Арсеньевские вести - газета Приморского края

Вьетнам - страна гармонии. Путевые заметки

Сергей СЛАВГОРОДСКИЙ

I. САЙГОНСКИЙ БЛОКНОТ
За всю жизнь у меня были небольшие перемещения в пространстве - в детстве летал с отцом к родственникам в Ростов, в юности как-то взял и махнул на Московский кинофестиваль (тогда это было проще), затем случались двухнедельные служебные командировки в Питер и снова в первопрестольную.

Но за границей, даже в ближнем Китае, ни разу побывать не удалось, - лишь дежурные мечтания оказаться когда-нибудь в Австралии, в Андалузии или в Акапулько.

Пробуя на вкус экзотические названия этих далеких провинций, я понимал, что мои грезы в силу многих обстоятельств уже несбыточны. Но судьба дарит иногда приятные неожиданности. В течение года мы с друзьями строили «наполеоновские» планы похода в Крым. Но вместо этого в начале октября отправились во ВЬЕТНАМ, - вдогонку за убежавшим летом.

В Ханое мы должны были только переночевать, а на следующий день – лететь в Сайгон. От аэропорта, где нас встретил гид-переводчик, и до отеля «Санвэй» добирались минут сорок. За это время из окна просторной машины жадно пытался разглядеть пролетающую мимо чужую жизнь.

Первое, что бросилось в глаза – непривычная архитектура: 2-3-этажные домики плотно громоздились узкими торцами к автостраде, красуясь изящными окнами, балконами и верандами, а своими боковыми стенами без окон уходили в глубину дворов. Как правило, на первых этажах – разнообразные лавочки и маленькие, на 3-4 столика, закусочные и кафе, выше – жилые комнаты. Все компактно и никаких излишеств.

Второе, что сразу поразило – огромное количество мотоциклов и велосипедов при почти полном отсутствии других автотранспортных средств. Мотоциклисты, словно саранча, двигались сплошным потоком, весело переговариваясь между собой, причем ехали целыми семьями и компаниями, - по двое, по трое и даже вчетвером на одном железном коне. Все это бестолковое, на первый взгляд, «броуновское» движение подчинялось какому-то высшему порядку и вполне обходилось без помощи местных гаишников, которым ничего не оставалось, как только позевывать в своих стеклянных будках. Наш гид подтвердил, что дорожные аварии у них – действительно, редкость.

Ханой, вообще, город патриархальный и уравновешенный в силу своей житейской мудрости. Ведь через два года вьетнамской столице исполнится ни много-ни мало - 1000 лет. Все дороги здесь ведут в исторический центр, где находится Озеро возвращенного меча – любимое место отдыха горожан. На островке посреди озера, отражаясь в зеленой воде, стоит Башня Черепахи. По берегам разбросаны древние пагоды и храмы.

А недалеко от озера – главная площадь Бадинь, на которой происходят все городские торжества, шествия и демонстрации. Потому никаких цветочных клумб - одни зеленые газоны и аккуратные дорожки. Эту суровую строгость венчает находящийся тут же Мавзолей Хо Ши Мина. Мне как безыдейному коммунисту хотелось, конечно, почтить память духовного лидера нации, но время было уже позднее, - и дядюшка Хо «закончил прием посетителей»…

Знающие люди говорят, что самые интересные достопримечательности находятся в окрестностях Ханоя. Но у нас уже не было времени на этот экскурс: на следующее утро нас ждал перелет из Северного Вьетнама в Южный, - в экономическую столицу страны Сайгон. В отличие от Ханоя этот город более европеизированный - здесь больше высотных зданий и более современный ландшафт с обилием цветовых композиций и авангардистских парковых скульптур.

Вечером мы с другом, проводив его спутницу спать, решили немного прогуляться по ближайшим окрестностям, дабы посмотреть, как живет простой сайгонский люд.

После работы простой сайгонский люд располагался тесными компаниями за уличными столиками многочисленных лавочек и кафешек, попивая пиво и ведя непринужденные разговоры. Пройдя несколько кварталов, мы заглянули в одну из них, чтобы продегустировать местные напитки. Нам дали пару маленьких бутылок рисовой водки «Ханой» крепостью в 29,5 градусов. Сидящая рядом за уличным столиком веселая компания молодых парней тут же расчистила нам места, принесла стулья и дружно стала с нами знакомиться. Уже минут через пятнадцать, невзирая на существенный языковой барьер, мы вовсю братались с новыми знакомыми. С помощью оживленных жестов, мимики и дружеских похлопываний по плечу удалось понять, что американцев они любят за деньги, а нас, русских, просто так – от чистого сердца.

