Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 18 (686) от 11 мая 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Стабилизец на соляных ногах

Марина ЗАВАДСКАЯ

Мы, приморцы, этого почти не заметили. То ли нервы у нас крепче, то ли пофигистов среди нас больше. А вот в российских европах (включая Урал) это был настоящий бум, какой и 30-летние вряд ли упомнят, разве что граждане постарше.
Я соль имею в виду.

Не так давно, в феврале, народ ни с того, ни с сего вдруг стал скупать соль. Обыкновенную поваренную. Выстраивались очереди, публика в очередях волновалась: хватит или нет?

Правда, до любимого многими совка люди не опустились, никто не вопил: «Больше двух пачек в одни руки не давать!» Поэтому брали помногу. После соли очередь пришла к спичкам, свечкам, крупе, макаронам - и далее по списку. Многие не поддавались панике, но стоящих в очереди не осуждали. А когда вдруг сами решали купить пачку соли или кило сахару, вдруг обнаруживали, что товар смели до них. Тогда опоздавшие, кляня свою недальновидность, создавали очередь к другим списочным продуктам.

Сначала власти презрительно помалкивали: мало ли кого какая шиза посетила. Но эпидемия очередей ширилась, охватывая все новые регионы. Причем СМИ сначала тоже помалкивали, но мы-то знаем, что быстрее всего, даже быстрее Интернета, информацию распространяет старое заслуженное информагентство ОБС (Одна Баба Сказала).

Наконец власти забеспокоились и высказались, что соли в стране достаточно. Ажиотаж возрос, пачка соли подорожала в 10 раз. Власти забеспокоились еще больше и высказались, что соляной ажиотаж вызван искусственно. Народ, затарившись солью под завязку, продолжил сметать с прилавков муку, мыло, стиральный порошок, соду – далее по списку. Власти еще раз высказались, что это все враги, и еще, и еще. Тщетно! Ажиотаж умер, только съев самого себя: когда затариваться было уже не во что и не на что.

Наконец-то наступил стабилизец. Можно было отдышаться, оглянуться и подумать, что же произошло.

Разумеется, первыми прибежали статистики. Еще март не начался, а фонд «Общественное мнение» уже провел опрос того самого, то есть общественного мнения.

Результаты получились впечатляющие: 41% россиян столкнулись с перебоями с солью в своих населенных пунктах. Реже всего эти перебои отмечались в крупных городах и мегаполисах (34-35%), чаще - в селах (48%). Дефицит соли острее всего проявился в Приволжском (54%), Уральском (51%) и Центральном (50%) федеральных округах.

Но цифры цифрами, а на самом деле интересно другое: почему? Почему в стране, где (по словам властей) повышается уровень жизни населения, ситуация в экономике стабильна, доходы превышают расходы – почему вдруг такой интерес к стратегическим продуктам, как будто завтра война ожидается?

Вопрос, конечно, интересный. Власти им тоже озаботились, тем более что из-за этого ажиотажа и, естественно, подорожания продуктов повысившегося спроса выросла инфляция – чуть ли не в половину от того процента, который за год планировался. Поручили провести расследование службе с милой аббревиатурой ФАС (Федеральная антимонопольная служба). И к концу апреля расследование было закончено.

Первоначально власти предположили, что все это организовали, сговорившись, производители и продавцы. Чтобы, естественно, нажиться. Это ведь самое естественное предположения в рыночную эпоху, верно?

И вот результат: в Федеральной антимонопольной службе пришли к выводу, что ажиотажный спрос на соль не был спровоцирован производителями и продавцами. Факта сговора не выявлено. То есть производители цены на свою продукцию, именуемую в народе «соль», существенно не повышали, предприятия оптово-розничной торговли антимонопольное законодательство не нарушали - за исключением всего одной компании (в Тюмени). Украинские и белорусские поставщики тоже ни цены не поднимали, ни объемы поставок не уменьшали.

Вот что говорится о причинах соляного бума в аналитической записке, вывешенной на сайте ФАС: «По мнению территориальных управлений ФАС России, основной причиной повышения цен послужил ажиотажный спрос населения на пищевую соль, вызванный распространением недостоверной информации о недостаче данного продукта на российском рынке».

Прочтите еще раз.

То есть причина повышения цен – ажиотаж, а причина ажиотажа – недостоверная информация.

И это у них называется расследованием и анализом?

Между прочим, ажиотаж не один час продолжался и не один день, и не одновременно везде возник, а распространялся, подобно пожару. Что мешало компетентным людям (например, властям) при первых же признаках ажиотажа дать ДОСТОВЕРНУЮ информацию?

Да ничего не мешало. Они и давали эту информацию: соль есть, ее много, на всех хватит.

Вот только никто не верил, что эта информация – достоверная.

В этом-то все и дело. Врать надо меньше.

Народ, конечно, не Станиславский, он не скажет власти: «Не верю!» Возможности такой у народа нет. Он себе слушает про блага монетизации и стабилизации, про неуклонное повышение благосостояния и пестициды в молдавском вине. И даже вроде бы верит. Во всяком случае, верит, что верит. Но если дело коснется стратегического продукта…

В феврале рвануло на соли. Когда и на чем рванет в следующий раз?

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Рис. Олега Хромова


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100