Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 35 (754) от 29 августа 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Гордума Владивостока будет двуполой и дешевой

Надежда Алисимчик

22 августа депутаты гордумы Владивостока собрались в пожарном порядке на внеочередное заседание. Депутатские пятки жгло поступившее от горизбиркома предложение по сокращению количества избирательных округов с 25 до 17. По Уставу города количество депутатов в Думе не должно превышать 35, а по новому Избирательному Кодексу не менее половины депутатов должны избираться по партспискам.

Поэтому горизбирком предложил распределить эти места с учетом новой нарезки округов следующим образом: 17 мест отдать одномандатникам, 18 – партийцам.

Что это означает для избирателей? Ответил на наши вопросы известный адвокат Евгений Коровин, компетентный эксперт в области норм выборного законодательства.

АДВОКАТ ЕВГЕНИЙ КОРОВИН ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ «АВ»

- Сколько у нас избирательных округов во Владивостоке на сегодняшний день?

Е. Кор.: - В настоящий момент избирательных округов столько же, сколько и депутатов – 25.

- Предложение об увеличении депутатского корпуса до 50-ти вместо 35-ти законно? Оно будет оспариваться? Если да, то кто может это сделать?

Е. Кор: - Само по себе такое предложение законно и, с моей точки зрения, оптимально в нынешней правовой ситуации. Однако соответствующие изменения в Устав города нужно было принять заранее. На сегодня (как и на момент принятия Думой решения по округам) утверждение схемы 25-ти избирательных округов незаконно и, безусловно, подлежит отмене. Даже если депутаты внесут изменения в Устав города и успеют их зарегистрировать до начала избирательной кампании, все равно горизбиркому придется утверждать новую нарезку 25-ти избирательных округов. Фактически депутаты повторили схему четырехлетней давности. Будучи в то время депутатом Думы города 1-го созыва я непосредственно разрабатывал эту схему. В связи с этим могу абсолютно компетентно сказать: утвержденная схема не соответствует закону в связи с теми изменениями в городе, которые произошли за последние почти пять лет – в целом уменьшилось число избирателей в городе, существенно изменилась численность избирателей по районам (в связи с многочисленными новостройками, уменьшением числа военнослужащих, изменением порядка голосования студентов и другими объективными факторами)

- У избирателей есть какое-то законное право повлиять?

Е. Кор.: - С заявлением в суд об отмене не соответствующей закону схемы избирательных округов может обратиться как прокуратура, так и любой избиратель или общественная организация.

- Каков принцип нарезки округов и определения их границ?

Е. Кор.: - Есть несколько принципов. Законом установлены принципы единства территории и примерного равенства округов по численности избирателей. Также учет административно-территориального деления. С точки зрения практики желательно, чтобы границы округов не пересекали традиционных границ избирательных участков, так как в противном случае избирателям придется ходить не на свои избирательные участки, что всегда вызывает недовольство граждан.

- А сам состав членов горизбиркома будет меняться накануне выборов как в прошлый раз?

Е. Кор. : - В 2003 году новый горизбирком был сформирован в феврале, а выборы проводились в июле. В этом году Горизбирком также поменяли в феврале. А вот полномочия самих депутатов вместо 4-х лет продляются до 4-х с половиной, так как выборы будут 2-го декабря.

- Можно ли вообще обойтись без партийных депутатов? Закон о местном самоуправлении позволяет, чтобы избирались одни независимые кандидаты?

Е. Кор: - Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает, что избирательная система на муниципальных выборах устанавливается законом субъекта федерации. В нашем случае это Избирательный Кодекс Приморского края.

Последними изменениями (летом этого года) в этом Кодексе установлены различные системы для различных видов муниципальных образований. В частности для Владивостока, Находки и Уссурийска предусмотрена система, при которой не менее половины депутатов должны избираться по партспискам.

- А мог Приморский Избирательный Кодекс (ПИК – далее по тексту) обойтись одними одномандатниками, без выборов депутатов по партспискам

Е. Кор: - Да, конечно.

- Кто разработчики ПИКа?

Е.Кор.: - Проект изменений и дополнений в Избирательный Кодекс предлагал Крайизбирком, а что касается видов избирательных систем то эта статья дорабатывалась непосредственно депутатами Законодательного Собрания.

Партсписки – это не вполне корректное выражение. Кроме партий свои списки на муниципальных выборах может выдвигать и общественное объединение, если в его уставе предусмотрено участие в выборах.

- А в партсписках будущие реальные депутаты также будут замаскированы первыми авторитетными фамилиями?

Е. Кор: - Как и при выборах в ГосДуму и ЗакСобрание края, в избирательных списках возможно появление так называемых «паровозов» - авторитетных лиц, которые будут стоять во главе списка, но после дня голосования откажутся от депутатских мандатов. Чтобы список кандидатов был допущен к распределению депутатских мандатов, он должен получить не менее 7-ми процентов голосов избирателей.

