Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 35 (754) от 29 августа 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Если бы да кабы, во рту выросли грибы

Валерий КУЦЫЙ

Уже не однажды я замечал, что часть улицы Адмирала Фокина, расположенную между Алеутской и Пограничной, стали в средствах массовой информации на полном серьезе называть «владивостокским Арбатом». Окститесь, ребята!

У этого лысого, утыканного останками безвкусных фонтанов и продуваемого насквозь всеми ветрами уличного отрезка с московским Арбатом общего не больше, чем у его создателя Юрия Копылова с Карлом Марксом, учением которого он был до зубов вооружен, занимая пост первого секретаря Первомайского райкома КПСС. Никто сейчас досконально не знает, насколько партийные функционеры тех лет были искренни в своих убеждениях. Судя по всему, многие из них только выдавали себя за материалистов и верных ленинцев, а на самом деле держали фигу в кармане, читали молитвы по ночам, с головой накрывшись одеялом, и после перемены власти стройными рядами со свечками в руках прошествовали в храмы. Думаю, можно не сомневаться по поводу того, какую идеологию толкали бы в массы сейчас эти «верующие», оставайся КПСС и поныне умом, честью и совестью нашей эпохи.

Ну да, божественная Клио, муза истории, терпеть не может предположительных вариантов, рассуждений насчет возможного хода событий - если бы не случилось того-то и того-то, а случилось то-то и то-то. И все-таки иногда ужасно хочется оглянуться назад и подумать, что могло случиться, если бы на чугунную поступь времен не повлияло мелкое, ничего существенного собой не представляющее событие. К примеру, некто хотел стать адвокатом, но, потерпев в самом начале карьеры неудачу, отказался от своего намерения. Могло ли это каким-то образом повлиять на судьбы человечества? Конечно же, нет. Но при условии, что этим человеком будет кто угодно – Николай Иванов, Юрий Петров, Григорий Сидоров, только не Владимир Ульянов. А что получилось? Став после окончания университета помощником присяжного поверенного и не стяжав лавров на адвокатской стезе, Владимир Ильич с головой ушел в революционную деятельность, в результате чего приключилась грандиозная заваруха с далеко идущими последствиями. Вот вам и сослагательное наклонение по отношению к истории.

Пойдем дальше и обратимся к отдельным фактам биографии некоего Сосо Джугашвили, он же Коба, он же Иосиф Виссарионович Сталин. Этот персонаж имел все возможности выучиться на священнослужителя, принять сан и до конца своих дней оставаться порядочным человеком. Случись так, сколько народу в нашей стране не было бы уничтожено самыми различными способами – в результате расстрелов, пыток, мучений в лагерях, голодоморов, депортации народов, непростительных ошибок в военном строительстве и международной политике. Получил бы какой-нибудь скромный приход, крестил младенцев, сочетал новобрачных, отпевал усопших, и никакого тебе усиления классовой борьбы по мере продвижения к социализму. Так нет, ведь надо же было вышибить его из духовной семинарии, чтобы он в конечном счете стал вождем всех народов и лучшим другом физкультурников.

