Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 35 (703) от 6 сентября 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Кто сеет ветер?

Марина ЗАВАДСКАЯ; Глобалрус

Маленький провинциальный городок – 40 тысяч жителей. Спокойный Север (хоть и не совсем русский: Карелия). И вдруг – двухтысячный митинг, погромы, поджоги, страсти кипят и никак не утихнут. Повод? Простой, как наша обыденная жизнь: компания со славянской внешностью и криминальным прошлым (а возможно, и настоящим) отмечала в ресторане некое событие.

Ресторан принадлежит выходцам из Чечни (приехавшим в Кондопогу в незапамятные времена, еще до Перестройки), и бармен тоже «лицо кавказской национальности». Он делает компании замечание: шумно ведете себя.

Компания на него реально наезжает. Бармен убегает и зовет «свою» подмогу. Другие люди зовут милицию. Приезжает милиция, разбирается. Уходит компания с криминальным прошлым, уезжает милиция. Приезжает «группа поддержки» бармена и, не разобравшись, начинает размахивать битами, арматурой, ножами. В результате три трупа, около десятка – в больнице с тяжелыми травмами и ранениями.

Действительно: такова наша жизнь. Подобными событиями пестрит милицейская хроника. Бандитские группировки разбирались меж собой, а под горячую руку попались случайные прохожие. Или еще проще: сели, выпили, возникла ссора «на фоне давних неприязненных отношений», схватились за ножи, порезали друг друга.

Единственное разнообразие в такой ситуации можно откопать только в «давних неприязненных отношениях». Была бы охота копаться.

На самом деле люди ведь не сразу пошли громить «черных». Поножовщина произошла со вторника на среду, а потом – три тихих дня. Ну а потом – похороны, поминки, рассказы о том, какой это был замечательный парень, а вот подлые кавказцы…

Потому и власти Карелии так цепляются за «бытовуху», что повод беспорядков – да, бытовой. Повод. А причина – иная.

«Бытовая поножовщина в ресторане “Чайка” так и осталась бы строчкой в милицейской сводке, если бы не активное вмешательство политических сил. Источник “Газеты” в правительстве Карелии сообщил, что активисты нескольких партий почти сразу после драки бросились обзванивать горожан и раскидывать листовки, призывая всех местных выйти на митинг, а на импровизированных сценах выступали представители “Патриотов России”, “Родины”, ЛДПР» («Газета»).

Между прочим, в Карелии – тоже выборы грядут. Как же не засветиться?

А уж как пошли погромы – туда же примчались лидеры «Движения против нелегальной иммиграции» - Москва-то недалеко. Появилось требование «Убрать всех чеченцев из города в 24 часа!» Чеченцы и убрались из Кондопоги в Петрозаводск – все 200 человек.

А уж потом и Рамзан Кадыров отозвался: если власти Карелии не могут защитить наших людей, так мы найдем законный способ их защитить.

А уж потом кондопожские родители перестали пускать детей в школы, опасаясь, что им устроят «второй Беслан».

А власти Карелии не устают повторять: нет, нет, никаких национальных конфликтов, это простая бытовуха и простой криминал!

Карельские власти-то хоть это говорят. А вот кремлевские – ничего. Вообще ничего! Президент укатил с визитом в ЮАР, остальные в его отсутствие хранят молчание.

Почему?

Ольга Крыштановская, академик Академии политической науки, руководитель Центра изучения элиты РАН:

«Считаю, что виновата власть. В народе всегда дремлют и низменные инстинкты, и высокие порывы. А политика власти на то и нужна, чтобы направлять и придавать какой-то осмысленный вектор всему происходящему. Ксенофобия в ее самом примитивном виде - это биологическое свойство каждой особи, которая боится и защищает себя от чужих. Однако государство должно работать не на эти низменные страсти людей, а развивать такую политику, чтобы человек был человеком и развитие шло бы вперед, а не назад, к природе. Но власть этого не делает.

Да, в советское время была масса недостатков, но и шла огромная работа по налаживанию межнациональных отношений, правда, под видом пролетарского интернационализма или какого-то другого идеологического клише. Но это давало свои плоды. Люди гордились, что у них такая многонациональная страна и ходили к фонтану «Дружба народов». Хотя и ксенофобия была.

Но сейчас власть, во-первых, прекратила работу по воспитанию терпимости, а во-вторых, даже стала иногда подогревать разные настроения ради манипулирования. Началось это во время распада СССР: против стран Балтии шла огромная пропагандистская работа, позже - Кавказ. Все это зафиксировано социологами. Если раньше «внутренним врагом» был еврей, то теперь - люди «кавказской национальности». Более того, ходят слухи, что организации типа скинхедов были инициированы ФСБ, чтобы не чужими руками выполнять некие задачи. Результат такой политики не только в том, что стали проявляться вспышки ксенофобно-первобытного отношения к “чужим”. Ведь еще наши люди перестали друзей видеть. Когда во время исследований спрашиваешь об этом, они или не знают, или еле-еле отвечают: «Украинцы, но я сомневаюсь...» А когда о врагах спрашиваешь, оказывается, что их - полмира».

Увы, права поговорка: посеешь ветер – пожнешь бурю.

Жаль только, что жать бурю приходится не только тем, кто посеял ветер, но и всем окружающим.

Вплоть до всей страны.

Марина ЗАВАДСКАЯ (по материалам СМИ)


Главное - лейтмотив всех сообщений с мест – «мы хотим правосудия!». Пра-во-су-ди-я. Праведного суда. Уверенности в том, что убийц найдут и покарают, и погромщиков найдут и покарают, и дебоширов-провокаторов - тоже, всех покарают по всей строгости российского закона, что милиция выполнит свою работу, а суд - свою, что восторжествуют не засаленные купюры в мятых конвертах и «указания сверху», а Уголовный Кодекс. И этой уверенности ни у кого нет – ни у русских, ни у кавказцев, ни у жертв, ни у насильников, ни у погромщиков, ни у тех, кого погромили. Все, как один, знают, что российская милиция находится на последней стадии разложения, что она не «служит и защищает», а «тащит и вымогает», что милиционер живет не на зарплату, а на откаты от бандитов. Также все знают, что суд наш пристрастен и зависим и что даже самые громкие судебные дела нельзя ни в коей мере назвать «торжеством закона», а про дела негромкие и говорить не стоит. И все не только знают, но и чрезвычайно привычны к такому положению вещей и даже вовсе его не замечают, как не замечает рыба воду, в которой плещется.

Глобалрус


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100