится.

Не междоусобных войн, конечно – если бы администрация их боялась, она давно бы уже провела межевание – и задавила возможность войн в зародыше. Боится она другого: что жители оформят-таки землю в собственность. Потому чиновница и пытается нас запугать под видом доброжелателя (Не звони никуда, Римский, хуже будет! – М. Булгаков).

Не берите землю, будете бешеные налоги платить! Не берите землю, будете дороги содержать! Не берите землю, пусть ею и другие пользуются! Не берите землю, все равно от точечной застройки не спасетесь! Мы вас всех генпланом!..

Причем смехотворность этих страшилок, их несоответствие закону очевидна не только специалистам, но и любому грамотному человеку, отчего чиновница, пугающая народ, выглядит весьма сомнительно: либо она действительно полностью некомпетентна в «разъясняемом» ею вопросе, либо компетентна, но пытается ввести в заблуждение горожан. Второй вариант имеет название в Уголовном Кодексе, но не будем забегать вперед правоохранительных органов…

Почему же администрация так боится, что граждане в массовом порядке начнут оформлять землю у дома в собственность, почему так сопротивляются этому? Потому что администрация считает всё, что лежит, стоит и движется в пределах городских границ собственностью своей. Причем приносящей стабильный доход.

Кто сдает подвалы многоквартирных домов в аренду? Администрация! Кто получает арендные платежи? Администрация! Кто продает те же подвалы под видом ненужного муниципального имущества? Администрация! Кто получает деньги от этих продаж? Администрация!

Коридоры в администрации длинные, по дороге много чего прилипает к разным рукам, но это ведь внутреннее дело администрации, не так ли? Это же наше муниципальное имущество, и мы, как муниципалитет, хотим – сдадим, хотим - продадим, хотим – укра… то есть не украдем, конечно, это ж все равно наше… просто попользуемся…

Не только чиновники, но и некоторые бизнесмены административным пирогом тоже пользуются, а некоторых бизнесменов, увы, используют как пирог…

Но вот что касается обычных горожан, «населения», то оно никогда администрацией (шире – властью) не рассматривалось как субъект. Только как объект – источник доходов всегда, электоральной поддержки при необходимости. Что-то вроде овец в загоне.

Разумеется, этому «объекту» надо время от времени демонстрировать заботу. Например, обустроить перед домом детскую площадку, «зарыв» в землю пять тысяч рублей, а написав – пятьдесят тысяч. Куда делся излишек в 45 тысяч? Да кто ж вам скажет! Или отдать в аренду предприимчивому лицу площадку возле дома (или домов), позволить ему устроить там парковку, получать с него налоги (и не Тольки), а жильцы пусть ставят свои машины на парковку за свои деньги и радуются.

Загоны для содержания овец не могут принадлежать овцам.

Как вдруг…

Закон! Придомовые территории! Мгогоквартирных домов! В общую собственность жильцов! Собственников квартир!

НИ! ЗА! ЧТО!

Чего только не придумывает администрация (и шире – власти), чтобы не отдать не принадлежащую ей землю законным собственникам! На последнем суде между администрацией Владивостока и толстовцами представительница администрации выдала очередную гениальную идею: оказывается, одним из «третьих лиц», имеющих право на землю толстовцев, является «Программа развития детских площадок». То есть документов никаких у «Программы» нет (это же программа, а не юридическое лицо!), зато прав – обоз и маленькая тележка.

Потому что иначе – что ж получается? Оформят жильцы детскую площадку в собственность – и туда уже не втулишь никакую стройку (Ах! Какие откаты пропадают!). Оформят жильцы в собственность парковку – и мало того, что доходы от аренды уйдут от администрации навсегда, так эти доходы будут получать жильцы!

Это что же – своими собственными руками… своими собственными… уменьшить собственное благополучие? Ради каких-то… каких-то…

Нет, нет, нет!

К счастью для администрации, овец у нас много. К несчастью для администрации, их не так много, как она надеется.

Но в любом случае на этом рубеже администрация будет отстреливаться до конца.

Марина ЗАВАДСКАЯ.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100