Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 50 (718) от 20 декабря 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Чтобы дети раскрыли таланты

Татьяна КИВАЕВА

Как в свое время сказал социолог Нейл Постмен: “Дети - это живое послание грядущим временам, которые нам не суждено увидеть”. Поэтому нашей задачей, прежде всего, является вложение в них самого лучшего, самого доброго и хорошего. Того, за что нам бы не было впоследствии стыдно...

При нынешнем раскладе получается так, что если мы хотим достичь этих целей, мы должны изначально заплатить: частные школы, частные садики и, как абсолютный итог, - частный досуг: все отнимает немало средств. Но, по крайней мере, все эти коммерческие организации и вкладывают даже в свое название меркантильный интерес. Другое дело – государственные студии: мамочки сокрушаются – “сплошные поборы!” - то на ремонт, то на подарки, то (уж, простите) прямым текстом просят спонсорские взносы.

И вот в этом темном царстве вдруг находится тонкий лучик света - детско-юношеская студия “Рукоделие”, абсолютно бесплатная и выполняющая свои воспитательные цели.

Занимаются в студии различными видами рукоделия: бисероплетением, макраме и вязанием. Работы поражают своей оригинальностью и красотой. Видно, что ребята стараются, а не впустую проводят время.

Как сказала руководитель студии Жанна Анатольевна Целых, психолог и педагог высшей квалификации: “Наша студия входит в число программ министерства образования как дополнительная и действительно абсолютно бесплатная. Единственное, на что тратятся родители, это материалы, но здесь я добавлю - у каждого ребенка личные вещи, которые не имеют никакого отношения к студии”.

Главными задачами Жанна Анатольевна ставит привить интерес каждого конкретного ребенка к культуре русского народного творчества и к творчеству северных народов, а также помочь детям выработать уважение к людям труда, чтобы потом, став сознательными, они имели твердые и, главное, верные убеждения. Процесс это сложный, так как труд довольно кропотливый, и прежде, чем ребенок увлечется настолько, чтобы не чувствовать усталости, должно пройти не меньше года, а то и двух, что, согласитесь, не каждому под силу.

Большую роль играют и родители. “Иной раз придет какая-нибудь мама, посмотрит, что мы тут делаем, - говорит Жанна Анатольевна, - и вдруг заявит: зачем трудиться, все это можно на китайском рынке за 50 рублей купить!” А то, что малыш приобретает важные для него навыки, мама эта не видит.

Задача любой студии, конечно, в первую очередь, оторвать ребенка от дурного влияния улицы, избавить от комплексов. Ведь в студии нет “лучших-худших” (такое разделение очень часто можно встретить в современных садиках-школах), дети, увлеченные своим хобби, не замечают, кто и как одет.

Да, еще, если в той же школе ребенок не слишком успешен, здесь у него появляется шанс найти себя и реализовать. Конечно, прежде всего, успех ребенка зависит от заинтересованности родителей. Если мама и папа заняты только своими делами, то маловероятно, что младое поколение прославит фамилию, хотя бывает и такое. Но вот методичные занятия и контроль (не в плане ограничения свободы) практически в 90% случаев приведут к своему логическому завершению - родители будут гордиться своим чадом и забудут о “потраченном” времени.

Сейчас педагоги, к счастью, за проведение занятий в рамках дополнительного образования получают зарплату по той же тарифной сетке, что и учителя обычных школ. Это, конечно, небольшие деньги, но кружки ведут люди особого характера, которые сделали свое хобби работой.

Некоторые мамы переживают за своих детей, оставляя их без присмотра с колюще-режущими инструментами, которые необходимы для работы в кружке. Но ведь ребенок может взять и дома такие предметы, и в школе, так что этот вопрос двойственный.

К тому же (для совсем уж впечатлительных) педагог центра дополнительного образования несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. В соответствии с должностной инструкцией, руководитель кружка отвечает за своих воспитанников, как в центре творчества, так и на дополнительных занятиях за его пределами. Так что беспокоиться абсолютно не за что!

Справка: в России первые внешкольные учреждения появились век назад.

Педагоги Станислав Шацкий и Александр Зеленко организовали в 1905 году в подмосковном Щелкове сельскую колонию из 14 мальчишек, взятых из приюта. Особое внимание уделялось трудовому и художественному воспитанию, а управляющими в колонии были сами дети.

Положительный опыт щелковской “колониальной” работы подтолкнул Шацкого и Зеленко к созданию осенью 1905 года в Марьиной роще детского клуба “Сетлемент” (“поселение”) на средства, собранные среди владельцев крупных предприятий. Уже через год клуб посещали около 120 детей, а летом в Щелковскую колонию выехали 80 ребят.

В основе воспитательной системы “Сетлемента” лежала идея “детского царства”, где каждый воспитанник получал возможность всестороннего развития. Дети занимались в различных кружках: столярном, сапожном, пения, астрономическом, театральном, биологическом и др. В каждом из них детьми были разработаны правила, которым строго следовали и взрослые наставники. Решения, принятые на собраниях кружков, как и на общем собрании, считались обязательными.

В мае 1908 года клуб “Сетлемент” был закрыт за “попытку проведения идей социализма среди детей”. Но в феврале 1909 года Станислав Шацкий добился открытия общества под названием “Детский труд и отдых”.

Кстати, студия участвует во всех городских выставках и всегда занимает первые места. Как говорит Жанна Анатольевна: “Просто мы во всем стараемся внести свою одну неповторимую изюминку. Если это вариации на зимнюю тему, то конкретно нашей приморской зимы. Все тщательно продумывается и обсуждается. Без шаблонов”. Что касается коммерческих мероприятий, Жанна Анатольевна настроена резко отрицательно: “Хотя за каждого ребенка необходимо заплатить (как за пропуск в конкурс), их даже не накормят. Так что, где платно, нас там нет”.

Особенно отметила Жанна Анатольевна двоих своих воспитанниц: Лучану Игнатюк и Елену Стебунову - девочек, которые на протяжении 4-х лет прославляли “кружок”. Хотя, как добавила педагог, все дети хорошие и старательные.

На вопрос о том, как же помочь ребенку раскрыться, руководитель “Рукоделия” отвечает: “Ребенку надо давать время, чтобы он развернул свои таланты. И, конечно, радоваться даже самым маленьким победам”.

И еще: если ребенок занимается в одном направлении и достигает определенных успехов, мы выдаем удостоверение с присвоением квалификации “мастер плетения”, если занимался по общим канонам, то пишем, что прошел курс обучения, без присвоения квалификации. Это дает в будущем шанс поступить на дизайнерский факультет и с легкостью продолжить обучение в ВУЗе.

На прощание Жанна Анатольевна пригласила всех желающих на свои занятия и напомнила родителям, чтобы не переживали - никаких поборов не будет! Вот такие благородные гуманисты работают в наших центрах детского творчества.

Татьяна КИВАЕВА.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100