Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 49 (768) от 5 декабря 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Вечно модный Леонардо да Винчи

Маргарита ПАРХОМЕНКО

Я познакомилась с Моной Лизой еще в детстве. Мне попалась замечательная книжка о жизни и творчестве величайшего Мастера, которую я зачитала до дыр.

Художник, звездочет, ученый, создатель летательных аппаратов - таков Леонардо

Джоконда тогда представлялась мне зрелой дамой, уважаемой и любимой всеми матроной. Главное – глаз гениального художника пал на нее. Странно, я совсем не думала о ее красоте, то есть это не было предметом моего интереса. И так как книжка стала настольной, передо мной постоянно маячило ее лицо. Безбровая, улыбчивая и такая близкая. Прекрасная. Откуда я знала тогда, что встречусь с ней лицом к лицу – живьем. И не один раз.

1978 год. Я впервые в Париже, и, конечно же, Лувр стал для меня колоссальным откровением о художественных сокровищах всего мира и всех времен – Персия, Месопотамия, Древняя Греция, Египет, Франция, Италия, Испания, Германия, Англия и т.д. Сейчас-то я знаю, что там 400 000 экспонатов.

Она звала меня из далеких времен – божественная Мона Лиза. И притянула. К ней можно было приблизиться, никого не потревожив, и с глазу на глаз почувствовать это неиссякаемое обаяние, которым светится полотно, и обратиться к этому нежному образу женщины с благоговейными стихами Данте, предназначенными для его Биатричи:

Чей дух пленен,
Чье сердце полно светом,
Всем тем, пред кем сонет предстанет мой,
Кто мне раскроет смысл его глухой
Во имя Госпожи Любви, - привет им!

Сколько сказано-пересказано об этом пленительном шедевре Леонардо. И тем не менее история создания полотна окружена дымкой тайны. По мнению Вазари, художник написал портрет молодой неаполитанки Моны Лизы, которая вышла замуж за знаменитого флорентинца Франческо дель Джокондо, откуда второе название картины «Джоконда».

Леонардо очень любил этот портрет, созданный приблизительно в 1503-1505 годах. По преданию, он никогда с ним не расставался и повсюду возил его с собой. Ну, как изображение любимой женщины, как талисман.

Как картина оказалась во Франции?

Сам Леонардо продал полотно Франциску I , близкому своему другу, который пригласил великого художника к себе впоследствии, когда Италия отвернулась от стареющего гения. Во все времена портрет вызывал восхищение. Слава его еще более возросла, когда в 1911 году он был похищен из Салона Карре и два года спустя обнаружен в одном из отелей Флоренции. Знатоки считают, что трудно дать краткую характеристику полотну из-за множества тончайших стилистических оттенков, присущих ему.

В своей новелле итальянский писатель XVI века Аньоло Фиренцуола «О совершенной женской красоте» пишет, что слегка приоткрытые в уголках рта губы считались в то время признаком элегантности. Чуть заметная улыбка Моны Лизы, загадочная и нежная, озаряет всю картину. Джоконда излучает обаяние как тонкий аромат духовности. Достигнуть этого Леонардо удается с помощью его художественного приема «sfumato» (ит.: «исчезающая дымка»), состоящего в постепенном растворении форм, игре светотени и неопределенности времени дня.

Через несколько лет еще одна радостная встреча, неожиданная, в Москве, когда Джоконда приехала на свидание к нам, а я оказалась по судьбе в первопрестольной. Экспонировалась одна эта картина из Лувра – была персональная выставка итальянской дивы. Было предписано зрителям проходить друг за другом, медленно, не останавливаясь перед великим шедевром. Это было почетное шествие – шеренга завороженных посетителей впитывала добрую энергетику загадочного полотна.

А еще лет через десять я опять в Лувре, но уже не одна перед Моной Лизой. Мой спутник мне говорит, то ли шутя, то ли всерьез:

- И что в ней находят? Обыкновенная баба. Ни бровей, ни румянца.

- Ну, а улыбка?

Задумался. – «А улыбка – прелесть».

Не он первый, не он последний. На протяжении веков образ молодой женщины на портрете служил то эстетическим, то философским, то рекламным символом вплоть до развенчания его дадаистами и сюрреалистами.

