Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 14 (682) от 12 апреля 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Чертовски хочется рулить

Валерий КУЦЫЙ

До конца апреля будет принято решение, касающееся изменения системы выборов в Законодательное собрание Приморского края. И не исключено, что в краевом Уставе появятся новации, лишающие избирателей права голосовать за конкретного кандидата, которого они хорошо знают и которому доверяют.

В бюллетенях, опускаемых в урны, будут стоять лишь названия партий, причем не намеренных заранее оповещать почтеннейшую публику, кого именно из своего закрытого для избирателей списка они планируют направить на законотворческую работу. Нечего, мол, лезть поперек батьки в пекло, придет время - и вам сообщат фамилии самых достойных. Но произойдет это уже после того, как вы безвозвратно отдадите голос партии, на которую возлагаете надежды по части улучшения своей жизни.

А если в дальнейшем вас ждет разочарование, если через какое-то время после выборов вы обнаружите, что депутатами крайЗакСа оказались далеко не самые умные, не самые дельные, не самые порядочные наши сограждане, и что защищают они не столько интересы населения, сколько свои собственные, то все стенания уже бесполезны.

Это как после игры в лохотрон: можете плакаться в чью-то жилетку, клясть себя за наивность, призывать громы небесные на головы мошенников-лохотронщиков - все равно проигранных денег вы обратно не получите.

Конечно, нет гарантий и при выборах по одномандатным округам. Кандидат, который вам приглянулся, тоже может при ближайшем рассмотрении оказаться изрядным сукиным сыном. И ничего не поделаешь - нет ни малейшей возможности возвернуть не пригодного к депутатской службе народного избранника в первобытное состояние. Но тут хотя бы можно посмотреть не оправдавшему доверие законотворцу в его бесстыжие глаза и высказать все, что о нем думаешь, а на следующих выборах показать ему комбинацию из трех пальцев.

Обойтись подобным образом с партией не удастся, по крайней мере в нашей стране. Это где-то там, за рубежом, в условиях буржуазной английской лжедемократии, консерваторы или лейбористы, потерпев поражение на очередных выборах, уступают место друг другу. Это в США республиканцы и демократы борются за места в Конгрессе, то побеждая, то проигрывая в зависимости от реальных успехов во внутренней и внешней политике.

У нас же, начиная с июля 1918 г., когда при странных обстоятельствах произошел и был подавлен так называемый “левоэсеровский мятеж”, законодательная власть сосредоточилась в руках нерушимого блока коммунистов и беспартийных. По каждому избирательному округу баллотировался один-единственный кандидат, который и побеждал неизвестно кого с неплохим результатом - как правило 99,99 процента.

Граждане, через каждые полчаса теребимые агитаторами, шли на избирательный пункт, где шла торговля продуктами, не всегда имевшимися в пустоватых продовольственных магазинах, получали бюллетени и опускали их в урны, порой даже не зная, кого и куда выбирали. Заходить в кабинки считалось дурным тоном и вызывало сомнения в лояльности голосующего. Чего это ему там понадобилось, уж не вздумал ли изложить на полях бюллетеня особое мнение, идущее вразрез с официальным, высказаться по поводу событий в Чехословакии или в защиту диссидентов?

Так или иначе, выборы проходили без каких-либо серьезных инцидентов, в обстановке всенародного энтузиазма, вызванного очередными мудрыми решениями партии и правительства. Предполагать хотя бы минимальное влияние результатов голосования на государственную политику могли только круглые дураки, каковые, вероятно, и составляли ту самую одну сотую процента, которая, сопровождаемая внимательными взглядами товарищей в штатском, заходила в кабинки.

Так что же у нас с партиями и с выборами сегодня? А то, что нынешняя политическая атмосфера явственно отдает чем-то из прошлого, когда не государство существовало во имя человека, а человек во имя государства, управляемого партийной элитой, этакими бурбонами и бурбончиками, закосневшими в своей самонадеянности обладателями огромных полномочий.

