Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 13 (732) от 28 марта 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

А сила-то в деньгах, малыш

Татьяна КИВАЕВА

«Мою Лизочку бьют в школе!» - жаловалась знакомая. Как выяснилось, девчонку невзлюбили одноклассницы и поэтому решили выжить из коллектива. В чем же причина столь деликатной проблемы, чем могла не угодить 10-летняя Лиза своим новым знакомым? С таким вопросом сталкиваются многие родители.

«Каждый день моя дочь приходит домой печальная и не хочет больше идти в школу» - говорит Анна Степановна, мама Лизы. Они перешли в это платное частное учебное заведение только в прошлом году, и уже успели пожалеть, потому что в школе существует своеобразная иерархия: «у кого папочка богаче, тот и круче».

А уж если у тебя нет мобильника и навороченного МП3-плеера, то с тобой даже за парту никто не сядет. Дети не ценят душевных качеств своих ровесников, у них другие приоритеты.

Семья моих знакомых отнюдь не богата, мама работает врачом, папа военнослужащий, больших доходов нет, а еще у Лизы есть младший брат, который также требует материального внимания.

«Мы не можем позволить себе одевать детей в бутиках и давать им по 500 рублей каждый день - на карманные расходы» - жалуется несчастная мать. Получается, что если у ребенка есть способности, но нет обеспеченных родителей, ему нельзя повысить свой уровень образования в хорошем учебном заведении, получить более качественные знания, престиж, наконец?

Видимо, на самом деле, дела обстоят именно так. Хотя конечный ответ на вопрос: можно ли повысить образование за счет частной школы, тоже не так однозначен.

Разумеется, родители стремятся дать своему ребенку лучшее и хорошее. Но, увы, дорогое не всегда соответствует желаемому, поэтому, может быть, и получается, что частная школа скорее минус, чем плюс?

Как сказал педагог обычной средней школы: ребенок, прежде всего, не получает то, ради чего его отдавали в эту самую частную школу.

«Несмотря на то, что к средней школе сейчас не очень-то и уважительное отношение, но именно в ней закладываются основы базовых знаний. Согласна, многие отдают детей на учебу в частные школы, считают, что там их чада получат больше.

Но поверьте мне, именно к школьным учителям потом обращаются за помощью в репетиторстве, поскольку частные школы не придерживаются установленных Госстандартов. У частного интерес – прибыль.

Как известно – “деньги, власть - важнее всего сейчас”. А что важнее для вас и ваших детей – подумайте: богатая частная школа, ориентированная только на выбивание денег для самих себя, или бедная государственная школа, дающая фундаментальное образование и заботящаяся о более общем?» - добавила педагог.

И потом приходят вот такие отличники-медалисты в ВУЗ, а там вдруг оказывается, что студент не тянет программу даже на тройку. Конечно, институт – это не школа, где можно выучить сегодня, а завтра - нет, институт – это систематическая подготовка. Но все же ребенку, который получал в школе честные оценки, этот навык закрепляется, и ему намного легче, чем товарищам-лентяям.

Иногда бывает так, что не вооруженным глазом видно: медаль куплена. И, разумеется, такие студенты потом скатываются до уровня двоечника. Их отчисляют, родители сожалеют, но жребий брошен, Рубикон перейден. Не важно как: вплавь, вкривь, главное осталось позади.

Если в школе (как правило, в частной) с директором можно договориться, то не каждый рядовой преподаватель (в государственной школе) пойдет на уговор. Все материальное в нашем мире продается и покупается, а вот духовное – попробуй, купи, тем более, ум.

Однако бывший педагог частного учебного заведения опровергла предыдущее мнение: «Учителя одни и те же, дети одни и те же, только обстановка другая. Кто хочет получить знания, тот их получит хоть где» - развела она руками. И действительно, однозначного ответа нет и быть не может. Отдавать или не отдавать - это дело каждого лично, и только ваше решение может стать причиной успеха или неуспеха.

С другой стороны, вернемся к проблеме личностных отношений: между одноклассниками, между учителями, и между теми и другими смешанно. Если коллектив «нездоровый», в психологическом понимании этого вопроса, то ни о каком мирном сосуществовании этой ячейки общества не может идти и речь. Дети, впитывают все плохое, словно губка, и, к сожалению, плохое гораздо лучше, чем хорошее.

А если между учителями, которые должны быть наставниками и примером, идут постоянные конфликты, то дети начинают им моментально подражать. Побеждает, как правило, сильнейший – будущий лидер, по своей природе. Но не всем же суждено родиться лидерами!

Да, во взрослой жизни каждой категории граждан находится достойное применение – кто-то управляет, кто-то подчиняется. Люди разные нужны, люди всякие важны! Однако, чтобы достигнуть этого вот своего применения, человеку необходимо сначала миновать благополучно детский и подростковый периоды – а это сложно и всегда проблематично.

В случае с Лизой произошло следующее: во-первых, девочка пришла в школу тогда, когда ребята уже были знакомы между собой, а у детей очень развито так называемое стадное чувство, где чужаков не любят.

Она, скорее всего, была робка и застенчива по характеру, ей нужно было время, чтобы освоиться, которое ей дать не захотели. Нет, даже не просто не захотели, не смогли из-за своих возрастных особенностей.

Несмотря на то, что дети кажутся нам невинными и бесхитростными, они живут по принципу: «хочешь жить - умей вертеться». Они с легкостью манипулируют старшими, с легкостью диктуют свои правила, и если чувствуют чью-то силу – умеют подчиняться. Но, чтобы войти в этот хрупкий контакт, нужно ой как постараться.

Что касается выхода из сложившейся ситуации – вряд ли девочка (или любой другой ребенок, оказавшийся на ее месте) сможет справиться сама. Однако маме тоже не стоит брать на себя функцию защитника – это не даст необходимой реакции. В глаза обидчики вашего ребенка будут клясться, что подобного не повторится, но стоит ребятам остаться наедине, как все вернется на круги своя и может даже в более резкой форме. И не надо уповать на частные школы, такие вопросы могут возникнуть и в обычной. Как выше сказал педагог: «а дети-то все те же».

Вспомните, наконец, ведь и вы тоже завидовали новым заморским джинсам какой-нибудь Маши Сидоровой в своем пятом классе, и тоже были ребята, которые не могли себе это позволить.

Но время прошло и детские проблемы кажутся смешной мелочью (в отличие от переживаний двадцатилетней давности). Поэтому, прежде всего, стоит объяснить ребенку, что важны не материальные, а духовные ценности – во всяком случае, их никто не отнимет. С самого раннего детства стоит приучать ребенка к правильному пониманию приоритетов, а также их расстановке. Если ваш первоклашка или даже выпускник будет уверен, в том, что именно ему важнее в этой жизни, подобных инцидентов не будет и быть не может.

А еще дети и подростки, как никто другой, чувствуют слабость и неуверенность в своем маленьком коллективе, а в силу природной жестокости и стадного чувства пытаются, как можно сильнее, выместить агрессию на жертве. Поэтому, прежде всего, учите ребенка пониманию сущности жизни.

Татьяна КИВАЕВА.

Рис. Максима СМАГИНА.

От редакции “АВ”: Дети бывают чрезвычайно жестоки, и если дело доходит до физических расправ над вашим ребенком, его можно и нужно защищать, пока дело не дошло до большой трагедии.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100