На историю можно смотреть по-разному, в том числе с позиций теории вероятностей. Зададимся хотя бы вопросом, неизбежной ли была война Советского Союза с нацистской Германией. Вероятно, неизбежной – слишком уж заманчивым и не очень трудным делом казался Гитлеру захват наших территорий, богатых природными ресурсами, развитой промышленностью и сельским хозяйством. Однако товарищ Сталин считал, что фюрер не решится напасть на нас до тех пор, пока не разберется с западными державами. Ведь война на два фронта самоубийственна, это доказано всем опытом вооруженных конфликтов. Но будучи правым в принципе, кремлевский горец словно нарочно сделал все, чтобы подтолкнуть Германию к агрессии против нас. По мнению некоторых историков (и мнению, на мой взгляд, не лишенному оснований), Гитлер действительно не решился бы в 1941 г. начать войну с нами, не будь целого ряда «если бы». В частности, если бы не были репрессированы 40 тысяч командиров высшего, старшего и среднего звена Красной Армии. Если бы оказавшаяся неожиданно трудной для нас война с крохотной Финляндией не показала слабость советских Вооруженных Сил. Если бы многочисленные факты, включая ошибочную военную доктрину, не свидетельствовали о нашей неготовности к эффективным оборонительным действиям. Если бы мы проявили достаточную твердость вместо того, чтобы всячески демонстрировать свою лояльность Гитлеру и сговариваться с ним о разделе Восточной Европы. Однако все эти и некоторые другие «если бы» могли стать реальностью лишь при том условии, что страной руководил бы нормальный, разумный человек, умеющий воспринимать критику и считаться с чужим мнением, отличным от его собственного, а не жестокий тиран, страдающий манией величия, убежденный в безошибочности своих указаний и обладающий более чем достаточной властью, чтобы проводить эти указания в жизнь.

Перенесемся, однако, из тех далеких уже времен в наши дни, обратившись одновременно к менее глобальным и более актуальным в настоящий момент процессам. Например, я не могу полностью согласиться с моим командиром отделения младшим сержантом Бербеницким, который говорил: «Голова тебе дана не для мыслей, которые не предусмотрены уставами, а чтобы по команде «Равняйсь!» поворачивать ее направо и, видя грудь четвертого человека, считать себя первым». Мне кажется, есть у головы еще одна функция: она существует, чтобы было за что хвататься каждый раз, когда приходишь в аптеку, продовольственный магазин или получаешь квитанции на оплату коммунальных услуг. Ну, с лекарствами, совсем уже ставшими не по карману инвалидам и старикам, все более или менее ясно. Безудержный рост цен на них олицетворяет собой заботу государства о том, чтобы богатели их производители и чиновники, получающие от этих производителей взятки, а с другой – чтобы престарелые и страдающие тяжкими недугами граждане не слишком долго задерживались на этом свете, причиняя головную боль министрам-миллионерам. Не будь их, этих старперов и увечных, тому же главе Минздравсоцразвития Михаилу Зурабову не пришлось бы в поте лица трудиться над изобретением очередной концепции пенсионной реформы и у него появилось бы время для зарабатывания пары-другой миллионов в дополнение к тем девяти с лишним, которые он поимел сверх зарплаты в прошлом году.

С ценами на продукты питания обстоит сложнее. Припоминается плакат из «Двенадцати стульев», висевший в доме престарелых старгородского собеса: «Мясо - вредно». Было это где-то в 20-х годах, еще при НЭПе, и с тех пор мы ушли далеко вперед. Сейчас можно вешать плакаты, не вдаваясь в конкретизацию: «Питаться вредно». Потому что цены на все без исключения виды продовольствия растут даже быстрее, чем здания супермаркетов, офисов и элитного жилья на земельных участках, приобретенных у владивостокских властей за смешные деньги. Вот если бы зарплата чиновников, начиная с муниципальных и кончая федеральными министрами, была жестко привязана к ценам на хлеб, молоко, мясо, овощи и так далее, жить простому люду стало бы много легче. А что, почему не установить такой порядок, согласно которому чем цены ниже, тем у них зарплата выше, и наоборот. Уверяю вас, скоро нам стали бы навязывать продукты за просто так, а мы бы кочевряжились: не возьму, мол, и не просите; вон у той бабушки картошка крупнее, и она еще доплачивает…

