Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 41 (709) от 18 октября 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

«Адвокаты в наручниках» -2: прокуратура против адвокатов

Анна Селезнева

АДВОКАТЫ ГРОЗЯТ ЗАБАСТОВКОЙ
В Адвокатской палате Приморского края, как мы уже сообщали, состоялась пресс-конференция. В ней приняли участие адвокаты, заместители президента Адвокатской палаты - Анатолий Лайков, Евгений Суховерхов, Павел Обушный. Они объявили о намерении прекратить на месяц работу с органами прокуратуры.

Причина – нарушение прав человека в Приморском крае и прав адвокатов, нарушение правоохранительными органами края Закона РФ об адвокатуре, «выбивание» признательных показаний.

Сегодня мы рассказываем о пресс-конференции подробнее.

***

Адвокаты и прокуратура: противостояние - главный вопрос пресс-конференции.

Хотя непосредственным (но не единственным) поводом для встречи адвокатов с журналистами были задержание и избиение адвоката Малеванного и адвокатского пикета у стен прокуратуры, но содержание разговора было гораздо шире последних событий. (В момент пресс-конференции адвокат Сергей Малеванный находился еще в стационаре, заметного улучшения здоровья не было, лечение его продолжается, а адвокат Дмитрий Пекарников на свободе).

Речь шла о порочной практике, участившейся в последнее время – об избиении задержанных с целью скорейшего получения признательных показаний. Просто случай с адвокатом Малеванным стал самым вопиющим и доказательным нарушением Закона.

ПРОКУРАТУРА – ПРОТИВ АДВОКАТОВ?

Нарушение закона об адвокатуре в Приморье – вот что стоит за частными случаями, о которых говорили адвокаты: «Создается впечатление, что всю борьбу с коррупцией и преступлениями прокуратура перенесла на адвокатское сообщество. Это вредно, это наносит неимоверный вред!».

Задержания адвокатов, наручники на них и обыски их в крае не единичны. Вот лишь несколько примеров: нарушения закона при задержании адвокатов Сергея Малеванного и Дмитрия Пекарникова, избиение Малеванного, запрет на посещение его адвокатом.

Обыск адвоката в Пожарском районе, которого раздели чуть не догола при выходе из следственного изолятора.

Закрытие дела по заявлению адвоката Беловодского, на которого надели наручники при исполнении служебных обязанностей (обыске у подзащитного) по приказу следователя Первореченского РОВД Ваева.

«Тогда я не был гражданином, а был процессуальным лицом, равным следователю прокуратуры, - вспоминает адвокат Андрей Беловодский. - Два с лишним года действия следователя Ваева никем не осуждены. Сложилось впечатление, что его покрывают Первореченская и Приморская краевая прокуратуры. Отменено даже решение суда, а на днях новый судья дело по моему заявлению просто закрыл…».

Прокуратура не оплачивает работу адвокатов, поэтому адвокаты и адвокатские образования в Октябрьском и Кировском районах отказываются ходить по назначению в прокуратуру. Их работа не оплачивается иногда годами.

Поэтому-то адвокаты впервые решились на необычные публичные действия – 18 сентября они вышли с пикетом к прокуратуре Приморского края. Безрезультатно, по их мнению: на разговор с ними прокуратура не пошла, петицию не брала.

«СЛЕДОВАТЕЛЬ БЕЛАН НАРУШИЛ ЗАКОН - И МАЛЕВАННЫЙ ЛИШЬ САМЫЙ ЯРКИЙ ПРИМЕР»

Вынуждены напомнить краткую предысторию: «Без достаточных оснований задержаны и избиты адвокаты Приморского края Сергей Малеванный и Дмитрий Пекарников. При этом Малеванному причинены тяжелая черепно-мозговая травма и множественные гематомы…».

Случай с Малеванным, по мнению адвокатов, лишь самое яркое подтверждение нарушения Закона об адвокатуре (даже если расследуется громкое дело Алана Будаева). В доказательство они подробно говорили о конкретных противоправных действиях, в частности, следователя краевой прокуратуры по особо важным делам Белана: «Незаконное задержание адвоката, когда полчаса блокировали машину, затем незаконно вытащили его за руки - за ноги, незаконно ограничили приезд других адвокатов».

Именно Белан не обратил никакого внимания на протест адвоката Евгения Петрова: решение о задержании Малеванного еще не вступило в законную силу, сам его арест - это нарушение закона, так как задержать адвоката - по Закону! - можно лишь в момент совершения преступления.

- А здесь – дело уже ведется год! За следователем установлено наружное наблюдение! Какова необходимость и законность задержания? Поэтому задержание на 48 часов – по решению Белана – не имеет законной силы!

- «На Тормозной (ул. Марченко) адвоката избили дважды - и тут же появился следователь Белан! Допрос ночью - это патология! Выбивать показания ночью – это 37-й год! Есть процессуальное время работы!», - возмущались адвокаты.

- В 3 часа ночи медицинский эксперт свидетельствует, что адвокат Малеванный избит, и что следы избиения (а не аварии!) – свежие, не более суток. По мнению собравшихся адвокатов, попытка следователя Белана найти ночью медика предпринята, чтобы подтвердить давность ударов - «может, тот в аварию попал»…

В суде выясняется, что Малеванный давать показания не может: избит так, что нет живого места, его увозит оттуда «скорая», хотя следователь Белан и тут возражает против отправки избитого в больницу.

