Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 17 (632) от 21 апреля 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

С клеймом

Мария Торхова

Начало войны я встретила на Украине, хотя родом из Приморского села Ново-Девица. В январе 1938 года органами НКВД был арестован отец, мы жили в то время в селе Воздвиженка. Летом того же года взяли маму и с ней 6 детей. Во Владивостоке нас отделили от мамы и отправили в детдом-распределитель.

Сестрёнка 1928 г.р. умерла, а трёхлетнюю отдали в ясельную группу.

В августе нас, 4-х детей, увезли в Киевскую область м.Тараща в детдом. Там ещё одну сестру дошкольного возраста отправили в г.Умань. Когда началась война, мальчишки из детдома 1925-26 и даже 1927 г.р. ушли на фронт. К осени по дороге мимо детдома шли наши бойцы. Мы выбегали к ним навстречу с бумажными кулёчками, наполненными черешней. Солдаты шли молча, усталые, редко кто улыбался. До нашего детского сознания не доходило, что это было отступление. С каждым днём усиливался грохот орудий.

Начальство детдома разбежалось, остался завхоз (мужчина преклонного возраста) и няня. Они согнали всех детей в погреб. Сидели в погребе, пока немец сапогом не выбил стекло и не направил дуло винтовки внутрь, но что-то остановило его нажать на курок, может быть, испуганные детские глаза. Зверства немцев описать невозможно.

Пищу для нас готовить было некому, да наверное и не из чего. Дети бродили по руинам разрушенных магазинов, а потом разбрелись в поисках приюта. Я жила у женщины пожилого возраста, работала в поле наравне со взрослыми.

Зимой 1943-44 г.г. наши войска согнали врага с родной земли. В 1944 году поступило распоряжение выделить с каждого колхоза по 2 человека в ФЗО. Выбор пал на меня (безродная!). Мы изучали разрушенный коксохимический завод в Горловке. Холодное общежитие, скудное питание, полураздетые, - старались что-то усваивать.

Всё время я мечтала встретиться с мамой. Свой срок, как жена «врага народа», она отбывала в Караганде. Из ФЗО я, конечно, сбежала. Когда маму выпустили, я уехала к ней. Расстались мы с ней, когда мне было 9 лет, а встретились - мне шёл 18-й. Судьбой не дано было мне испытать радость родительской ласки и напутствия на жизненный путь, но от родителей достались мне трудолюбие и душевная жалость к людям. В 1947 году я вернулась в Приморье, в Воздвиженку, где ещё жива была бабушка, папина мама.

Прошлое постоянно преследовало таких, как я, детдомовцев с клеймом «дети врагов народа». Пути к учёбе для нас были закрыты, при устройстве на работу требовалась автобиография, как только напишешь о родителях, начальник отдела кадров погружался в глубокие раздумья. До войны успела окончить 6 классов, с этим «багажом» знаний и пробивала свой путь в жизни.

Мария Торхова, с. Хороль.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100