Было и покушение на Джоконду – один вандал поранил полотно, и на картину надели пуленепробиваемое стекло после ее реставрации. К ней стало стекаться больше народу, и в следующее свидание мне было трудно найти верную точку для обзора из-за световых рефлексов, идущих от стекла. И поскольку стали «ходить» на Мону Лизу, ее поместили в отдельный зал.

Охота на улыбку

Третье тысячелетие приподнесло особые сюрпризы Джоконде. Восхищаться красотой флорентийки и гениальностью художника человечеству скучновато - так считает журналист «Русской мысли» (Париж) Зоя Синицына.

Чем дальше по времени мы от оригинала, тем больше рождается фантазий. Какие истинные лица скрываются за молодым личиком знатной дамы? Согласно различным домыслам, на портрете изображена то ли герцогиня, то ли женщина легкого поведения, то ли больная рахитом, то ли беременная, а может, вовсе не женщина, а мужчина, даже сам да Винчи.

Теперь, чтобы окончательно установить истину, «Джоконду» изучают с помощью новейших достижений. Ее просвечивают рентгеновскими лучами и подвергают лазерному сканированию в трех измерениях. Особенно рьяно высокие технологии применяются для изучения уникальной техники великого итальянца – сфумато. Были опубликованы результаты экспериментов Жака Франка, который предположил, что Леонардо, вооружившись увеличительным стеклом, делал огромное количество крошечных штрихов длиною в десятую долю миллиметра. Поэтому, дескать, даже не видно присутствия кисти.

Следы, накладываемые временем, невозможно воспроизвести – ученые пессимистично определили неудачу некоторых поисков. Они считают, что именно время придало картине зеленовато-медовый колорит, а художник писал более яркими и свежими красками.

Французкий инженер Паскаль Котт предложил раскрыть очередную тайну при помощи своего изобретения – многоспектральной камеры. И случай представился в связи с перемещением картины в Зал Государств в Лувре. Он записывал с помощью своей камеры каждую мельчайшую частицу полотна. По идее цифровая копия картины должна была представить то, что вышло из мастерской художника несколько столетий назад. Зеленоватость ушла напрочь – на фоне лазурного неба сидит молочно-розовая Мона Лиза в платье лилового цвета... И это не было сюрпризом. Дело в том, что каждый, кто окажется в галерее искусств в Лондоне, без всяких многоспектральных камер сможет увидеть и дать описание молодой Джоконды.

Десятого октября там впервые с 1902 года выставлена раняя и великолепно сохранившаяся копия «Моны Лизы», написанная с оригинала всего через 100 лет после его создания. Неизвестный французский художник был великим профессионалом, по мнению экспертов. Однако, не зная техники сфумато, он копировал полотно в традиционной манере. Поэтому копия не потемнела и не изменила свои цвета так, как это произошло с оригиналом. Копия имеет такое высокое качество, что один из ее владельцев, знаменитый портретист и коллекционер Д. Рейнольдс, считал именно ее оригиналом, а французскую святыню - копией.

На каком языке поет Джоконда?

Но всех превзошли японцы. В прошлом году ученые страны Восходящего солнца воссоздали голос «Моны Лизы», воспользовавшись последними достижениями науки в области акустических технологий. Они проанализировали морфологию знаменитой дамы, чтобы воспроизвести тембр ее голоса как можно ближе к оригиналу. Может быть, однажды Джоконда действительно заговорит или запоет, может быть, она просто попросит оставить ее в покое.

Возникает ощущение, что на пути скрупулезных исследований мы больше теряем, чем находим, ту самую загадочность, без которой Джоконда лишается своей магии. Помните, как у Пушкина? «Музыку я разъял как труп» («Моцарт и Сальери»).

Так ли нам важно, сколько весит краска на ее платье и почему у нее выбриты брови. Просто хочется увидеть Мону Лизу как в первый раз – неразгаданной мелодией красоты и обаяния, которые и приводят к ее изображению на полотне весь мир, к этому шедевру великого Леонардо да Винчи, которому в этом году исполняется 555 лет.

Недавно мне посчастливилось увидеть фантастическую картину – корейский художник сложил из мельчайших ракушек радужного свечения прекрасный облик знаменитой флорентийки. Потрясающий мастер!

Маргарита ПАРХОМЕНКО.
(Проект «Пространство культуры»)


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100