Адвокаты подчеркнули на пресс-конференции: все эти незаконные действия проводились по указанию следователя краевой прокуратуры по особо важным делам Белана. «Мы ставим вопрос: именно следователь Белан «сдал» адвоката Малеванного на «Марченко, 40» – незаконно! И в 3 ночи, и в 6 утра он готов был принять от него признательные показания. Именно он говорил адвокатам: «Мы уже проверили, никто не избивал адвоката... То ли он бился сам головой о стену, то ли в аварию попал…». «Мы, адвокаты, знаем, кто и как бил Малеванного, есть и экспертиза, и свидетели. Но органы прокуратуры закрывают на это глаза» (А. Лайков).

Случай с избиением адвоката Малеванного – хоть и самый острый, но не единственный, о котором говорили на пресс-конференции.

Да и в практике Белана это не первый случай. В сентябре 2003 г. в его присутствии в Океанском РОВД избили задержанного по подозрению в убийстве – и тут же приняли от того признательные показания.

«МОЕГО ПОДНАДЗОРНОГО ИЗБИЛИ»

Жалобы адвокатов: «Моего поднадзорного избили» – звучат все чаще. «Задержанные уже привыкают, что так будет вечно: «задержали, пришел – «отметелили» – избили»…

Об этом же и жалобы Уполномоченному по правам человека: «Я обеспокоен тем, что растет количество обращений в мой адрес, содержащих жалобы на применение пыток и жестокого обращения со стороны сотрудников милиции к подозреваемым, свидетелям и иным лицам, каким-либо образом вовлеченным в ход следствия»... (из письма Сергея Жекова прокурору Приморского края А. Аникину).

«Такого, чтобы прокуратура жестко относилась к подобным фактам, тщательно проверяла жалобы и принимала меры - практически нет. Один, два, три раза наказали бы таких следователей – из прокуратуры, из РОВД – и прекратились бы избиения, мы уверены. Не надо сглаживать углы конфликта, надо его решать!»

«СЛЕДОВАТЕЛЬ ЗАИНТЕРЕСОВАН В РАСКРЫТИИ ДЕЛА ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ»

Адвокаты: «Избивают задержанных, чтобы скорее получить признательные показания».

На вопрос «Как вы объясняете действия прокуратуры?» адвокаты отвечают единодушно:

- Если раньше прокуратура НЕ отвечала за раскрываемость преступления, то сейчас – отвечает. Оперативный путь раскрытия преступления – сложный, гораздо проще – побить и получить признательные показания… Прокуратура «находится в процессе» – она стоит насмерть: «он-де (следователь) не виноват, что избили…» Ей надо, чтоб не справедливость восторжествовала, а сработал метод, - говорили адвокаты. – Задержанного побили и пообещали ему: «отпустим на свободу», если он не скажет об этом.

- Думаем, что это не украшает прокуратуру. Вместо того, чтобы взяться и искоренять нарушения закона, коррупцию, начинаются «подчистки» (как в деле Ваева: «он, дескать, не виноват», но нарушения-то были!)

- Мы ожидали большей заинтересованности от прокуратуры!

- Если будет продолжаться тактика замалчивания и невынесения сора из избы – то проведем акцию. На месяц работа прокуратуры будет заморожена! Это – серьезная мера!

- Мы обращаемся в Общественную палату, в Президиум: мы хотим, чтобы прокуратура отреагировала на эти обращения… В прошлый раз - когда стояли пикетом – из прокуратуры к нам даже никто не вышел!

АДВОКАТ – ПОСОБНИК ПРЕСТУПНИКА?

Из выступлений:

«Позиция прокуратуры сейчас такова, на наш взгляд: ей хочется, чтобы адвокат «стоял в строю» и помогал расследованию, то есть исполнял НЕ свою функцию защиты. Потому что главное сейчас – получить результаты по уголовному делу. А за этим стоят неумение и нежелание работать».

«Адвокаты у нас – изгои общества, преступники».

«Функция адвоката – защита. Он может отказаться от участия по гражданскому делу, если позиции и взгляды его не совпадают. Но в уголовном деле – адвокат обязательно участвует в каждом процессе. И мы ОБЯЗАНЫ говорить, что подзащитный не виноват… Это – Закон! И наша функция!».

«Прокуратура считает, что мы – пособники преступника. Но защита его - это функция Защиты, адвоката. Таков закон!»

«И это происходит – с адвокатами! Что же тогда можно проделывать с гражданами! Это - безнаказанность!»

КРАЙНЯЯ МЕРА - ЗАБАСТОВКА

- Соблюдайте законы и создайте нормальные порядки для всех участников правосудия – все будет нормально! Мы работаем в правовом поле, мы обращаемся в прокуратуру!

- Забастовка - это абсолютно крайняя мера! На месяц прекратить работу адвокатов в процессах? Работа прокуратуры будет парализована! Это - крайняя мера, но по-другому мы уже не можем.

***

Оптимизма пресс-конференция не оставила. Когда прокуратура и адвокатское сообщество смогут найти общий язык? Ведь соблюдение Закона – единственная надежда для граждан нашей России, погрязшей в коррупции и преступлениях. Убийство журналиста с мировым именем, известного правозащитника Анны Политковской - доказательство тому.

Анна Селезнева.

Фото Н. Локтионовой.

От редакции “АВ”:

Как жаль, что адвокаты заговорили громко о своем долге, о пытках при следственных действиях, о негативном отношении суда и следствия к функциям защиты - только сейчас, когда защищают богатого и влиятельного человека! И как радостно, что они вообще об этом заговорили!

К сожалению, нашей редакции известна масса примеров, когда адвокат ведет себя как раз таким образом, как от них требует сейчас прокуратура, как легко предает интересы своего подзащитного, сдавая его со всеми потрохами следователю, какими бы бредовыми ни были его обвинения.

Как хочется надеяться, что те слова, которые мы услышали теперь от адвокатов, будут звучать и тогда, когда они защищают рядового гражданина!


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100