Забавная ситуация сложилась у нас с горячим водоснабжением. Забавная в том смысле, что горячая вода снова поднялась в цене. Говорят, произошло это из-за подорожания холодной. В какой-то мере оно, возможно, и так – ВКХ Юга Приморья себя не обижает, о чем стало широко известно после привлечения к уголовной ответственности вице-губернатора Шишкина, в недавнем прошлом возглавлявшего упомянутое ВКХ. Но ведь и граждане начальнички, сидящие на горячем водоснабжении, тоже не лыком шиты, они тоже хотят блюсти свой интерес. А раз так, то складывается гениальная по своей простоте схема: учащаются и растягиваются на много дней таинственные гидравлические испытания, в результате чего населению меньше подается горячей воды, а следовательно, сокращаются и расходы. Но если бы этим все ограничилось, то и река денег, получаемых за горячую воду, сильно бы обмелела. Значит, что надо сделать? Надо повысить тариф, и тогда ни в чем не повинные жители будут за свой счет удерживать на прежнем, а может, и на более высоком уровне доходы энергетиков. Тут ничего не поделаешь, любой монополист хочет жить кучеряво, густо намазывая икру на хлеб и попивая марочные коньяки. Вот если бы антимонопольная служба всегда была на высоте… Впрочем, это уже из области мечтаний.

Диктую эти строки после того, как любезная сердцам владивостокских болельщиков футбольная команда «Луч-Энергия» продула третий раз подряд и откатилась на предпоследнее место в турнирной таблице. Вполне реальным представляется вылет из премьер-лиги, что несказанно огорчит главного приморского болельщика Сергея Михайловича Дарькина. Между тем нелишне напомнить о заложенных в краевой бюджет расходах по содержанию этой сланной команды; они едва ли не на 100 миллионов рублей превышают затраты на жизнедеятельность приморского Законодательного собрания. Поскольку сейчас стали модными так называемые речевки, то есть призывы, которые фанаты дружно скандируют на стадионах, приподымая боевой дух своих любимцев, я тоже сочинил нечто подобное и жажду немедленно обнародовать свое произведение:

Солнце вышло из-за туч,
Расходитесь, тучи!
За такие бабки «Луч»
Мог играть бы лучше!

Справедливости ради надо заметить, что главный тренер «Луча» Сергей Павлов и так считает игру своей команды приемлемой, а причину поражения от московского «Динамо» видит в необъективном судействе. Чтобы помочь наставнику наших футболистов, предлагаю на выбор несколько условий, при соблюдении которых его подопечные одолели бы любого супротивника. Итак: если бы судьи свистели в ту сторону, в которую надо; если бы ветер не дул только в наши ворота; если бы солнце не светило нам в глаза; если бы мяч был круглее, поле ровнее, а трава на нем – зеленее. А уж если бы мы сумели совершить «ченч» с бразильцами, обменяв свой «Луч» на их «Сантос», то золотые медали чемпионата страны, а там, глядишь, и Лиги европейских чемпионов были бы у нас в кармане.

Все вышесказанное, как, вероятно, заметили читатели, носит предположительный характер. Какая жалость, что река времени течет только в одном направлении, и никому не дано переделать, изменить уже совершившееся. А как иногда хочется! Есть такое понятие – «коридорное остроумие». Это когда после проигранного спора уже в коридоре начинаешь соображать: эх, надо было сказать так, а если бы он возразил, - срезать его эдак, ну и далее в том же духе. Ну почему мы так часто лишь задним числом соображаем, что надо было сделать, за кого голосовать, кто наш друг, а кто наоборот? Помню украинскую пословицу, которая в переводе на русский звучит так: если бы я был такой умный вчера, как моя жена сегодня! Да, обидно, что во рту не растут грибы, и с этим ничего не поделаешь.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Известно, что сейчас прорабатывается окончательное решение, где что строить для международного форума, имеющего, возможно, быть во Владивостоке в 2012 году. Наряду с прочим, речь идет и о театре оперы и балета. Согласно моему компетентному мнению, такой театр следует соорудить не в центре города, где он будет наиболее посещаем просвещенной публикой, а неподалеку от игровой зоны, как предлагают некоторые умники. Зачем? А затем, чтобы товарищ, продувшийся до нитки в казино, мог утешиться словами известной арии из «Пиковой дамы»: «Сегодня ты, а завтра я… Так бросьте же борьбу, ловите миг удачи, пусть неудачник плачет, пусть неудачник плачет, кляня свою судьбу».

В.К.

Рисунок Евгения Меркурьева.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100