Выборы исключительно по партийным спискам несомненно приведут к усилению этой тенденции, и кончится тем, что во главе всех законодательных, управленческих, правоохранительных и военных структур будут стоять представители одной-единственной партии, которая ни с кем не захочет делиться властью.

Мы уже сейчас видим, как “Единая Россия”, состоящая на службе коррумпированной отечественной бюрократии, становится все более похожей на КПСС, многое из опыта которой она взяла на вооружение. Здесь и бесстыдная самореклама, и расстановка своих людей на любые ответственные посты, и неуемное стремление показать, что если в чем-то наметилось хоть какое-то улучшение (а это сегодня такая редкость!), то единственно стараниями единороссов. Помните язвительное двустишие из эпохи строительства коммунизма:

Прошла зима, настало лето,
Спасибо партии за это.

А когда посмотришь, невольно задумываешься: каких же таких впечатляющих достижений сумели добиться единороссы, располагая контрольным пакетом в Государственной думе и региональных исполнительных органах, тесно взаимодействуя с федеральным правительством, имея в своих рядах губернаторов и членов их команд, глав администраций городов и районов с их многочисленным аппаратом?

В экономике мы все так же сидим на нефтегазовой трубе, мелкий и средний бизнес пребывает в загоне, находясь под пятой коррумпированной бюрократии. Разработка и осуществление самых необходимых реформ таковы, что они либо не движутся вовсе, либо похожи на эксперименты, которые обычно производят над кроликами. Социальное напряжение растет, потому что растет расслоение в обществе, а 22 миллиона человек даже по официальной статистике имеют доходы ниже прожиточного минимума.

Правда, в соответствии с той же статистикой, число таких людей за последние три года снизилось на три миллиона, но нетрудно снизить его и больше, если еще больше поднять цены на продукты питания и лекарства.

Последнее время по телевидению то и дело звучит призыв единороссов добиваться, чтобы не допускался рост цен на горючее для сельского хозяйства. С кем же хочет бороться “Единая Россия”, преследуя эту благородную цель? Существует эстрадный номер, называемый “борьбой нанайских мальчиков”. Выглядит этот номер так: два человека под халатами, накрывающими их с головой, ведут ожесточенную схватку, стараясь уложить один другого на лопатки. Неожиданно халаты сбрасываются, и оказывается, что борцов было не двое, а один, только руки его были обуты в такие же сапоги, как и ноги.

Весьма похоже поступают единороссы, когда проводят свои акции, якобы чего-то от кого-то добиваясь. По сути же, они всего лишь имитируют борьбу, ибо сами пребывают во всех властных структурах, то есть сами стоят у руля, направляя страну к заветной цели. Вот только вопрос, к какой именно. Если иметь в виду, что цель - это всенародное благоденствие, то ничего оригинального тут нет, попробуйте назвать партию, которая заявляла бы, что видит свою задачу в ухудшении жизни народа. Послушать, к примеру, коммунистов, особенно тех, которые, заседая в Государственной думе, получают огромные зарплаты и пользуются целым набором привилегий, так они спят и видят, чтобы все жили хорошо, а паразиты - никогда.

КПРФ - вообще партия неоднозначная. Отказавшись от основных постулатов марксистско-ленинского учения, таких как интернационализм, отрицание частной собственности на орудия и средства производства, неизменная приверженность материалистическим взглядам на мир и противостояние религии как яркому проявлению идеализма и вообще опиуму для народа, эта партия почему-то считает себя коммунистической.

Более 70-ти лет ее предшественница КПСС строила коммунизм, но соорудила нечто несообразное, похожее на возведенный по дилетантскому проекту дом, которому чтобы развалиться, оказалось достаточно клочка бумаги, подписанного в Беловежской Пуще тремя весьма недальновидными мужиками. Теперь о строительстве коммунизма речи нет, да и никто толком не знает, что это такое, а придумать новую идеологию КПРФ не в силах.