Еще через час, с трудом распрощавшись с этой компанией, мы тут же угодили в другую, - возлежащую на раскладушках и внимающую аккордам длинноволосого гитариста. Нам сразу выдали по баночке местного пива и сыграли что-то трогательно-заунывное про любовь. Вконец осмелев, я предложил спеть любимую песню из репертуара Аллы Борисовны. К моему несказанному удивлению, гитарист хорошо меня понял и тут же вполне профессионально выдал на своем языке пугачевское «До свиданья лето, до свидания».

Утром нас ждал разнос. Чтобы впредь мы не шлялись по ночным сайгонским улицам, решено было отправиться на экскурсию в дальнюю провинцию, практически в джунгли. Ехали часа три, тихо умиляясь тому, что вдоль дороги вместо наших пыльных лопухов и одуванчиков запросто цветут лотосы и орхидеи, а в зарослях гнутся под тяжестью кокосов и бананов разлапистые пальмы. Для начала посетили змеиную ферму, - «гадюшник» оказался еще тот. Кроме несчетного числа всяких рептилий и пресмыкающихся, гроздьями висящих на ветвях или неторопливо пожирающих в своих вольерах безропотных гусаков, понаблюдали за парой собачьих медведей, диким котом, павлинами, ленивцем, выдрами, дикобразами и королевскими черепахами. В одной из клеток я галантно преподнес длиннорукой рыжей обезьяне цветок орхидеи, который она, не особо задумываясь, тут же сунула себе в рот.

Далее пересели на джонку и поплыли по коричневым водам Меконга на остров Черепахи, где раскинулся фруктовый сад. Пока пробовали разнообразные экзотические плоды, музыканты и певцы исполнили для нас несколько народных песен. Отведав в прибрежном ресторанчике фирменное блюдо из запеченной рыбы под названием «ухо слона», мы вернулись в Сайгон.

Оставался еще один день пребывания в полюбившемся нам городе, и мы постарались провести его насыщенно. Днем посетили величественный Собор Сайгонской Богоматери, построенный еще в 19-м веке. Говорят, статуя Девы Марии, стоящая перед его входом, иногда плачет, и тогда вокруг нее собираются тысячи вьетнамских католиков (хотя большинство верующих в этой стране – буддисты). Увы, глядя на нас, Пресвятая Дева не проронила ни слезинки.

Тогда мы отправились в Музей военной истории, где сполна насмотрелись на зверства американских пехотинцев, запечатленные бесстрастными объективами любительских фотоаппаратов. В назидание потомкам приобрел в сувенирной лавке набор соответствующих открыток. Вечером отправились в театр кукол на воде. Наблюдая за представлением в течение часа, так и не смогли понять, как манипулируют куклами из-под воды.

На следующий день мы уже летели в курортный город Нячанг - к новым впечатлениям.

II. ПОД ПАЛЬМАМИ НЯЧАНГА

Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось во Вьетнаме, я неизменно отвечаю: «Доброжелательность и благодушие нации». Они словно разлиты в атмосфере этой страны, пережившей при этом за свою историю нескончаемую череду кровопролитных войн с захватчиками. Но - никакой озлобленности и агрессии к чужакам. Все вокруг улыбаются, никто не повышает голоса и не срывается на раздраженный крик. Пьяных на улицах не видно, криминала никакого не наблюдается. Собаки не лают, пчелы не кусаются, комаров и мух практически нет. Даже вместо привычных для нас тараканов здесь бегают по стенам и потолкам крохотные и юркие ящерицы.

Вобщем, как говаривал гоголевский персонаж, «майский день, именины сердца». И в этом благолепии нам предстояло прожить целую неделю, перелетев из Сайгона в курортный город Нячанг…

Камрань – воздушные ворота Нячанга. До столицы отдыха – полчаса езды сквозь барханы девственно белого песка. Город Нячанг, который признан одним из 30 красивейших уголков планеты, является административным центром провинции Кханьхоа. И не случайно название это образовано от вьетнамского слова «гармония». Мы эту гармонию обрели сразу и надолго. Главная улица Нячанга – бульвар Чанфу, представляющий собой длинную и прямую набережную, где с одной стороны - вереница первоклассных отелей и ресторанов, с другой – пальмы, скверы, песчаные пляжи и изумрудное море. Можно бесконечно прогуливаться вдоль по ней, никуда не сворачивая, - и всегда найдешь себе удовольствие по душе.