- Сегодня в Думе 25 депутатов. Если будет 35 или даже 50, как скажется такое увеличение на количестве денег, которые тратятся на содержание Думы?

Е. Кор.: - Сейчас в Думе работает 23 депутата (Г.Медведеву и Г.Ахояна избрали краевыми депутатами, и они сложили городские депутатские мандаты). Насколько мне известно, из 23-х не менее 20 депутатов получают зарплату (и далеко не маленькую) в Думе. Для примера - в Думе 1-го созыва было 22 депутата, а зарплату получало только 12 депутатов.

Что касается увеличения с 25 до 35 депутатов, то это не повлечет увеличения расходов, так как сейчас по закону на освобожденной основе в Думе смогут работать только 3 депутата (10% от общей численности). По моему мнению, наши законодатели бросаются из крайности в крайность – когда на штатной основе все депутаты, то большая их часть приходит в Думу только за зарплатой, но и когда всего 3 человека будут постоянно работать, то функция подготовки всех решений автоматически от народных избранников перейдет к аппарату Думы.

- Кстати, а какая зарплата у помощников депутатов?

Кор: - В Думе есть аппарат. Он не очень большой. Работники аппарата являются муниципальными служащими, такими же, как и работники городской администрации. Законом зарплата помощников депутатов не предусмотрена, они не являются служащими, а могут работать по гражданско-правовым договорам, то есть без социальных гарантий, предусмотренных Трудовым Кодексом.

- Что лучше - большой округ или маленький? Каков оптимальный вариант?

Е. Кор.: - Горизбирком на прошлой неделе внес в Думу проект схемы 17 одномандатных избирательных округов. В среднем в округе получается 25000 избирателей. В самом малонаселенном – 23300, самом большом по численности - порядка 27500 избирателей. Как и предусмотрено отклонение от средней численности не превышает 10% избирателей. Схема, предложенная горизбиркомом, конечно, не идеальна, можно было бы принцип примерного равенства числа избирателей и «улучшить». Но, как говориться, лучшее - враг хорошего.

Что касается численности избирателей при 17 округах – 25 000 избирателей, то, я полагаю, это очень много. Именно поэтому 50 депутатов (25 на 25) было бы оптимальным. И округа бы в среднем были по 17000 избирателей, и в Думе бы работало не 3, а 5 депутатов. Чем меньше число избирателей в округе, тем ближе депутат к своим избирателям, тем легче гражданам достучаться до своего депутата.

- В чем суть интриги по разногласиям между действующими депутатами и горизбиркомом?

Е. Кор.: - Действующие депутаты, даже если и надеются избраться в новый созыв Думы, понимают, что в новой Думе зарплату будут получать только 3 депутата. Поэтому депутаты надеются выборы сорвать и продлить свои полномочия до марта месяца. Надежды эти абсолютно беспочвенны. Избирательное законодательство содержит много механизмов, защищающих принцип своевременного проведения выборов. Действия депутатов по срыву выборов до такой степени неуклюжи и некомпетентны, что не достигнут никакого результата. Как я уже говорил, четырехлетние полномочия нынешнего состава депутатов истекли уже в июле. Думаю, что депутаты должны быть довольны продлением полномочий на целых полгода. И цепляться за кресла ещё на 4 месяца, на мой взгляд, просто неприлично.

ПОДВОДЯ ИТОГИ

Итак, крайизбирком продавил закон о двуполом горизбиркоме – одномандатники и партийцы. Краевые депутаты за это проголосовали.

Горизбирком внес свою лепту, предложив создать вместо 25 округов 17. В чем тут хитрость? А в том, что в этом случае из 35 избираемых по закону депутатов, получается 18 партийных (их должно быть не менее половины) и 17 одномандатников. Таким образом, партийное большинство получается уже изначально.

А городские депутаты имели полное право создать городской законодательный орган без руководящей и направляюшей роли партии, т.е. обойтись на выборах без партийных списков. Для этого они могли в мае по закону сложить свои полномочия и самораспуститься. Тогда бы в силе осталась прежняя система выборов с 35-ю депутатами-одномандатниками. Но вопрос уперся в потерю зарплаты депутатами гордумы за 6 месяцев. Поэтому депутаты продлили свои полномочия до декабря, а теперь хотят еще потянуть с полгодика? А кто бы на это не пошел, если в новой думе только три депутата будут получать зарплату вместо 20-ти?

В связи с таким шестикратным удешевлением Думы возникает вопрос: какая разница, сколько будет в ней депутатов и какая у них предвыборная программа? Ведь мы нуждаемся не столь в совершенствовании закона, сколь в совершенстве поступков и человечности депутатов.

Кстати, если Евгений Коровин будет баллотироваться в гордуму, я за него проголосую! Уж очень понятно объясняет.

Надежда Алисимчик.

Рисунок Евгения Меркурьева.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100