Не те, видимо, умы там собрались, не тянут они на Маркса и Ленина. Правильно говорил мой командир отделения младший сержант Бербеницкий: “Это какую же надо иметь голову, чтобы сочинить устав караульной службы!” Наиболее характерные черты этой партии - достаточно объяснимая нелюбовь к тому, что творится сейчас, умилительное обожание товарища Сталина, а отсюда - желание любым путем, вплоть до революционного, вернуть страну на рельсы, по которым она, возглавляемая вождем всех народов и лучшим другом детей, катала вагонетки на урановых рудниках. Диалог КПРФ с народом звучит, по моему мнению, так:

- Марш, марш вперед, рабочий народ!
- Куда - вперед?
- Назад.

Скажу откровенно, я не вижу особых перспектив у партии, которая призывает шагать в будущее, обратив лицо к прошлому. Прошу заметить: ни в одной экономически развитой и социально благополучной стране коммунисты не стоят у власти, а пребывают на политических задворках.

Разве что в Китае дела обстоят несколько по-иному, но там не всё еще до конца ясно, да и качество жизни в КНР куда ниже, чем на Тайване. Не приведи господь, если КПРФ с помощью ненавидимой ею же демократии соберет достаточное количество голосов, чтобы получить мандат на еще одну попытку построить светлое будущее. Эти выборы станут последними в российской истории, а властная вертикаль, которую с упорством, достойным лучшего применения, выстраивает президент Путин, будет окончательно завершена, чтобы с большим эффектом лупить по инакомыслящим головам.

О партии “Родина” особо сказать нечего. Кроме названия, прикрывающего националистическую сущность, ничего привлекательного в ней нет. Да, такие уже приходили к власти в Италии в 20-х и в Германии в 30-х годах минувшего века, но хочется надеяться, что у нас хватит ума отказать “Родине” в семи процентах голосов, необходимых каждой партии для прохождения в думу.

Нацистская опасность в нашей стране приобретает все более грозные очертания, и как бы в судебных процессах, в том числе с участием присяжных заседателей, тяжкие преступления, совершаемые фашиствующими молодчиками, не сводились к банальному хулиганству, черное от этого не становится белым, а пролитая кровь - водичкой из-под крана.

Вспоминается старый анекдот, в котором американец говорит советскому человеку, что, дескать, в вашей стране и то плохо, и это, но наш не теряется и все замечания забугорного критикана кроет, как шестерку козырным тузом: “А у вас негров линчуют”.

Сейчас в Америке негров не линчуют, зато у нас избиения и убийства на расовой и национальной почве стали обыденным явлением. Стыдно, уважаемые соотечественники, готовясь праздновать 61-ю годовщину Великой Победы нашего народа над германским фашизмом, столь снисходительно относиться к собственному, доморощенному.

С другой стороны, как убедить тех, кто исповедует ненависть по расовым и национальным признакам, что не всё сущее подвластно нашей воле? Леонид Утесов однажды заметил с присущим ему остроумием: “Каждый хотел бы родиться одесситом, но не всем это удается”. Так и в этом случае. Человек не выбирает отца и мать, можно возмущаться какими-то его недостойными поступками, но нельзя упрекать в принадлежности к той или иной национальности, как нельзя ставить в вину Чубайсу, что он рыжий, или Зюганову - что лицом и фигурой не дотягивает до Алена Делона.

Перехожу к Владимиру Жириновскому. Я сознательно веду речь не о ЛДПР, а о ее лидере, потому что Владимир Вольфович, не имея рядом с собой мозговитых и сколько-нибудь популярных в народе соратников, лично, как атлант Землю, держит на плечах свою партию. Сейчас он стал меньше эпатировать публику неожиданными выходками, экономней относится к расходованию слюны в процессе оплевывания оппонентов, не так часто, как раньше, проявляет заботу, выражаясь словами Бабеля, “об дать кому-нибудь по морде”. Однако все главные свойства этого господина остаются при нем - и цинизм, и наглость, и хамство, и базарная крикливость.

Никуда не девалось стремление казаться руссее всех русских, от которого, думаю, папа-юрист переворачивается в гробу. В этом отношении, мне кажется, Владимир Вольфович представляет даже большую опасность, чем Альберт Макашов, потому что он гораздо умней, образованней и, главное, популярней буквально пропитанного желчью отставного генерала.

При всем при том не ясно до конца, чего, собственно, хочет ЛДПР, что она имеет в виду, ратуя за пресловутое народное счастье, под знаменем борьбы за которое идут навстречу выборам все без исключения политические партии. Пробьет час, Жириновский выйдет из игры, что тогда останется от ЛДПР? Воспоминания о том, как некогда ее вождь метко плескал нарзаном в лицо Борису Немцову? И что же, прикажете голосовать за такую партию? Нет уж, увольте, хотя допускаю, что парламент без нее - словно цирк без клоунов.

Разумеется, мне ближе всего демократические партии, которые то ли сольются в предвыборном экстазе, то ли пойдут каждая своим путем. Второй вариант, на мой взгляд, смерти подобен, да и приведет ли к успеху первый - тоже еще вопрос. В свое время демократы имели преимущество, но растеряли его, сильно возомнив о себе и наделав массу ошибок.

Потом и вовсе последовало сокрушительное поражение на выборах в Госдуму, но и это, похоже, ничему не научило ни СПС, ни “Яблоко”, ни другие партии правого крыла. Сегодня их лидеры напоминают мне английских джентльменов, этаких комильфо, которые, сидя в креслах в каком-нибудь элитарном клубе и покуривая дорогие сигары, обсуждают результаты последней охоты на лис и ждут, когда им принесут кофе с коньяком.

Не стройте иллюзий, господа, не принесут. Надо самим идти в народ, использовать любую возможность показаться на телевидении (тут бы поучиться у Владимира Жириновского), популярно, без излишней наукообразности разъяснять людям свои программные цели, проводить, как это делают коммунисты, массовые акции в защиту законных прав населения, попранных бюрократическим режимом. Стратегия и тактика известны, ничего другого не дано.

Ах, не хотите спускаться с Олимпа, боитесь запачкать в политических играх свои белоснежные манжеты? Тогда продолжайте пикироваться друг с другом, выяснять, кто из вас, правых, больше прав, пока другие безостановочно приучают электорат к мысли, что только они и есть подлинные друзья народа.

У меня нет возможности уделить внимание и другим партиям, которых великое множество (черепковская “Свобода и народовластие”, аграрии, Партия пенсионеров и т.д.). Возможно, мы поговорим о них в будущем, когда у них появятся реальные шансы добиться успехов на избирательном ристалище.

Здесь же я попытался проанализировать сегодняшний расклад сил перед выборной заварухой, которая грянет на нашу голову в крае, а затем и в стране. И прихожу к выводу: голосование в нынешней России исключительно по партийным спискам есть большой мухлеж, при котором избирателя заставляют покупать кота в мешке.

Эта система исключает настоящее соперничество, она выгодна в первую очередь тем кандидатам, которые ни за что не стали бы депутатами, баллотируйся они в одномандатных округах, но достаточно богатых, чтобы купить место в списке и независимо от желания избирателей пройти в парламент. Она выгодна правящей партии, обладающей колоссальным административным ресурсом и подмявшей под себя большинство средств массовой информации. Чиновники, состоящие в этой партии, повсеместно занимают ключевые посты и, конечно же, сделают всё, что им требуется, но затруднительно сделать для каждого депутата в отдельности.

Теперь, уважаемые читатели, судите сами, насколько съедобный избирательный пирог могут приготовить нам повара из приморского Белого дома.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. С 1 апреля, дорогие коллеги-пенсионеры, мы с вами начали получать в среднем аж на 185 рублей больше. Явственно ощущаю атмосферу ликования в связи с этим знаменательным событием. Я, правда, новую большую пенсию еще не получал, но уже сильно озабочен: куда девать такие сумасшедшие деньги?

Ага, придумал! Куплю, если хватит, четыре розы и вручу руководителям ЖКХ города Владивостока, выразив тем самым благодарность за титанический труд, который они затрачивают на изобретение все более высоких коммунальных тарифов, наперед съедающих прибавку к зарплатам и пенсиям.

В.К.

Рисунок Олега Хромова.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100