Нас поселили в 4-звездочной гостинице «Yasaka», одной из лучших на побережье. На верхней крыше (12-й этаж) – ресторан под открытым небом, где открывается прекрасная панорама сияющего огнями ночного города. На нижней крыше (3-й этаж) – бар и голубой бассейн, окруженный шезлонгами и пальмами. В каждом номере из окна - чудесный вид и на город, и на море одновременно.

Несмотря на предупреждения спутников не купаться по ночам нагишом, - дабы не оконфузиться и не попасть в полицию, - я в первый же вечер нарушил этот запрет. Благо, пляж был через дорогу от гостиницы. Ожидаемого скандала не случилось. Полицейский лишь деликатно охранял мои вещи, пока я бултыхался в теплых волнах. Кстати, сами вьетнамцы в море практически не купаются – ни днем, ни ночью. То ли оно им надоело, то ли для них это зима. Октябрь-декабрь во Вьетнаме – действительно, самый влажный и холодный сезон. Температура днем – «всего» 27-29 градусов. Но то, что для них – зима, для русских – само то. Так что желанное лето мы все-таки догнали.

Дегустация национальных блюд при незнании иностранных наречий – все равно, что игра в рулетку. К счастью, в Нячанге добрые люди дали нам адресок «Русского трактира». Его хозяевами оказались супруги Наталья и Евгений из Владивостока. Нас они встретили радушно, тут же угостили «грибным» квасом и кефиром собственного изготовления. Отведав окрошки, пельменей и домашнего сальца под русскую водочку, я в сопровождении Натальи осмотрел их новые хоромы. Витая лестница, просторные комнаты, огромный балкон-веранда, украшенный цветущими деревьями, минимализм внутреннего убранства – все это внушало ощущение комфорта.

Еще в первый вечер мы разглядели из окна гостиничного номера огромную, словно парящую над городом, статую Будды. Поэтому на следующий день отправились к ней. У подножия горы находится одна из самых красивых городских пагод – Пагода Лонгшон. Это целый комплекс зданий с ажурными крышами, алтарями и колоколами. Как только мы миновали вход, к нам тут же в качестве гида навязался бойкий и говорливый старичок. Он охотно пояснил, что к 24-метровой статуе Будды ведут 156 ступенек, - и мы начали восхождение. Сверху открывалась просторная панорама города. Чуть ниже, позади статуи, тянулись длинные ряды колумбария. Разглядывая таблички с портретами умерших, мы выяснили, что первые захоронения датируются здесь еще 19-м веком.

Через пару дней, освоившись на новом месте, я пешком и в одиночку совершил трехкилометровое паломничество в другую, еще более древнюю пагоду Понагар, построенную аж в 8-м веке и частично восстановленную после затяжной череды войн. Здесь по-прежнему дымятся ароматные палочки, приносятся дары божествам, происходят моления и медитации. Здесь на тебя нисходит умиротворение и хочется думать о вечном. И здесь тоже открывается великолепный вид на город и на длинный мост через реку Квай.

Самую желанную поездку - в соседний город Далат, - мы припасли напоследок. Свежий горный воздух, насыщенный ароматом хвойных деревьев и божественных орхидей, сделали Далат излюбленным местом отдыха колониальной элиты еще в 19-м веке. Город расположен на высоте почти 2000 метров над уровнем моря, и ведет к нему вьющаяся серпантином горная дорога. Три часа езды по шоссе, где с одной стороны ущелья и пропасти, а с другой стороны скалы и водопады, - это хороший экстрим для впечатлительных душ. Особенно если учесть, что обратно мы возвращались в темноте.

Главная, на мой взгляд, достопримечательность Далата, к которой я стремился изначально, - это Лунная вилла «Crazy House». Выстроила ее госпожа Данг Вьет Нга, дочь президента Вьетнама, получившая архитектурное образование в Москве. При взгляде на этот дом-дерево Сальватор Дали умер бы от зависти. Причудливый замок с бесчисленными винтовыми лестницами, галереями, переходами и спальными комнатами напоминает логово сказочного лесного отшельника. Бродить по нему можно целый день.

Но нас ждали и другие развлечения: гонки на аэросанях по монорельсовой дороге - через лес к водопаду, изящные храмовые строения пагоды Линьфыок, катание на слонах и гуляние по Парку Цветов с его душистыми оранжереями, фонтанами и бульварами. Так что поездка в Далат стала прекрасным завершающим аккордом нашего путешествия во Вьетнам.

Ханой-Сайгон-Нячанг-Далат-Ханой, 2007. Сергей СЛАВГОРОДСКИЙ.

Другие статьи номера в рубрике Вселенная: